Беседа: Роль слуха и зрения в развитии речи детей и Этапы речевого развития детей


Беседа: «Роль слуха и зрения в развитии речи детей»
и «Этапы речевого развития детей»
Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда у ребенка полноценное зрение и слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на слух проявляется расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звуки, звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, дай-дай, иди-иди).
В возрасте 7 – 9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.
При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.
Исследования Л.В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 – 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков.
Понижение слуха, которое возникло до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит как правило, к О.Н.Р. у детей (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает.
В таких случаях без специального воздействия сурдолога, логопеда речь у таких детей не развивается.
Слух человека отличается от слуха животных тем, что человеческий слух точно различает звуки человеческой речи, (т.е. фонемы). В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо еще понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.
Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения.
Обычно к 4 годам ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.
Зрение также имеет огромное значение в развитии речи. Слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже, т.к. зрячий ребенок внимательно наблюдает за положением языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка слух и зрение развиваются. Речь служит показателем умственного развития ребенка.
Кроме того, нужно четко знать каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 год 4 месяца еще не говорит. Нормальное это явление или нет, педагог, воспитатель, родители могут решить, если знают, когда при нормальном развитии появляются первые слова. Это также необходимо знать при диагностике нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения. Правильно ли это? Нет! Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в этом возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется физиологическим косноязычием, оно вполне закономерно и обусловлено еще и недостаточной сформированности артикуляционного аппарата. Знание законов речевого развития нужно еще и для того, чтобы правильно построить коррекционную, воспитательную работы.
Например, обучая неговорящих детей (алаликов) очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Поэтому, если сразу развивать у ребенка речь, то работа не принесет желаемого результата.
Например, А.Н. Гвоздев выделяет в речи ряд периодов.
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет всего два периода:
1-й – подготовительный (до одного года),
2-й период – этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й – подготовительный (до 1 года),
2-й этап – первоначального овладения языком (до 3-х лет),
3-й – дошкольный этап (до 7 лет),
4-й – школьный (от 7 лет и выше).
Остановимся подробно на каждом этапе.
1-й этап – подготовительный.
В 1 месяц ребенок успокаивается мелодичной песней (колыбельной). Следит глазами, поворачивает голову в сторону говорящего. Реагирует на интонацию: на ласковую - оживляются, на резкую – плачут.
в 2 месяца появляется гуление и к началу 3 месяца – лепет (агу – угу – тя-тя, ба-ба и т.п.)
В 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит губы взрослого и пытается ему подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения губ ведет к закреплению двигательного навыка.
В 6 месяцев – появляются первые слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па). Ребенок также воспринимает темп, ритм, интонацию, мелодику.
В 7 – 9 месяцев – повторяет за взрослым разные сочетания звуков.
В 10 – 11 месяцев – появляется реакция на первые слова.
В 12 месяцев, т.е. к году – появляются первые слова.
2-й этап – преддошкольный (от 1 – 3-х лет)
Ребенок много и охотно повторяет за взрослым и сам произносит слова, но путает звуки, переставляет их, искажает, опускает. Одним словом ребенок может обозначать предмет, и просьбу, и чувства. Это ситуативная речь, она сопровождается мимикой, жестами.
В 1,5 года ребенок начинает понимать словесное объяснение взрослого, т.е. уже слова обобщает. В 1,5 года у ребенка 10 – 15 слов.
В 2 года – 300 слов (т.е. за 6 месяцев около 300 слов).
К 3-м годам – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй.
3-й этап – дошкольный (от 3 до 7 лет)
От 3 – 7 лет у детей еще наблюдается неправильное произношение звуков «р», «л», шипящих, свистящих, реже наблюдаются дефекты смягчения, озвончения и йотации. Дети сами на слух слышат свое неправильное произношение, начинают его исправлять в некоторых случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В 4 – 6 лет в словаре детей – 3000 – 4000 слов. Значения слов уточняются, обобщаются.
К.Д. Ушинский придавал большое значение «чувству языка», которое подсказывает ребенку, место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
В 4 года дети хорошо пользуются в речи простыми и сложными предложениями («Я куклу в такое красивое платье одела. Я стану большим сильным дядей»).В 5 лет дети свободно пользуются сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины». «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»)
Дети пользуются рассказом, пересказывают сказки из 40 – 50 предложений, т.е. развивается монологическая речь.
В 4 года ребенок различает, дифференцирует все звуки родного языка.
4-й этап – школьный (от 7 – 17 лет)
Появляется новая речь – письменная. Дети усваивают грамматические правила, речь их перестраивается: от восприятия и различения звуков до сознательного использования всех языковых средств. Чтобы процесс речевого развития у детей протекал нормально, необходимо, чтобы:
Ребенок должен:
- быть психически и соматически здоровым (soma (греч.) – тело человека, т.е. организм), иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие тесным образом связаны с развитие мышления.
Беседу подготовила воспитатель Гаврилова З.И.