Конспект на тему Организация самоподготовки в условиях группы продлённого дня

Организация самоподготовки в условиях ГПД

Самоподготовка – это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведённое время под руководством педагога воспитателя.
Цель: привить учащимся навыки самообразовательной работы.
Задачи:
- Расширение границ учебной работы;
- Углубление содержания учебных предметов;
- Получение доступных для самостоятельного изучения знаний, умений и навыков;
- Закрепление и повторение изученного материала;
- Упражнение в применении знаний, умений и навыков для их усвоения;
- Развитие интереса к учению;
- приобретение навыков в самостоятельной работе;
- формирование исполнительских навыков.
Самоподготовка – это форма обучения, которая содержит в себе самообразовательное начало и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников. Самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Образовательные функции:
Информационная функция – это организация качественного закрепления и повторения, знаний полученных на уроках. Это упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.
Развивающая функция – в процессе самоподготовке развиваются внимание, память, мышление, речь детей.
Конструктивная функция – это планирование учебной работы у школьников.
Коммуникативная функция – формирование правильного отношения к знаниям.
Творческая функция – это потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции.
Гигиеническая функция – это устойчивая привычка трудится в соответствии с гигиеническими требованиями.
Мотивационная функция – потребность в учебной деятельности, применение получ6енных знаний на практике.
Формирующая функция – формирует положительные черты характера (трудолюбие, волевые проявления в достижении цели).
Организационная функция – это обстановка необходимая для возникновения рабочей атмосферы.
Организация и содержание работы в ГПД
Состояние уч-ся на самоподготовке
Характеристика состояния
Фамилия Имя уч-ся

Активно-самостоятельное
Не требует ни какого вмешательства воспитателя, т.к. учащиеся хорошо понимает поставленные перед ним задачи, видят пути их решения, успешное выполнение. Они всё делают без помощи воспитателя


Зависимо-самостоятельное
Ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на воспитателя, его мнение, присутствует элемент неуверенности.


Принудительно- исполнительское
Требуется контроль воспитателя. Воспитатель указывает пути и средства решения задачи. Учащиеся обращаются за помощью к воспитателю, привлекают его внимание, пользуются помощью сильных учеников. Эти дети действуют по принуждению извне.


Бесконтрольно-исполнительское
Ученики стремятся скрыть своё нежелание трудиться. Требовательность воспитателя разрушает иллюзию учеников. Это состояние временное т.к. в отношении учеников к учёбе могут появиться элементы формализма, которые могут свести на нет их активность в учении.


Самопроизвольная
«Хочу – учу, не хочу – не учу»; «нравится – работаю, не нравится - не работаю»; «Легко – сделаю, трудно – не буду». Это состояние самоподготовки требует длительной, кропотливой работы по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.



Этапы самоподготовки:
- подготовка детей к работе;
- самостоятельное изучение материала;
- самоконтроль и самооценка;
- заключительный педагогический контроль.

Гигиенические требования:
Равномерная и достаточная освещённость помещения.
Регулярное перемещение учащихся в более освещённую часть класса.
Чистота оконных стёкол.
Недопустимость затемнения окон (цветы, шторы, деревья).
Весной использовать защиту от прямых солнечных лучей.
Поддержание нормального температурного режима.
Проветривание помещения.
Мебель по возрасту.
Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
Влажная уборка.
Чистота и порядок в классе.
Личная гигиена.

·Правильная поза у детей во время работы
«физкультминутки».
Внимание к ослабленным детям.
Устранение шумовых раздражителей.
Предоставление детям перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке
Занятия в одно и то же время с определённой продолжительностью.
Задания ученики выполняют самостоятельно.
Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
Производится оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
Работа со слабоуспевающими учениками.
Контакт учителей и воспитателей.
Воспитательные требования:
Отказ от мер наказания
Использование форм одобрения.
Содействие воспитателя к самостоятельной работе ученика.
Недопустимость назидательных бесед, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объёме.
Терпимое отношение к промахам учащихся.
Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Младших школьников нужно специально приучать к порядку. Ситуация занятий самоподготовкой как нельзя лучше подходит для этой цели. Почему? Потому что на самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку.
- как всякое приучение, оно должно быть систематическим, а самоподготовка, как известно, происходит каждый день.
- Действие детей по наведению порядка на столе или в классном помещении должно быть добровольным.
- Порядок должен самостоятельно контролироваться детьми как способ свободно выбранной деятельности.
Как выполнять задания по русскому языку
Внимательно прочитай задание к упражнению и определи , каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.
Если нужно, найди и ещё раз прочитай это правило.
Выполняя упражнение, всё время сверяйся с правилом.
Внимательно проверяй каждое написанное предложение. Используй образец в учебнике, таблицу словарь.
Замеченные ошибки аккуратно исправь.
Как выполняется задание по чтению
Прочитай текст, запомни слова и выражения, при чтении которых тобою были допущены ошибки.
Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз).
Отметь в тексте все непонятные слова и выражения. Выясни их значение (в словаре, у учителя, дома – у взрослых).
Прочитай текст ещё раз, найди смысловые опоры, то есть слова и выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают суть прочитанного,
Перескажи текст, используя смысловые опоры.
Как решить текстовую задачу
Прочитай задачу, представь себе то, о чём говорится в ней.
Объясни, что показывает каждое число и выдели вопрос задачи.
Составь вспомогательную краткую запись условия задачи или зарисуй условие.
Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом?
Составь план решения задачи.
Выполни и запиши решение.
Проверь решение.
Запиши ответ.
Завершает самоподготовку воспитатель общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он обязательно отмечает, кто старался, упорно преодолевал свои посторонние желания, кто работал с интересом и увлечённо, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, а воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к труду, происходит, как говорил К.Д.Ушинский «практическая жизнь сердца и воли, которая и образует характер». Именно самоподготовка создает реальные условия для того, чтобы научить младших школьников учиться.