Памятки по проведению самоподготовки в Коррекционной школе

КОУ РА «Коррекционная школа-интернат»




Памятка по проведению
Самоподготовки





Подготовила
воспитатель: Шаламаева В.В.

















Горно-Алтайск -2016










Памятка 1.
Методика проведения самоподготовки

1. Самоподготовка проводится в одно и тоже время.

2. Совместно с детьми должны быть выработаны правила поведения во время самоподготовки. Для этого обсудить следующие вопросы:
что делать, если ты выполнил дом. работу раньше, чем другие дети;
как нужно готовиться к самоподготовке;
что делать, если тебя забирают во время самоподготовки;
хождение по классу; громкость разговора; и т.д.

4. Позиция воспитателя:
побуждает детей к объяснению того, как выполнять заданную работу;
демонстрирует своим поведением «незнание»;
отвечает за качество выполнения домашнего задания (ДЗ).

5. Действия воспитателя, обеспечивающие качество выполнения ДЗ:
хвалит тех детей, которые демонстрируют школьное поведение ;
пользуется знаками учебного сотрудничества, которыми пользуется класс на уроках;
составляет совместно с детьми алгоритм выполнения задания;
при необходимости совместно с детьми определяет форму сотрудничества при выполнении д.з. (самостоятельно, пара, группа);
следит за порядком во время самоподготовки;
обсуждает с классным руководителем или учителем предметником трудности, возникшие во время выполнения задания.

6. План проведения самоподготовки:
7. Подготовка и проверка готовности детей к работе (на парте дневник, ручка).
8. Повторение правил поведения во время самоподготовки.
9. Выяснение того, что задано по ДНЕВНИКУ.
10. Подготовка к выполнению 1 задания.
Например, задание по математике – на парте только то, что понадобится для выполнения задания по математике.
11. Составление алгоритма выполнения задания при участии учителя-ассистента.
12. Выбор критериев оценивания из предложенных и самооценивание работы;
13. Подведение итогов.
15. Перерыв.
Выполнение следующего задания по такому же плану.

Примерные правила поведения во время самоподготовки, зафиксированные, как визуальные опоры - пиктограммы:
1. Время. (начало-конец работы).
2. Дневник.
3. Свое место.
4. Правило поднятой руки.
5. Шепотом.
6. Самооценка (шкала под критерий)
7. Оценка воспитателя.



Памятка 2.
Основные этапы коррекционно-развивающей работы:
1.Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы по освоению психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития.
2.Разработка программы и содержание коррекционных занятий, выбор формы коррекционной работы (индивидуальная групповая). Отбор методик и техник коррекционной работы.
3.Организация условий осуществления коррекционной программы. 4.Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий в детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Предоставление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы. Проведение занятий с родительскими группами в соответствии с планом коррекции. Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ.
5.Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных результатов коррекционной работы. Разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами и администрацией.
Условия оптимизации психического развития детей с ЗПР,основные выводы:
выделение ведущей роли социальной среды не только как условия, но и как источника развития аномального ребенка, признание ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка, обучение и развитие средствами игры как ведущей деятельности дошкольника;
определение необходимости ранней психолого-педагогической коррекции в условиях интегрированного образования с учетом индивидуальности и активности личности самого ребенка, влияющей на прогноз преодоления отставания в психическом развитии;
развитие субъект-субъектных отношений в структуре детско-взрослого сообщества как средства профилактики вторичных, социально обусловленных отклонений развития аномального ребенка.
Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:
преодоление задержек психического и эмоционально-волевого развития детей с ЗПР;
оптимизация детско-родительских отношений как необходимое условие развития личности ребенка с задержкой развития;
формирование субъект-субъектных отношений в структуре детско-взрослого сообщества посредством повышения уровня психологической компетентности педагогов и родителей, обучения навыкам эффективного общения с ребёнком; развитие способности родителей, педагогов к децентрации и эмпатии.

Памятка 3.
Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки в условиях школы – интерната.


Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом.
В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой, справочной и другой дополнительной литературой, используя мультимедийную продукцию.

Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера:

-закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д.
-выработка рациональных методов и приемов организации труда;
обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;
-расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.)

В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:
1. Развитие воли, умения преодолевать трудности.
2. Формирование характера.
3. Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.
4. Совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.
Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков.
Работая самостоятельно, воспитанники примерно одинаковых способностей и возможностей на одно и тоже задание тратят разное время.

Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам. Рациональные приемы работы – это элементы научной организации труда (НОТ), которые не могут быть решены без соответствующего навыка культуры труда.
Поэтому третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса.

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий, согласовать и скоординировать единые требования к способам учебной работы воспитанников, их доступность и рациональность. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.

Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к воспитанникам. Внимательно наблюдая за работой воспитанников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует проработать индивидуально.

При согласованной работе учителя и воспитателя последний внимательно просматривает тематическое планирование по предметам, выясняет:
какие темы наиболее трудны для воспитанника, в чем именно;
какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий
Все эти данные должны найти отражение в плане воспитателя.
Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы воспитанников необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим воспитанникам в процессе самоподготовки. Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одни из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Самоподготовка должна обязательно включать совместную коллективную работу по обсуждению справочного аппарата изучаемой темы, который потом будет использован на самоподготовке, объяснение, комментирование алгоритмов, памяток.

Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения, но и ведение “Общего дневника”, или “Тетради взаимосвязи” или “Сигнальной тетради”. В ней учитель записывает не только замечания, а и домашние задания, и может давать указания, на что обратить особое внимание при их выполнении, кому из воспитанников и в чем необходима помощь. В этой тетради учитель по просьбе воспитателя может дать инструктаж, при котором учитываются следующие моменты:
Если задание аналогично классной работе – указывает на это в тетради
Если задания другого типа, чем решались на уроке, - разобрать в классе аналогичные на 1 -2 примерах, запись в тетради взаимосвязи, кто из воспитанников хорошо усвоил материала и может дать консультацию всем остальным.
Если в задании есть скрытые трудности – обратить на них внимание и указать возможные пути их преодоления
Воспитателю необходима и ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников как показатель качества их самоподготовки. С этой целью один из воспитанников каждого класса ведет систематический учет успеваемости своих товарищей в этой же “Сигнальной тетради” или “Тетради взаимосвязи”. Это очень удобно, т.к. избавляет воспитателя от больших потерь времени для сбора по классному журналу нужных сведений по итогам учебного дня.
Получив возможность за несколько минут увидеть результаты ответов воспитанников на уроках, воспитатель приступает к проведению самоподготовки уже достаточно проинформированным.
Воспитателю очень важно убедить воспитанников , что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

