Обобщение педагогического опыта на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста, как одно из условий развития личности ребенка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» с. Весёлое» Красногвардейского района Белгородской области












Обобщение педагогического опыта на тему
«Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста, как одно из условий развития личности ребенка»






Подготовила:
Лукьянова Раиса Максимовна
воспитатель МБДОУ « Детский сад
«Теремок» с. Весёлое»











2016г.
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём.
Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы.
Поэтому возникает ряд противоречий:
- идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников, однако многообразие трудов, вариативность программ обучения, творческих разработок, порождают множество проблем и вопросов;
- в результате научно-технического прогресса у детей возникает повышенный интерес к компьютерным технологиям, телевидению, поэтому

большее количество времени ребенок находится в помещении, меньше уделяется внимания прогулкам, наблюдения за животным и растительным миром;
- повышено внимание общественности к формированию гармонического взаимодействия ребенка и природы, но отсутствуют телепередачи, информация периодической печати творчески развивающего характера.
В системе и подготовке молодого поколения к рациональному использованию, ответственному отношению к природе важное место принадлежит ДОУ, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру. Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работаю, актуальна, соответствует потребностям детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея.
Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, а такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Главное в моей деятельности – совместная работа с детьми.
В своей исследовательской деятельности я опиралась на труды таких авторов как Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»,Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом». По их мнению, необходимо как можно раньше организовать работу по усвоению комплекса экологических знаний, преподнесённых в доступной, увлекательной форме с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников и порождают множество проблем и вопросов.
Чему учить? Каков общий состав знаний доступен дошкольнику? Каковы требования к экологической подготовке дошкольников? Как учить?
Конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывает, что оптимальные возможности для становления экологической культуры дошкольников представляет собой смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебные цели. Таким образом, экологизация является не одно предметной, а смешанной. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно быть стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях должно проходить поэтапно и сохранять принцип непрерывности. Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание, сам воспитатель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется ввиду и внедрившееся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочный, но весьма живучий лозунг «покорение природы», «господство над природой», широко распространенный взгляд на природу как на предмет.
Очень важно, чтобы воспитатель постоянно искал новые эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности детей в условиях ДОУ и в условиях окружающей среды. Большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они должны быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер или же просто знакомить с природой. Но следует иметь в виду, что в целом мы должны решать и задачи эстетического воспитания.
Проблема экологического воспитания и образования будет существовать, пока существует наше общество. И правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы проявятся позже и не останутся незамеченными.
Основной идеей исследования является системная, поэтапная, последовательная реализация вдумчивого и творческого отношения к природе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также природных особенностей своей местности.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:
Принцип целенаправленности. Я считаю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного осуществления экологического воспитания дошкольников.
Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Я стараюсь правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и применение этого в практике, воспитание любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.
Принцип наглядности обучения. В работе я тщательно продумываю: дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности.
Принцип интегрированного подхода. Я использую различные формы и методы в работе с детьми, провожу интегрированные занятия.
Принцип адаптивности. Методы и формы экологического воспитания применяю в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Принцип систематичности и последовательности. Свою работу по экологическому воспитанию дошкольников веду в определенной системе, последовательности. Исследования стараюсь проводить поэтапно:
1 этап – накопление впечатлений;
2 этап – поиск творческих решений;
3 этап – совместная деятельность воспитателя и детей;
4 этап – самостоятельные действия детей;
5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.
8. Принцип прочности. В своей работе я стремилась эффективно реализовать требования выше перечисленных принципов, систематически повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, уметь применять их на практике.
Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии.


Целью данной работы является формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка, развитие знаний, законов живой природы.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического целенаправленного общения с окружающим миром;
- формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и применение этого на практике;
- воспитание эстетических и патриотических чувств;
- укрепление дружеских отношений между детьми;
-установление взаимопонимания и взаимоуважения между воспитателями и детьми, их родителями;
- развитие познавательной, творческой, общественной активности дошкольников в процессе экологической деятельности.
Для осуществления поставленных задач в своей работе я использовала следующее:
1. Создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая выработку экологических знаний дошкольников:
- организована «зеленая зона», и живой уголок, где дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а воспитатели личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы;
- был собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы, картотеки пословиц и поговорок, загадок, народных примет о природе, дидактические игры, коллекции камней, ракушек).
2. Осуществляла ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях, в наблюдениях, играх на участке и центре экспериментирования.
3. Регулярно планировала и проводила тематические прогулки, помогающие детям наблюдать за сезонными изменениями в природе и погодой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.
4. В своей работе использовала развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.
5. Осуществляла интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. старалась включать элементы экологических знаний в другие занятия (лепка, рисование).
6. Проводила просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы:
анкетирование, беседы, лекции об экологии и экологической обстановке нашей области и нашего города.
Перед тем, как приступить к планированию работы, я провела анкетирование родителей, беседы и диагностику с детьми для выявления уровня знаний.
Исходя из данных анкетирования и собеседований для успешного осуществления цели, был составлен перспективный план работы по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы, который включает в себя экологические тропы, наблюдения в природе, занятия, праздники, музыка в природе, художественный труд, оздоровительные прогулки в природе, игры, работа с родителями.
В своей работе я использую разнообразные формы и методы работы, при этом учитывается совместная деятельность воспитателя и детей.
Воспитатель является носителем экологической культуры, он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливает элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.
В своей работе я придаю большое значение наблюдениям. Они проводятся в детском саду ежедневно. Я составила планирование наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы по временам года. При планировании работы опираюсь на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и практический опыт.
Представления об объектах природы формируются у детей постепенно в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение дает детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. Это позволяет делать маленькие открытия, ребёнок начинает понимать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. При этом должна учитываться системность. Так, во время прогулок осенью обращаю внимание детей на то, что бывает тепло, холодно, идут дожди. В начале осени еще много теплых дней, в конце – меньше, на улице холодно. Состояние погоды определяется по одежде детей: «Почему нельзя гулять в туфельках? Где солнышко, куда оно спряталось?» В дождливую погоду наблюдение ведем из окна, слушаем, как стучит дождь по крыше и окну, смотрим, как струйки воды стекают по стеклу, на мокрые листья на деревьях, на ветер, качающий веточки деревьев. Во время прогулок рассматриваем деревья, обращаю внимание детей на то, что у дерева есть ствол, ветви, листья. Малыши учатся различать деревья и кустарники по высоте и количеству стволов. С этой целью проводится упражнение «Встань у дерева (куста)». Или: «Ты будешь зайчиком, убегай от волка и прячься под кустом». Осенью учу детей различать растения в цветнике, обращая внимание на разнообразную окраску, высоту: флоксы - высокие, белые, розовые, а бархатцы - низкие, желтые, оранжевые. Во время игры предлагаю показать, где растут флоксы, где выросла морковь.
Наблюдая за птицами, мы их кормим, рассказываю о том, что прилетают маленькие воробьи, которые прыгают и чирикают, а голубь больше воробья, он ходит. Они любя клевать зерна и хлебные крошки. Так мы учимся различать и называть некоторых птиц. В индивидуальной работе с детьми повторяем пройденный материал.
Зимой отмечаем сильное похолодание, солнце светит тускло, поэтому надеваем варежки, шарфы, шапки, знакомимся со свойствами снега: легкий, холодный, белый, из него можно лепить. Предлагаю подержать снег в руке, на прогулке поиграть с куклой: «Ребята, кукла Таня хочет поиграть со снегом. У нее нет рукавичек. Таня берет снег и говорит: «Ой, как холодно!». Потрогайте теперь вы снег. Какой он? (холодный). Наденьте Тане варежки, а то у нее ручки замерзли. А поиграть со снегом можно лопаткой. Смотрите, как он летит. Какой снег? (пушистый, легкий)». На прогулку мы берем с собой лопатки, метелки, формочки, ведерки, фигурки животных. В центре экспериментирования в конце зимы происходит посадка лука.
