Урок русского языка и развития речи по теме Составление предложений по схемам в специальной (коррекционной) школе-интернате


Урок русского языка и развития речи
Тема: «Составление предложений по схемам».
 Цель: учить составлять предложения по схемам.
Задачи:-закрепить правила написания предложения
     -выявить уровень состояния навыка составления предложений по схемам;
    -коррекция зрительного восприятия на основе упражнений, развитие мелкой моторики; 
     -воспитывать  мотивацию к учению.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой
     - Дети, вам тепло?                                       - Да!  
     - В классе светло?                                        - Да!      
     - Прозвенел уже звонок?                             - Да!
     - Уже закончился урок?                               - Нет!
     - Только начался урок?                                - Да!
     - Хотите учиться?                                        - Да!
     - Значит, можно всем садиться!
-Урок русского языка. На партах должны лежать учебники, тетради, ручки, карандаши.
2. Работа с изограммами (коррекция зрительного восприятия).
     - Что здесь написано? (Буквы.)
     - Разгадайте тайный смысл картинок, которые нарисованы с помощью букв.
     На доске изображение изограмм слов –слон, комар, ёжик.
     - Назовите изображённые предметы.
     Учащиеся проверяют правильность своих ответов с помощью предметных картинок, которые изображены с обратных сторон изограмм.
     - Что вы произнесли? (Слова.)
     - Что можно составить из слов? (Предложения.)
     - Составьте предложения с данными словами.
II. Сообщение темы урока.
     - Сегодня на уроке вспомним и закрепим знания по составлению схем предложений.
     
II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики).
А). Работа с пособием «Геометрическая дорожка».
     На партах у учащихся индивидуальные пособия «Геометрическая дорожка». На листах изображены цветные геометрические фигуры, расположенные в три ряда (первый ряд – красный квадрат, зелёный круг; второй ряд – прямоугольники: синий, зелёный, жёлтый, красный; третий ряд – жёлтый круг, синий треугольник).- Поставьте большой палец на жёлтый круг. Переходим на жёлтый прямоугольник, на синий треугольник, на красный квадрат и т.д.
Б) гимнастика для пальцев «Домик»
В) –Что такое «Гостинцы»?
-это сладкие подарки, сюрпризы. А мы пришли тоже не с пустыми руками. Принесли торт.
-Какой звук первый и последний в этом слове? (Т)
-Давайте вспомним правильное написание этой заглавной буквы.
-Пропишите букву у себя в тетради. -запишите число, Классная работа.
Чистописание (работа в тетрадях).
III. Актуализация знаний учащихся.
Работа по сюжетной картинке (коллективное составление простого нераспространённого предложения).
-Итак, а к кому мы пришли в гости, сейчас вы увидите на картинке.
     Детям предъявляется сюжетная картинка.
     - Кто это? (Девочка.)
     - Дайте ей имя.
     - Что делает Оля? (Рисует.)
     - Повторите оба слова. (Оля рисует.)
     - Что вы произнесли? (Предложение.)
 - Составим схему этого предложения на доске.
 - Из чего состоит предложение? (Из слов.)
 - Сколько слов в этом предложении?
-Давайте запишем это предложение в тетради.
-Составьте схему предложения. Сколько слов в предложении?
     
2. Самостоятельное составление простых предложений (работа с сюжетными картинками).
     - Сколько слов может быть в предложении?
     - Посмотрите, у Оли есть друзья, составьте про них предложение.
     - Посчитайте, сколько слов в предложении и составьте схему предложения под картинкой.
          ФИЗМИНУТКА (выполнение упражнений детьми по предложенным действиям учителем).
     Учитель на ушко называет ребёнку действие, которое он должен выполнить. Остальные дети должны догадаться и повторить.
     - Что делает Катя? (Варианты действий для детей: поёт, плачет, поднял руку, ловит рыбу, умывается, гладит, ест, сел за стол.)IV. Работа по теме. 
-Ребята, посмотрите сейчас вам дана схема предложения. Используя одну из картинок, составьте предложения к этим схеме.
Учебник
(На столе лежит учебник)
Шарф
(Настя вяжет шарф)
Яблоки
(В саду растут яблоки)
Работа в учебнике. Стр. 8 упр.2
V. Закрепление составления предложений по предметным и сюжетным картинкам.     - Прочитайте слова, записанные на карточках. (вяжет, летит, лечит, скачет, порхает)
     - Назовите предметы, изображённые на картинках. (бабочка, врач, самолёт, бабушка, лошадь)
     - Подберите картинки-предметы к словам-действиям.
     - Из скольких слов состоят предложения? (из 2-х)
-нарисуйте схему у себя в тетради.
      - Послушайте загадку.
Утро... Весь в цветах лужочек...
Но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул - и полетел,
И опять на кустик сел!
Вот сидит... Какой красивый!
Я бегу к нему, счастливый,
Но за куст ногой задел,
И ... цветочек вновь взлетел!
Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк,
Между крыльев – складочка.
Да ведь это ж... бабочка. (Е. Груданов)
     - Прочитайте предложение про бабочку. (Бабочка порхает.)
     - Сколько слов в предложении?
     - Дополните предложение по картинке, чтобы оно состояло из 4-х слов. (Бабочка порхает над цветком.)
     - Запишите это предложение в тетрадь и начертите к нему схему.
VI Домашнее задание.     Объявляется и объясняется домашнее задание: стр.9 упр.3
VII. Итог урока.
     - Что составляли на уроке? (предложения.)
   - Что использовали для этого? (Сюжетные картинки и схемы предложений.)
     - Сколько слов может составлять предложение?
     - Какие задания на уроке понравились?