Воспитатель приучает воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания.
Очень важно научить воспитанников работать с учетом указаний различных памяток: “Как готовить уроки по русскому языку, математике”, “Как решить задачу”, “Как читать про себя” и др. Они помогают воспитанникам выработать определенную систему в последовательности выполняемых операций при подготовке домашних заданий (устных и письменных). Памятки должны быть не громоздкими, конкретными.
Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных и топологических особенностей высшей нервной деятельности или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто “отключаются” и в результате сами нарушают дисциплину; некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному режиму и т.д.
Воспитатель должен помочь таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанникам можно разрешить приготовление уроков вне групповой комнаты – в своей комнате, в других, специально отведенных воспитателем для этого местах. Однако, воспитатель должен все время держать этих воспитанников в поле всего зрения и время от времени проверять ход их работы.
Практика многих детских домов показывает, что самоподготовку лучше все–таки проводить в учебных классах группы. Рабочая обстановка, дает возможность использовать наглядные пособия, справочники, наглядные пособия. После первых 30 - 40 минут самоподготовки можно разрешить обмен мнениями, передвижения по комнате, предоставлять страшим воспитанникам делать, перерывы в занятиях по своему усмотрению.
Место воспитателя в начале самоподготовки - у стола. Он должен убедиться, что все воспитанники включились в работу: приготовили учебные принадлежности и начали работать.
Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике, и далее по расписанию на следующий день. Но такой порядок не является обязательным. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у воспитателя появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельностью работы каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.
Знание индивидуально психологических особенностей воспитанника, своеобразия его личности является основой индивидуального подхода к нему в процессе обучения и воспитания. Воспитателю необходимо знать хотя бы основные индивидуальные особенности каждого воспитанника: его общее развитие, интересы, стремления; отношение к учению, степень его работоспособности; темперамент, основные черты характера; особенности развития внимания, памяти, мышления – насколько быстро и глубоко или медленно и поверхностно воспринимает и мыслит ученик, в какой мере самостоятельны его суждения, прочно ли его запоминание; особенности чувств, восприятия, представления и других психических особенностей.
Знание индивидуальных особенностей воспитанников – это еще половина успеха работы воспитателя. Надо научиться учитывать эти особенности, т.е. овладеть методикой руководства самоподготовкой воспитанников с учетом их возможностей, интересов и склонностей.
Педагогам необходимо на самоподготовке использовать различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интереса к учению. Один из них – создание подвижных, меняющихся каждую неделю групп доверия. Все, кто за предыдущую неделю не получил троек и двоек, включаются в группу доверия.
Большую помощь в работе воспитателя оказывают группы консультантов – 2-3 хорошо успевающих ученика по какому – либо предмету, выделенных по рекомендации учителя. Консультанты помогают слабоуспевающим воспитанникам выполнять задания, проверяют их. консультантам лучше поручать оказывать помощь не самым слабым учащимся, а тем, у которых еще достаточно не сформировались навыки самоконтроля, кто не научился работать точно по плану, невнимателен, имеет частичные пробелы в знаниях.
Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Инструментальная музыка, соответствующая звучанием, интонацией литературному тексту, углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Музыка поможет сосредоточиться, создаст иллюзию уединения, которая особенно нужна первых порах приучения к самостоятельной работе.
Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания, можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой ребусом.
Воспитателем необходимо использовать разнообразные формы контроля: устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, требующий знания и осмысления всего задания, устный или письменный план – ответ по заданию урока, индивидуальное задание на карточке, основанное на сегодняшнем правиле, фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания.
Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядываю в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй оценить свои знания.

Все четыре способа проверки сами по себе не очень сложны, но они требуют от воспитателя тщательной продуманности и применения ими в полной или частичной совокупности либо отдельно.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.

Самоподготовка, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

Алгоритм проведения самоподготовки
Самоподготовка проводится с 16.00 до 18.30 часов. Время приготовления уроков для 4–9-х классов - 1,5ч
Структурные элементы самоподготовки

1.Организационный момент:

- обязательное проветривание помещения;
- приготовление рабочего места детьми (нужных книг, тетрадей, письменных принадлежностей, расположение их в определенном порядке на рабочем столе);
- получение словарей, пособий, которые будут необходимы в процессе работы

2. Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой:

- проведение упражнений направленных на развитие познавательных процессов и интеллекта;
- использование элементов нейро-лингвистического программирования.

(Пример: Ребята, давайте настроимся на успешную работу. Закройте глаза пространство разделите на две части: темная: это все негативное, что окружает вас в процессе подготовки уроков, вам предстоит в течение двух часов писать, решать, отвечать на вопросы, что-то у вас не получиться и вы будете выполнять это задание снова и снова, а так хочется выйти на улицу, пообщаться с друзьями, посмотреть телевизор, заняться своим любимым делом , но вам необходимо заниматься еще два часа и от этих мыслей становиться грустно и тоскливо. Светлая: а теперь давайте перенесемся в другую часть пространства, она светлая, ведь вы знаете, что занимаетесь, вы становиться умнее, развивается ваша память, внимание, мышление, речь. Вы узнаете много нового, тренируете свою волю. А завтра в школе вы, не боясь, сможете ответить на любой вопрос учителя, решите любую задачу, сможет получить хорошую оценку и этим порадует не только себя, но и учителя, воспитателя. А как вам будет приятно, когда самоподготовка закончится, заняться своим любимым делом).

3.Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников.

