Особенности проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Выступление на педагогическом совете школы:
Особенности проектной деятельности в специальной
(коррекционной) школе VIII вида.
Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Но метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.
Проектная деятельность в коррекционной школе позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и в контроле своей деятельности. В основе метода проектов лежит:
 - развитие познавательных навыков учащихся,
- развитие критического и творческого мышления,
 - умение ориентироваться в информационном пространстве,
 - умение самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ·
- умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
   Благодаря методу проектов и использованию информационных компьютерных технологий появилась возможность вовлечь обучающихся с ОВЗ в активную деятельность по разработке и созданию не только разнообразных изделий, которые они представляют на творческих и тематических выставках, реализуют на школьных ярмарках, но и по выполнению творческих проектов. Полностью оформленные творческие проекты представляют учащиеся 10 класса при выполнении экзаменационной работы. Первые проекты девочки выполнили и защитили в 2006 году.
   Цель работы над проектами в нашей школе — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Значимость этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать вид деятельности по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. По сути, выполнение любого изделия на уроке трудового обучения и на занятии кружка это уже исследовательская деятельность, так как школьники решают проблемы различного характера: выбор объекта труда, его анализ и обоснование данного выбора, разработка его конструкции и технологии изготовления сначала на уровне идей, а затем воплощение идеи в виде графического документа (творческого проекта) или компьютерной презентации выполненной с помощью учителя. Таким образом, ребята под руководством учителя учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
   Нелюбовь детей с нарушениями развития к описанию своей работы кроется в недостаточных умениях анализировать и оценивать свою деятельность, представлять результаты анализа и оценки в письменном виде. Для преодоления этих трудностей учителя трудового обучения предлагают обучающимся различные алгоритмы выполнения работы, инструкционные карты. В процессе работы над проектами осуществляются связи с предметами: математика и черчение, изобразительное искусство, история, биология, компьютерные информационные технологии.  
   По продолжительности обучающимися выполняются краткосрочные и долгосрочные проекты, по виду деятельности – информационные (например, реферат по истории изучаемого объекта), практико-ориентированные (изготовление изделий из бумаги, дерева, бисера, вышивка), и творческие проекты. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми.
При выборе темы проекта обучающиеся учатся анализировать не только свои потребности, но и школы, города, края. Исследуют и анализируют различные ситуации: изучают рынок (можно ли купить такое изделие, что не устраивает в продаваемых изделиях, что можно изменить или улучшить). Тематика проектов подбирается только с учетом личных интересов и способностей обучающихся.
Учащиеся получают возможность углубить свои знания и умения, используя разнообразные источники информации, причем самостоятельно. В качестве информационного методического обеспечения могут использовать учебную, справочную, научно-популярную литературу, источники из Интернета.
Проект может состоять из отдельных частей, например, истории исследуемого объекта, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Варианты проектов могут быть различными. Необязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена родителями, учителем. Проект могут выполнить вместе несколько учениц, при этом необходимо разделить его на части, которые выполняет каждая.
Так в процессе выполнения любого проектного изделия учащиеся с нарушениями развития в сотрудничестве с учителями и одноклассниками совместно вырабатывают цели, планируют предстоящую работу, анализируют её ход и оценивают результаты деятельности. При этом происходит формирование навыков работы в команде, формируются навыки самоконтроля и культуры труда, оказания помощи друг другу, совместного решения проблемы, что является необходимым условием для социальной адаптации в обществе.   
Выполнение проекта можно разделить на несколько этапов. Вот примерный план деятельности учащихся в процессе выполнения проекта:
Организационно- подготовительный этап
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Выбор модели. Описание внешнего вида модели.
История исследуемого объекта.
Выбор и описание материалов.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
Организация рабочего места.
Конструирование и моделирование изделия
Раскрой изделия.
Технологический этап
Выполнение технологических операций
Соблюдение условий, правил безопасности и культуры труда
Заключительный этап
Оценка проделанной работы
2. Защита проекта
    
   Защита проектов проходит на уроках. Также учащиеся представляют свои изделия на выставках, на праздниках труда, где у них есть возможность самим продемонстрировать модели одежды, изготовленные своими руками. Творческие проекты учащиеся защищают в период государственной аттестации 10-х классов.
   В процедуру защиты проекта входит: выступление учащихся, в котором они рассказывают о результатах достижения поставленных целей, дают информацию о последовательности выполнения изделия, о трудных и радостных моментах, с которыми сталкивались в своей работе. А также демонстрируют изделия, отвечают на поставленные аттестационной комиссией вопросы.
 Хочется отметить, что  при выполнении проектов учащиеся тесно связаны с профессиональной деятельностью исследователя, художника, конструктора, технолога, оператора швейного и влажно-теплового оборудования. Думаю, что проектная деятельность во многом определит профессиональную направленность многих учащиеся.
Проектная деятельность помогает развитию у учащихся с ОВЗ контрольных умений, что является важнейшей коррекционной задачей. Известно, что чаще дети с нарушениями в развитии имеют заниженную или завышенную самооценку, не имеют контролирующих навыков. В условиях переосмысливания ценностей образования система контроля и оценивания учебной деятельности обучающихся не может ограничиваться оценкой учителем ЗУН. Для развития учебно-познавательной мотивации обучающихся ставится более важная социальная задача: развивать у обучающихся умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, обнаруживать ошибки, находить пути их устранения.
Опыт работы учителей трудового обучения показывает, что применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует:
· коррекции недостатков развития ребенка;
· развитию мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;
· формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;
· формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;
· воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;
· формированию умений публично выступать и работать в команде.
  Словом, приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе.