Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана «Детский сад «Машенька»





Мастер – класс
«Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»


Подготовила:
Татаева Елена Александровна,
воспитатель 1 кв. категории




2017 год.
Цель: передача опыта использования технологии «Сказкотерапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.
2. Вызвать интерес к сказкотерапии, повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении.
3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.
4. Создать позитивный эмоциональный настрой.

Шаг 1 - Презентация опыта
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер– класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии».
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим
С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.
Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко могут заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его когнитивному развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован».
Почему я рекомендую вам использовать элементы сказкотерапии в обучении и воспитании детей? Потому что, работая по этой теме, я вижу реальные результаты:
1) Установление психологического комфорта в коллективе (сократились конфликты между детьми; по результатам опроса родителей: 100% детей с удовольствием идут в детский сад).
2) Формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; обладания яркой индивидуальностью; чувства доброты, сострадания; позиции бережного отношения к окружающему миру 90%)
Хочется отметить, что высокого результата можно достичь только при условии реализации преемственности данной работы в ДОУ и семье, целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов. Поэтому проводится работа с родителями: консультации и беседы: «Воспитание нравственно-духовных качеств у дошкольников», «Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников» и т.д.
Шаг 2 - Представление системы занятий
Описание методики.
Цели сказкотерапии:
активизация мышления
расширение сознания ребенка
совершенствование его взаимодействия с окружающим миром
восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных «сказочных» приемов.
Задачи сказкотерапии:
снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
развитие умения преодолевать трудности и страхи;
выявление и поддержка творческих способностей;
формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.
Рекомендации к применению сказкотерапии:
1. Нет противопоказаний. Психологи рекомендуют даже взрослым периодически прибегать к методу сказкотерапии. Что уж говорить о влиянии сказкотерапии на детей. На свете существует такое количество сказок, что обязательно найдется вариант, который поможет справиться с конкретной проблемой.
2. У разного возраста свои особенности.
Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3 лет хорошо идут классические детские сказки: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции повтора. «Бабка за детку, дедка за репку...» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». Кстати, в этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.
Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто плохой, где черное, и где белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.
Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон. Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.
3. Время проведения сеанса. Занятия достаточно проводить один раз в неделю. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном. В младшей и средней группе длительность ее не должна превышать 15-20 минут, а в старшем дошкольном возрасте сказкотерапия может достигать до 25-30 минут.
4. Различные методы работы со сказкой. В комплексной сказкотерапии применяют различные методы работы со сказкой: рассказывание, рисование, сочинение, изготовление сказочных персонажей, театрализованное представление сказки и др. Каждая из этих методик сказкотерапии имеет свои плюсы и свой терапевтический эффект. Рисование ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и сочинение сказки помогает развить воображение, изготовление кукол – вырабатывает моторику рук, действует успокаивающее и т.д.

Способ подачи сказочного материала:

Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребенку в пиковых ситуациях: «как ты думаешь, почему герой поступил так?», «тебе понравился его поступок?», «как бы ты поступил на его месте?»
Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Проводя занятия по сказкотерапии, педагог должен учитывать основные правила работы:
1. Места для занятий должно быть много. На полу необходим больших размеров ковер.
2. В процессе расслабления детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы.
3. В ходе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».
4. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это - момент волшебства, таинства, «наполнения собой».
5. Текст сказки образует связующее звено между упражнениями и создает определенную атмосферу.
6. Все атрибуты сказок, любую наглядность можно варьировать и заменять другими образами и предметами.
7. Необходимо помнить, что все выполняемое детьми, все их слова, движения являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными.
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «вхождения в сказку».
2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки.
4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».
5. Рефлексия

Шаг 3 - Имитационная игра
ЦЕЛЬ: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт; снятие эмоционального и телесного напряжения.

ХОД
1. Минутка вхождения в сказку «Сердце».
Я приглашаю Вас в путешествие, а помогать нам в путешествии будет наше сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я, думаю, что каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь на себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.
2. Сказка о нежных Теплышках.
- Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Теплышках.
«Давным-давно в одной стране жили король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с пушистыми комочками, нежными Теплышками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».
3. Обсуждение сказки
Упражнение «Теплышки».
- Давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такую Теплышку (по кругу передают мячик).
- Что вы ощущаете, держа в руках этот мячик?
«Люди дарили друг другу Теплышки, если они им были очень нужны. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Теплышка превращалась в облако и наделяла его добротой и нежностью. Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось всеобщее счастье, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Теплышки, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод и жестокость, она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.
- Как вы думаете, чем закончится сказка? (придумывают и рассказывают конец сказки).
- Хотите узнать, чем закончилась сказка? Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и добрая странница. Она менялась с жителями Теплышками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их уничтожала, бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми.
- Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.
Упражнение « Чаша Добра».
И.п. – сидя на полу.
- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки, доброты. Рядом еще и еще Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: « Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить ее другим людям!»
4. Выход из сказки
- А теперь предлагаю вернуться обратно. Положите правую ладонь на грудь, закройте глаза и попросите ваше сердце вернуться обратно в детский сад. Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.
5. Рефлексия
- Что особенно запомнилось? Что понравилось?


Шаг 4. Моделирование
А сейчас я Вам предлагаю самостоятельно разработать модель занятия, применяя технологию «Сказкатерапия».
Участники мастер-класса получают сказку: Л.Н. Толстой «Муравей и голубка»
Шаг 5 - Рефлексия:
Передавая Теплышку, слушатели рассказываю о том, что на мастер-классе было для них самым интересным. Что особенно запомнилось? Что понравилось?
Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы познакомились с понятием «Сказкотерапия», рассмотрели основные этапы работы со сказкой. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?
Используемая литература:
Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.
Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – Санкт-Петербург «Речь», 2008 г.
Короткова Л,Д. Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок
Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.
Т. Г. Перетяни. Специальная педагогика и коррекционная психология, 2010 г.






















Приложение


МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
Л.Н. Толстой
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Рисунок 2Rђ Заголовок 1 Заголовок 215