- сообщение цели,
- воспитатель четко объявляет содержание занятия, объясняет наиболее рациональную последовательность его выполнения;

-под влиянием воспитателя дети должны испытать сильный интерес к
предстоящей работе. Вот некоторые варианты мотивирующих высказываний воспитателя: “ Как человек становится умным? Прочитал 1000 умных книг и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда думает, ищет каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно – на сложные и большие, Вот и мы с вами будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание по предмету (математика) или др.

4. Дозировка времени на определенные предметы.

- Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников играет ограничение времени на выполнение задания, но предмету. В учебном классе желательно установить часы так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.

5. Деление ребят на группы, звенья, пары, назначение контролеров.

6. Самостоятельная работа воспитанников над выполнением домашних заданий.

- Во время самоподготовки должна активно работать учебная доска, имеющаяся в каждой группе.

- Доска это “ инструкционное поле”: здесь плакаты с памятками, план, алгоритмы выполнения заданий; познавательные задачи. Воспитатель должен показать образец действий.

7.Индивидуальная работа со слабоуспевающими воспитанниками.

8.. Дополнительная работа на закрепление материала.

- Работа по карточкам, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, повторение таблицы умножения, чтение интересных книг.

9. Работа с детьми, раньше других выполнившими домашнее задание

(Сюрпризный момент, игра, вручение воспитаннику яркого конверта с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом и т.д.)

10.Контроль выполнения заданий (частичный, индивидуальный, фронтальный)

- Воспитатель подбирает формы контроля по- своему усмотрению:

11.Во время самоподготовки рекомендуется использовать физкультминутки и перерывы в работе над заданиями.

12 .Подведение итогов. Форму подведения итогов воспитатель может выбирать сам.
Памятка 4
Цели, задачи и функции самоподготовки

Самоподготовка как одна из форм организации самостоятельной работы учащихся.
Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.
Задачи: - способствовать прочному усвоению знаний образовательных программ;
- углубление содержания учебных предметов;
- формирование навыков работы с учебной литературой;
- развитие познавательных возможностей школьников;
- формирование личностных качеств ребенка (дисциплинированности, прилежания, усидчивости, самостоятельности, ответственности, чувство коллективизма и др.)
Образовательные и воспитательные функции самоподготовки.
Основные этапы самоподготовки и их содержание
Подготовка детей к работе.
Составление развернутого плана занятия. Определяются дидактические и воспитательные цели занятия, оборудование, последовательность выполнения детьми заданий по предметам, приемы помощи учащимся в самостоятельной работе; отмечаются имена учащихся, требующих повышенного внимания.
Самостоятельное изучение материала.
Особенности самоподготовки в начальных классах. Организация самостоятельной работы учащихся в средних классах (выполнение заданий по русскому языку, по иностранному языку, по математике и др.).
Самоконтроль и самооценка.
Значение проверки: а) помогает учащимся выразить свои знания в устной или письменной речи; б) содействует совершенствованию знаний,
в) способствует развитию интеллекта (памяти, мышлению, вниманию);
г) формирует навыки самоорганизации деятельности.

Дидактические требования к проверке знаний: систематичность, всесторонность, индивидуальность.
Методы проверки: устный опрос, тестирование, взаимопроверка, занимательные и игровые упражнения на выявление имеющихся знаний учащихся.
Заключительный педагогический контроль
Оценка выступает в форме эмоционального отношения, оценочного суждения, балла (отметки). Воспитатель не ставит отметки за выполнение учащимися письменных работ.


Дидактические требования к оценке: а) объективность;
б) дифференцированный характер (различные стороны достижений учащихся оцениваются по-разному в зависимости от их способностей); в) мотивированность оценки.
Учет указанных требований является необходимым условием реализации стимулирующей функции оценки.

Требования к организация самостоятельной работы учащихся.
Работа с учебником.