На прогулке вместе с детьми отмечаем характерные особенности весны. Дети умеют самостоятельно замечать и называть явления природы и делать простые выводы: снег тает, потому что на улице стало теплее; льдинки тают, потому что греет солнышко. В процессе наблюдения отмечаем, что чаще светит солнышко, становится теплее, снег тает, текут ручьи, появляются первые листочки на деревьях, на клумбах начинают распускаться цветы. Продолжается знакомство с птицами: грачами, скворцами; рассматриваются жучки и бабочки. Предлагается детям поиграть: полетать, как жучки и бабочки. Птицы громко поют – радуются весне, воробьи купаются в лужах. Детям слушают щебет птиц: чему они радуются? Весне, солнцу, теплу. Вспоминаем и читаем стихи о весне. В это время можно провести опыт наблюдения, который проводится в группе: несколько веточек деревьев ставим в емкость с водой и наблюдаем за набуханием почек и распусканием первых листочков. В этой работе дети принимают активное участие. Во время игры я обращаю внимание детей, что в лужах могут отражаться предметы. Подходим к луже, спрашиваю: «Посмотрите, что вы там видите?». Затем держу куклу над водой и говорю: «А я вижу куклу. Наклонитесь, кто видит куклу?» Лопаткой шлепаю по воде, образуя волны: «Почему теперь нет отражения?» Поясняю, что отражение бывает только в спокойной воде. К этому наблюдению необходимо возвращаться несколько раз (весной и летом).
Летом солнце светит ярко, поэтому на улице очень тепло и даже жарко. Чтобы дети освоили эти понятия, предлагаю ребятам вопросы: «Почему вы разделись? Как ты узнал, что сегодня жарко? Потрогай, нагрелся ли песок, скамейка. Почему нагрелся песок, скамейка? В играх с песком
уточняются и закрепляются знания о его свойствах. Например, нужно построить гараж для машины. Спрашиваю: «Из какого песка можно построить? Где можно найти влажный песок?» Вместе с ребятами мы строим гараж и на машинках возим песок. Во время дождя летом отмечаем, что дождик теплый, после него много луж, которые быстро высыхают, слушаем шум дождя, по возможности рассматриваем радугу, она появляется, когда светит солнце и идет дождь. На прогулках предлагается игра «Солнышко и дождик», где обращаем внимание, что во время дождя нужно спрятаться, чтобы не промочить ноги и не заболеть.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы использую разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают опыт, творчески осваивают приобретенные знания. В играх уточняются, расширяются, закрепляются имеющиеся представления о явлениях природы о растениях и животных, они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащают словарь. На первом этапе я играю вместе с детьми. По ходу игры сообщаю одно правило и тут же его реализую. При повторных играх сообщаю дополнительные правила. Когда дети освоили игру, я стараюсь уже не принимать участия, а руковожу со стороны, исправляя ошибки.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Ее особенность в том, что, будучи научной по своему содержанию, она одновременно должна быть и художественной. С помощью книжки мы узнаем о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняем и конкретизируем имеющиеся представления о предметах и явлениях (С. Маршак «Времена года», В. Бианки «Лис и мышонок»).
Пословицы, поговорки и загадки предлагаются детям в процессе наблюдения. Их образный язык помогает выделить особенности явления. Так, например, зимой использую загадки:
Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно.
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Природоведческую книгу я стараюсь читать детям после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей и природного окружения. Они дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт, который накопился в процессе наблюдений, чтения художественных произведений, игр. Готовясь к занятию, я продумываю, какие отобрать наглядные пособия: иллюстрации, рисунки, гербарии, демонстрационный и раздаточный
материал. Занятия проводятся в игровой форме. Например, на занятии «Его в руки не возьмешь – он колкий, ниток нет, одни иголки: знакомство с ежом» к детям пришел Лесовичок. Он отправился с ними на экскурсию в лес, где дети встретились с настоящим животным – ежом. Для них это было полной неожиданностью, некоторые дети видели его впервые. Всем было интересно потрогать его иголки. В конце занятия с удовольствием поиграли.
Игровые занятия помогают мне исследовать благодаря игровой ситуации, что заставляет раскрепоститься ребенка; проверить прочность приобретенных знаний, выявлять творческие возможности, судить о детской самостоятельности. Комбинируя элементы разных методик, провожу разные виды занятий.
