ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
Часто в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (далее школы VIII вида) семья самоустраняется от процесса воспитания.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность умственно отсталого школьника.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Учитывая такую особенность, как «ведомость» умственно отсталого школьника, выше перечисленные факторы подрывают уверенность ребенка в себе, его способности к интеграции в обществе, способности самостоятельно ориентироваться в жизненно важных ситуациях. У ребенка появляется чувство одиночества и незащищенности.
Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, дано привычным термином? Для милиционера - это хулиган, для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада - шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой - естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети?
Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Майкл Раттер отмечает, что «психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это — неотъемлемая часть процесса развития». Как отечественные, так и зарубежные психологи, и социологи отмечают рост количества детей группы риска.
Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным. Хотелось бы обратить внимание на ту часть трудных детей, чье поведение принято называть девиантным. Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющего от нормы (девиантного) поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. Понятие «нормы» принадлежит к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множество различных вариаций, уклонений от нее, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинается область ненормального. Таких границ не существует нигде, и в этом смысле норма представляет собой чисто отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле встречается не в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Формы ненормального поведения могут встречаться и у нормальных людей, представляя собой временное и преходящее поведение, но могут встречаться у людей и как более продолжительные, даже постоянные формы их поведения.
Для того чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т. е. причины девиантного поведения. Существует множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения, зависящих от профессиональной принадлежности авторов (психиатров, психологов, социологов и др.) и их теоретических предпочтений. Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:
причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
причины социального и психологического характера.
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
Существуют и смешанные классификации, в которых перечисляются и психофизиологические, и социальные причины. Так, В. Клайн (1991) выделяет шесть типов юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта:
1.Он просто «валяет дурака». «Есть подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Что имеется в виду? Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотики. «Шутники» могут без разрешения, не имея прав, укатить на вашем автомобиле, «расписать» краской соседский забор или стену школьного здания»
Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность по отношению к родителям перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность сына-подросткаобрушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства, а теперь они вырвались наружу».
Испорченный ребенок. «Такого ребенка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение - контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос внеблагополучной семье. И теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им».
Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят или мучают сверстники, потому что они не такие как все или потому что кажутся беззащитными».
Психотики. «Это умственно неполноценные, больные дети.Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли. Один такой четырнадцатилетний подросток застрелил отца и мать. Объяснял он свой поступок просто:«Мне пришлось это сделать. Они не давали мне застрелить директора, школы».
Дурное семя. «Этот тип подростков называют еще первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольныегоды. Обычно такой ребенок постоянно совершает асоциальные поступки, несмотря на то, что попадается и знает, что наказание неотвратимо. Его не останавливает даже страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального, порядочного поведения. Он никого не может любить по-настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведомы чувства стыда и вины. «Я кричу на него, - рассказывает отец,- я его наказываю, бью. Мне скоро предъявят обвинение, что я издеваюсь над ребенком. А ему все как с гуся вода. Он, как ни в чем не бывало, опять принимается за свое».
Для оценки возможного отклонения в любом поведении используется несколько различных критериев. К их числу относятся:
Нормативы, соответствующие возрастным особенностям
и половой принадлежности ребенка
Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Например, мокрые пеленки для младенцев не особенно тревожат родителей, и многие дети продолжают мочиться в постели до четырехлетнего или пятилетнего возраста. Вместе с тем с детьми десятилетнего возраста подобное случается крайне редко, и поэтому для этого возраста подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы.
Что же касается вопросов, связанных с половыми различиями, то следует отметить, что даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми так называемыми «женскими чертами», а у большинства девочек –некоторыми «мужскими». Это вполне нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь набор женских особенностей поведения, и поэтому с точки зрения статистики такой случай явился бы ненормальным. Вопрос серьезности подобного отклонения может быть решен только с учетом других критериев ненормальности, а также наличия повреждения социального развития.
Длительность сохранения расстройства
Как уже отмечалось, при исследовании детей любого возраста у многих часто обнаруживается наличие страхов, припадков или других неприятных расстройств. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки. Так, например, почти каждый ребенок прошел через фазу нежелания ходить в школу. Это могло быть единственным днем в жизни ребенка или длиться несколько недель. Сохраняющееся же многие месяцы и даже годы нежелание ходить в школу, естественно, вызывает тревогу.
Жизненные обстоятельства
Многие дети, например, реагируют на появление младшего брата или сестры регрессом в поведении. Они могут в это время начать сосать палец, просить бутылочку, больше капризничать и требовать внимания взрослых. Другое событие, которое обычно вызывает переживание стресса и приводит к увеличению чувства тревожности и зависимости, - перемена школы или класса. Родителям следует знать, что у многих детей стресс усиливает эмоциональные и поведенческие трудности.
Степень нарушения
Жалобы на отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем на существование целого ряда симптомов одновременно. На самом же деле лишь в крайних случаях внимания заслуживают симптомы, изолированно наблюдающиеся в поведении ребенка. Более пристально следует изучать детей с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
Тон симптома
Значение симптома в некоторых пределах определяется также и его особенной природой. Исследования доказали, что одни симптомы преимущественно бывают обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие – психическим расстройством. Так, кусание ногтей - привычка, которая также часто встречается у нормальных детей, как и у психически больных детей, - не является признаком психического заболевания. Из этого, однако, не следует, что для диагностики данный симптом не имеет никакого значения. Напротив, дети особенно часто кусают ногти в моменты внутренних напряжений. Однако напряжение не является синонимом расстройства психики, потому что время от времени его может испытывать каждый, а вот, например, нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.
Тяжесть и частота симптомов
Когда говорят, что у ребенка бывают ночные кошмары, вспышки ярости, тики или какие-то другие неблагоприятные симптомы, очень важно, прежде всего, выяснить частоту их проявления и ясно представить себе реальную картину нарушения. В чем же состоит припадок: в двухминутном крике или в получасовом плаче с катанием по полу? Почему родители считают, что у ребенка бывают ночные кошмары: потому ли, что он по утрам вспоминает увиденный неприятный сон, или потому, что он просыпается среди ночи весь в поту и слезах? В этих случаях также важно, повторяется ли это с ребенком каждую ночь или происходит не чаще одного раза в месяц.
Изменение поведения
Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка, если в поведении ребенка, возникают изменения, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития, к этим изменениям следует всегда относиться внимательно.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание комбинацию из всех выше названных критериев. Но даже в этом случае определение «ненормальности» только на основе статистических данных, т. е. данных о частоте симптома, представляется недостаточным. Необходимо также учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие.
Наибольшие трудности в работе педагогов наблюдаются с теми детьми, которые не хотят учиться, прогуливают уроки и не дают учиться другим, срывая уроки и мешая учителю их вести;
- на втором месте (42%) - грубые дети, дерзящие учителю, сквернословящие в общении с одноклассниками и учителем;
-достаточно большое количество учителей (24%) испытывают трудности с детьми, которые постоянно лгут: им невозможно доверять (можно «попасться на удочку»);
-некоторые учителя (18,5%) отмечают, что испытывают трудности с теми детьми, которыми не занимаются родители. Это дети, родителям которых нет до них никакого дела;
-небольшое количество специалистов отмечает, что им трудно работать с интерактивными детьми, курильщиками, наркоманами и токсикоманами, агрессивными детьми; с детьми, которые убегают из дома, бродяжничают; с подростками 13-14 лет, а также с детьми, которые не умеют себя вести.
Очень многие педагоги отмечают, что имеется тенденция к снижению уровня культуры, к отсутствию элементарных навыков социального поведения. Отмечают также увеличение числа детей с физической и психической патологией.
Роль администрации школы заключается в управлении и координации деятельности специалистов, решающих проблемы детей и подростков с отклоняющимся от нормы поведением. Для этого администрация школ должна владеть всей информацией, имеющейся у специалистов о ребенке, его семье или группе детей, и оказывать помощь в решении задач и реализации программ, предлагаемых специалистами.
В работе школьных учреждений важнейшим является вопрос о коррекции личности подрастающего человека, осуществлении на практике линии на утверждение здорового образа жизни. Немаловажная роль в этом принадлежит педагогам, воспитателям, всем тем, кто непосредственно включен в учебно-воспитательный процесс с детьми на этапе их физического развития и становления личности. Работа педагогов должна быть направлена не только на выполнение общепринятых программ обучения и воспитания детей, но и включать мероприятия по профилактике и предупреждению возникновения у детей вредных привычек и отклоняющихся от нормы форм поведения, коррекции аномально-личностных новообразований, обусловленных психотравмами.