Виды домашних заданий, выполняемых детьми в условиях ГПД:
задания, содействующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы;
задания, содействующие систематизации и обобщению приобретенных знаний;
задания, подготавливающие учащихся к усвоению новых знаний на следующем уроке.
Единство учебного процесса на уроке и самоподготовке.
Приемы работы с учебной книгой: «Доклад», «Основные части текста», «Дотошный ученик», «Блицтурнир», «Три шапки вопросов», «Крестики и нолики» и др.
Условия развития познавательных интересов учащихся.
Коррекционно-развивающие упражнения.
1.Включение ученика в ситуацию самостоятельного поиска и нахождения ответа на вопрос.
2.Разнообразие методов изучения и закрепления учебного материала (информационно - персептивный, диалогический, исследовательский, частично-поисковый).
3.Обеспечение межпредметной связи при изучении отдельных тем, разделов программы.
4.Реализация принципов доступности, системности, последовательности.
5.Эмоциональная насыщенность изучаемого материала (интересные факты и выразительное изложение их педагогом ).
Виды вопросов, направленных на развитие познавательного материала.
Коррекционно-развивающие упражнения на внимание, память, мышление и др.
Поэтапная разработка занятия по самоподготовки (работа в группах)
Группа слушателей разбивается на микрогруппы, каждая их которых получает задание по подготовке и проведению фрагмента (этапа) самоподготовки по заранее выбранной теме. Создается экспертная группа из числа слушателей для оценки работы.

Формы контроля

Контроль предполагает выявление компетенции воспитателя создавать условия для самостоятельной работы учащихся, для развития их познавательных интересов через собеседование, через выполнение слушателями практических видов работ.

Литература

1. Работа классного руководителя: Методическое пособие. – М., 2005г.
2. Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2005г.
3. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя. – Воронеж, 2006.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Памятка 5
Основные виды деятельности воспитателя
детей школьного возраста
с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательно-образовательная деятельность: осуществление при взаимодействии с разными специалистами целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений; создание гуманистической педагогической среды как условия успешного развития ребенка и подростка; организация содержательной жизни школьников и руководство разными видами внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей детей; обеспечение охраны жизни и здоровья детей, осуществление личностно ориентированного подхода в работе со школьниками на основе изучения детей, анализа их воспитанности, проектирования развития личности школьников;

Коррекционно-развивающая: создание оптимальных условий для разностороннего развития воспитанников школьных учреждений общеобразовательного и коррекционного видов, коррекции и компенсации возможных недостатков их психофизического развития; профессиональное взаимодействие со всеми лицами, осуществляющими процесс воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии; участие в психолого-педагогическом изучении детей, в планировании и реализации коррекционно-педагогической работы путем использования разнообразных форм, методов и приемов обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями; проведение работы с родителями воспитанников с целью вовлечения семьи в коррекционно-образовательный процесс;

Учебно-методическая: планирование воспитательной работы на основе изучения образовательных программ и учебно-методической литературы; проектирование воспитательно-образовательной деятельности на основе анализа достигнутых результатов;

Социально-педагогическая: создание условий для полноценной социализации школьников, защита интересов и прав детей и подростков; разъяснение родителям практически значимых для них положений школьной, специальной и семейной педагогики, психологии и методики воспитания детей школьного возраста, привлечение родителей к участию в реабилитационной и коррекционной работе.

Воспитатель должен уметь: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей, общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений; руководить основными видами деятельности школьников, обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды; взаимодействовать с ребенком и подростком; изучать на основе наблюдений личность школьника с ограниченными возможностями;
выявлять его затруднения и оказывать ему содействие, вести разъяснительную педагогическую работу с родителями; взаимодействовать с другими сотрудниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений, участвующими в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе (учителем, классным руководителем, дефектологом, психологом, медицинским работником), и родителями; владеть умениями в области тех видов деятельности, которым педагог обучает школьников; пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями самообразования и самовоспитания.

Воспитатель должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Декларация о правах инвалидов; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»; Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов»); нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями; цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений; основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием; своеобразие методик формирования разных видов деятельности детей в зависимости от состояния их психофизического развития; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; инструктивные документы по вопросам охраны жизни и здоровья ребенка и организации безопасности его жизнедеятельности; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.









13PAGE \* MERGEFORMAT14315