Интегрированные занятия: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко». На этом занятии, мы отмечали признаки весны: какое солнышко, какое оно приносит настроение. Для этого был использован фланеллеграф и силуэты для выкладывания весеннего пейзажа. Во время чтения стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» дети повторяли движения за мной, затем все вместе рисовали солнышко и лучики. А потом рисунок мы повесили в группе на самом видном месте. Используя нарисованное солнышко, мы поиграли с детьми в игру «Солнышко и дождик».
В технологии моего опыта предусмотрены следующие направления работы.
Работа с родителями
Успех в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста может возникнуть только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, которые дети получают в детском саду, должны обязательно подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для расширения представлений об окружающем мире, провожу для них консультации: «Комнатные растения – доступное средство улучшения визуальной среды жилища», «Азбука поведения в природе». Также рекомендую вместе с детьми посетить зоопарк и дендрарий. Так как на территории детского сада мало лесных насаждений, я советую родителям чаще бывать в лесу в разные времена года.
Экологическое образование и воспитание дошкольников в настоящее время стало одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии. Все это явилось значительной сложностью, которая возникла в процессе работы по данной теме.
За последние годы, используя в своей работе новые методики инновационной технологии, я пыталась проявлять творческую инициативу при реализации уже имеющихся программ. В этом очень помог предыдущий опыт работы.Эти знания дали мне возможность лучше направлять детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, учить их сопереживать, наблюдать, делать выводы, Дополнять или изменять ход занятия в зависимости от погоды, региональных особенностей, места расположения ДОУ. Работу по формированию элементарной экологической культуры, законам живой природы, бережного отношения к окружающему миру считаю успешной, потому что дети на занятиях получали ощущение радости новых знаний и с нетерпением ждали новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильные ответы детей, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к познанию окружающего мира, к бережному отношению к природе. Лучшая награда за мою работу – любознательные вопросы, наблюдательность в окружающей действительности, сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда.
В своей работе я столкнулась с некоторыми трудностями. Первая трудность состояла в том, что в группу среднего дошкольного возраста, в которой я работала, были переведены из других групп новые дети. Проверка уровня знаний этих детей показала, что дети не могут распознавать домашних и диких животных, не все могут рассказать, где живут животные и чем питаются. В результате проведенной работы я добилась положительных результатов.
В ходе проведенной диагностики за последние два года наблюдается положительная динамика по формированию представлений об окружающей действительности: высокий уровень - 15%, средний – 73%, низкий – 12% . Родители стали уделять больше внимания экологическому воспитанию детей: некоторые приобрели животных, чаще выбираются на природу, подкармливают птиц, читают о природе художественную литературу.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы:
- у детей формируются умения и навыки по уходу за растениями и животными;
- дети проявляют интерес и милосердие к живому миру;
- с удовольствием слушают и разучивают стихотворения о природе;
- у детей сформированы представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы;
- научились различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки;
- проведенная работа способствовала не только формированию представлений об окружающей действительности дошкольников, а также повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей; помогла достичь желаемого уровня взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания и обучения детей. Родители осознали важность своего влияния на развитие личности ребенка, научились организовывать свободное время семьи, направлять его на творчество, сотрудничество с детским садом.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
2. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. М.: / В. Ф. Аксёнова. М.: Сфера, 2008г.
3. Дошкольное воспитание. №7, 2007г. Работа с родителями по экологическому воспитанию. Анкета для родителей.
4. Громова О.Е. Стихи и рассказы о растительном мире./ О. Е. Громова. М.: Сфера, 2007г.
5. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ./ Т. Н. Зенина. М.:
Центр педагогического образования, 2007г.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. /С. Н. Николаева. М.: Просвещение, 2000г.
7. Павленко И. Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ/ И. Н. Павленко. М.: Сфера, 2007г.
8. Рунова М. А. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия / М. А. Рунова. М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
9. Саморуковой П. Г. Как знакомить дошкольников с природой /П. Г. Саморукова М.: Просвещение, 1998 г.
10. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средняя группа/ О. А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2014г.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15