Содержание деятельности социального педагога в специальной (коррекционной) образовательной школе — интернат VIII вида


Содержание деятельности социального педагога в специальной (коррекционной) образовательной школе - интернат VIII вида
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.
В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами - интернатами и в которых в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями .В настоящее время существует восемь основных видов специальных коррекционных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно - отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно - правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:1. Специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат I вида, где обучаются глухие дети.
2. Специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь).
3. Специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат III и IV видов предназначены для образования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей.4. Специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат V вида предназначена для образования детей с тяжёлыми нарушениями речи.
5. Специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат VI вида предназначена для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
6. Специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат VII вида предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).
7. Специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с умственной отсталостью.
Обучение в этой школе не является цензовым, в отличие от других специальных школ. Детям специальных (коррекционных) образовательных школ (за исключением школы VIII вида) выдаётся документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения
Основной целью школы VIII вида является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы умственно - отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
Большое место в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности .Помимо образования, специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты, но более важную роль играет социальный педагог.
Социальный педагог - сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения - взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами .Основные цели деятельности социального педагога в специальной (коррекционной) образовательной школе - интернат VIII вида:
· создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно - нравственного, интеллектуального развития);
· оказание ребёнку комплексной помощи в социальном адаптировании и социальном интегрировании;
· защита ребёнка в его жизненном пространстве;
· оказание помощи в профопределении и постинтернатной адаптации выпускников.
Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников .Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.
Содержание работы социального педагога включает следующие особенности деятельности:
· формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме;
· содействие саморазвитию личности ребёнка;
· оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников) и выпускников;
· направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье;
· устранение дефицита общения;
· решение личных и социальных проблем учащихся (воспитанников);
· выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;
· организация правового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специального (коррекционного) учреждения, разъяснение их прав и обязанностей;
· представление интересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного) учреждения в органах милиции или в суде;
· сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учёбы учащихся;
· патронаж детей, находящихся в социально - медицинской помощи
Решение любой проблемы умственно - отсталого ребёнка, социальным педагогом, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. На основании результатов, социальный педагог организует мероприятия по формированию психологической готовности ребёнка с умственной - отсталостью к посещению учебного учреждения, которые позволяют развить положительный настрой ребёнка на посещение школы, корректировать и развивать его познавательную сферу. При этом он использует методы контроля, самоконтроля и самооценки, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности .Работа социального педагога направлена и на то, чтобы помочь ребёнку с умственной - отсталостью приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для определения трудностей общения детей с умственной - отсталостью со здоровыми детьми, социальный педагог составляет программу, по которой ребёнок подготавливается к такому общению, принимая участия в конкурсах, проведении различных мероприятий, обсуждении книг и фильмов .Включение детей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность (фотография, пошив одежды, ремонт обуви, работы по дереву) также предмет особой заботы социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, умели планировать свой труд, содержать в порядке инструменты и оборудование. Важно также, чтобы дети с умственной отсталостью в процессе труда могли проявлять свои способности. Для этого нужно научить ребёнка рисовать, лепить; заинтересовать своим делом, познакомив с народным творчеством. Выставки работ детей с умственной - отсталостью, их участие в праздниках и спектаклях помогают в утверждении каждого из них как личности .Обучаясь в специальной (коррекционной) школе умственно - отсталый ребёнок, постоянно находится под контролем педагогического коллектива. Социальным педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах, часто приходится сталкиваться с дезадаптацией детей с умственной отсталостью, по причине школьного невроза.
Невроз - это невротическое состояние ребёнка, возникающее в результате обиды, ущерба, нанесённого словом или жестом.
Классификация школьных неврозов:
· ребёнок часто плачет, разбрасывает вещи - истерический невроз;
· быстро утомляется, раздражителен - неврастения;
· ребёнка преследует мысль о своих неудачах - невроз навязчивых состояний;
· преследует мысль, что на него показывают пальцем - фобический невроз;
· ребёнку кажется, что все над ним насмехаются - депрессивный невроз;
· ребёнку свойственно упадническое настроение - ипохондрический невроз;
· узнав о своей болезни, он, как ему представляется, начинает жить в другом мире - диперсонализационный невроз;
· от ожидания обострения хронической болезни ребёнок переживает чувство ужаса - невроз ожидания;
· ребёнок агрессивен, когда его называют больным - эмоциональный невроз.
В зависимости от того, какой невроз проявляется у ребёнка с умственной отсталостью, социальный педагог начинает направлять все силы на устранение именно этого дефекта, обеспечивая этим адаптацию ребёнку с умственной отсталостью в окружающей среде .Работа социального педагога будет эффективной и реализуемой, если на первом месте у него в работе будет выступать желание помочь детям с умственной - отсталостью адаптироваться в обществе, приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде, а также помощь в профориентации и постинтернатной адаптации. Работа будет вдвойне эффективной, если желание будет выступать не только со стороны социального педагога, но и самого ребёнка. Вот поэтому здесь особенно важно расположить ребёнка к себе и создать атмосферу участия, тепла и заботы .Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные социальные условия, ведёт аморальный образ жизни. И заслуга тому, что большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни отводится роли социальному педагогу, а именно тем направлениям деятельности, по которым он работает в школе.