Доклад «Методики обучения письму с точки зрения профилактики трудностей и учёта особенностей индивидуально-типологического развития детей».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра адаптивного образования




Самостоятельная работа № 3


«Методики обучения письму с точки зрения профилактики трудностей и учёта особенностей индивидуально-типологического развития детей».






Артемовой Елены Николаевны,

Группа №










г. Пушкино


2015 г.






Обучение младших школьников письму начинается с формирования у них навыков графо-моторной деятельности, обеспечивающей, во-первых, правильность и скорость письма, во-вторых, его соответствие эстетическим требованиям, что позволяет без затруднений читать написанный текст. Обучение каллиграфии начинается для учителя с постановки учебных и коррекционных задач. Учебными задачами можно назвать следующие:

· ознакомить детей с графическими и гигиеническими правилами письма и обеспечить их применение;

· обучить приемам письма и развить координацию движений руки;

· обеспечить образование чётких зрительных и двигательных образов букв и их соединений.
Ведущей программой формирования каллиграфического навыка является программа обозначения звука буквой и ее написание. Результат данной программы: система ассоциативных связей между звуком, артикулемой, фонемой, графемой, кинемой. Содержание: восприятие и артикулирование звука, соотнесение его с фонемой, актуализация её зрительного образа (графемы), анализ графемы разложение её на элементы, соотнесение их между собой в пространстве и времени (выше ниже, справа слева; первый, второй), изображение буквы. Написание буквы в начале обучения распадается на ряд изолированных действий: ученик выписывает каждый элемент в отдельности, и, как указывал Е. В. Гурьянов, только сочетание таких осознанных действий приводит к воспроизведению буквы. Объединяясь, элементарные акты письма автоматизируются, становясь почти бессознательными, и образуют более сложную деятельность: написание слова, фразы, а затем и запись мыслей. Первым этапом программы является уточнение звука и перевод его в фонему. У детей, не имеющих органических нарушений речевых областей коры головного мозга, входящие в этот этап операции восприятия и распознавания звука, трудностей не вызывают. Они возникают лишь в том случае, если звук испытывает интерферирующее влияние соседних в звуковом комплексе (слоге, слове), поэтому в данную
программу включены лишь механизмы кодирования изолированного звука, обеспечивающие формирование и автоматизацию ассоциативных связей «звук – фонема графема кинема» по прямому соответствию. Трудности в выполнении операций второго этапа – соотнесения фонемы с графемой выражаются в медленном формировании и длительном закреплении в памяти зрительного образа буквы. Они обусловлены тем, что буквы имеют две формы выражения – печатные и рукописные знаки, которые достаточно резко отличаются друг от друга. Кроме того, каждая форма имеет ещё два варианта знаков – заглавные и строчные. В печатном шрифте они, за небольшим исключением (Аа, Бб, Ее), тождественны, а в рукописном варианте разница между заглавными и строчными знаками существеннее.
При обучении детей «разнообразие буквенного выражения одного звука в составе одной графемы и её обобщённый характер делает восприятие и опознавание буквы при чтении и актуализации её образа-представления при письме весьма трудным процессом». Выделив фонему, ребёнок не может вспомнить, каким знаком (буквой) она обозначается, и допускает замены букв по оптическому сходству, например, заглавных (в рукописном варианте): Ж – Х, З – Е, Э – С, Ч – У. Однако эти ошибки не имеют стойкого характера и встречаются обычно в первой половине букварного периода. Длительное сохранение подобных ошибок может свидетельствовать об органических нарушениях в коре головного мозга, препятствующих созданию прочной связи между фонемой и графическим образом буквы.
Трудности операций третьего этапа написания буквы сегодня специалисты связывают, в основном, с тем, что воспроизведение букв – это, прежде всего, создание и реализация программы движений, и смешение букв, состоящих из одинаковых элементов, недописывание элементов,неправильное соединение букв бывают обусловлены слабой сформированностью двигательного стереотипа. Ошибки в начертании букв, а также снижение качества письма (колебания в размерах и наклоне, несоблюдение строки, нарушения пропорций элементов буквы, в результате чего письмо приобретает неряшливый вид) достаточно тесно связаны с условиями письма. Известно, что при письме длинных предложений или связного текста, когда внимание направлено на передачу содержания, на сохранение стиля изложения и т. п., резко возрастает небрежность исполнения, а также количество орфографических и графических ошибок. Это явление бывает обычным для младших школьников, которые ещё не умеют распределять внимание между несколькими задачами. «Совершенно очевидно, что выделение в сознании всех частных задач и одновременное контролирование процесса их решения в течение долей секунды невозможно. Соблюдение графических норм при указанных условиях может осуществляться только на основе навыков, т. е. упрочившихся в результате упражнений способов изображения более или менее сложных соединений или комплексов элементов и букв, соответствующих определённым элементам речи. Только в редких случаях, когда возникают технические затруднения или когда пишущий ставит перед собой специальную задачу написать данный текст особенно чётко, происходит выделение специальных задач правильного изображения отдельных букв и их элементов». Очень важную роль при письме букв играет контроль. Контроль графических норм осуществляется на двух уровнях – кинестетическом и зрительном. Характеристику процесса кинестетического контроля дал И. М. Сеченов, писавший о том, что определённому ряду движений всегда соответствует в сознании определённый ряд чувственных знаков и при условии многократного повторения двигательного ряда вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки. Запечатлеваясь в памяти, они образуют ряд нот, по которым, или, точнее, под контролем которых разыгрывается соответствующая двигательная пьеса.

Список литературы:
Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. - 1995. № 12.
Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. - 2000. № 5.
15