Основными формами работы педагогов по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей являются:
санитарно-просветительская форма;
психогигиеническая и психопрофилактическая формы;
организационно-управленческая форма работы, направленная на координацию усилий специалистов разного профиля, школы и семьи.
В практике учебно-воспитательной работы педагоги чаще всего ограничиваются общепринятыми мерами воздействия - поощрением и наказанием. Поэтому отношения, которые устанавливаются между взрослым и ребенком, учителем и учеником, следует рассматривать как недостаточно естественные, так как ребенок постоянно «должен» быть исполнительным, послушным. К сожалению, многие педагоги не всегда задумываются над тем, что в неравных отношениях с ребенком они способствуют порождению психотравмирующих факторов, вызывающих отклонения от нормального физического и психического развития личности ребенка.
Правильный подход к воспитанию и обучению ребенка в семье и детских учреждениях уже непосредственно включает в себя комплекс профилактических и оздоровительных мер по предупреждению аномального поведения.
В работе с детьми необходимо, прежде всего, следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию. Однако в педагогической практике индивидуальный подход понимается в узком смысле, когда меры учебно-воспитательного воздействия направлены главным образом на тех детей, кто плохо учится, нарушает дисциплину.
В более широком смысле индивидуальный подход должен быть применим в равной степени ко всем детям, предполагая знание педагогом личности каждого ребенка. Психическое развитие детей протекает неравномерно, и педагог в этом смысле должен быть постоянно начеку, он должен своевременно заметить отклонения в психическом развитии ребенка, чутко реагировать на изменения его потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Только следуя этим принципам, педагог сумеет избрать правильную тактику и определить те индивидуальные меры воздействия, которые наиболее эффективны по отношению именно к этому ребенку.
Конкретные задачи педагога при осуществлении индивидуального подхода к детям заключается в следующем:
хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования;
при выборе методов и приемов учебно-воспитательного воздействия на детей учитывать их индивидуальные особенности;
проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или другого подхода к ребенку.
Осуществляя индивидуальный подход в воспитании детей, педагог, таким образом, включается в единый комплексный процесс клинико-психологической профилактики аномальных личностных проявлений, способствует их раннему выявлению и своевременной реабилитации.
ЛИТЕРАТУРА
Антонян Ю.М., Бородин СВ. Преступность и психические аномалии. - М, 1987 г.
Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектологического факультета высших педагогических учебныхзаведений. – М., 2001 г.
Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М., 1985 г.
Выготский Л.С. Педология подростка// Собр. соч. в 6 томах. - М, 1984 г.
Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001 г.
Вшанов Н.И., Панов A.M. Если ваш ребенок не такой как другие... - М., 1997 г.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М., 1999 г.
Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996 г.
Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1981 г.
Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., 1998 г.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М., 2000 г.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993 г.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М., Просвещение, 1991 г.
Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1960 г.
Макаренко А.С. Из опыта работы. - М., 1987 г.
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, занятости подростков на_________________учебный год.
№ Наименование мероприятий Сроки исполнения Ответственный
1. Утверждение состава профилактического совета школы Сентябрь 2. Обновление банка данных на детей из «группы риска»:
• учащихся, стоящих на внутришкольном учете
• учащихся, состоящих на учете в ОПДН Сентябрь-октябрь 3. Проведение профилактических советовсовместно с родительским комитетом школы по вопросам поведения учащихся из «группы риска» 1 раз в четверть 4. Вовлечение учащихся из «группы риска» во внеурочную деятельность школы (студии, секции и т.д.) Сентябрь-октябрь 5. Контроль поведения трудных подростков на уроках, посещения ими студий, секций и внеклассных мероприятий. 1 раз месяц 6. Проведение малых педагогических советов, классных советов по проблемам трудных детей совместно с их родителями. В течение года 7. Текущая работа с подростками
• лекции
• беседы
• консультации психолога
• экскурсии В течение года 8. Работа с семьями учащихся
• родительские собрания
• родительские лектории
• индивидуальные беседы и консультации В течение
года 9. Проведение совместной работы с отделами по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (по необходимости);
обсуждение правонарушений на ОПДН (по инициативе школы) В течение года 10. Обследование детей у психоневролога и госпитализация (по необходимости) В течение года 11. Посещение семей школьника-правонарушителя. В течение года 12. Организация занятости и отдыха детей «группы риска» в каникулярное время. В течение года