Духовно-нравственное воспитание в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста


Проблема духовно- нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно острой в связи с ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоционально- волевой и социальной незрелости.
Дети дошкольного возраста восприимчивы к духовно- нравственному развитию, в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первый опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы. Кроме того, значимость духовно- нравственного воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, обусловлена введением ФГОС, в котором одной из задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения среды, в которой живет ребенок где происходит становление его личности и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды , давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.
Современные программы ДОУ ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира и ориентации в социуме. Театрализованная деятельность это источник развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям. Подготовка и организация театрализованной деятельности приобщает детей к миру искусства, воздействует на душу ребёнка не только своим духовным содержанием, но и средствами выражения.
Театрализованная игра является средством благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Диалоговый характер общения со взрослым побуждает их активно мыслить, делать выводы и умозаключения.
У детей младшего дошкольного возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом комфорта и защищенности. В общении малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В настоящее время необходимо помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые ориентиры, предложить детям такой высокий нравственный идеал, который служил бы им яркой путеводной звездой в течение всей жизни.