Урок русского языка в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»


Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК «Школа России»
Дата проведения: 23.10 2015
МОБУ «Амосовская СОШ»
1.Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
2.Цель урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов
3.Задачи урока: формировать умение различать однокоренные слова, выделять в них корень;
воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к Родине посредством подбора языкового материала;
развивать орфографическую зоркость при написании однокоренных слов.
4. Планируемые результаты
предметные: знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор;
личностные результаты: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения овместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка;
метапредметные: познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения;
коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
5. Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; колонки, электронное приложение к учебнику «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, сконструированные задания на электронной доске.
6.Литература: тетрадь, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкийорганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Формируемые УУД
I. Мотивация к деятельности
Приветствует учащихся.
– Прозвенел звонок. Мы снова на уроке русского языка. Кто может сказать, зачем мы изучаем русский язык?
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
– Быть грамотными учимся мы на уроках русского языка!
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Л – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке
II. Актуализация имеющихся знаний
Чистописание
1. Пальчиковая гимнастика. (Карандаш-горка)
2.Работа в тетрадях по чистописанию.
- Посмотрите, какую букву будем прописывать?
б бе брберё…ка
берёзовый
березняк
3.Орфографическая разминка
-Какая буква пропущена? Почему?
- Вспомним части речи, слово берёзка? берёзовый? березняк?
- Как можно назвать все эти слова?
- Почему?
- Самое главное у всех этих слов одно значение.
- Давайте ещё раз прочитаем слова, которые написали.
- Выделим в этих словах корень.
Разминают пальчики для письма.
Выполняют письмо по образцу
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют орфографический разбор слова
Формулируют определение однокоренных слов и корня слова. Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и букво-сочетанийПр. – находят слова с орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор
П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громко-речевой форме
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание
- Сделайте свои предположения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Что будем повторять?
- Правильно, молодцы, мы сегодня на уроке будем говорить про однокоренные слова. (Слайд №1)
Посмотрите на перечень целей на с. 73 учебника и выберите из них те, которые, на ваш взгляд, соответствуют сегодняшнему уроку Из предложенного перечня учебных задач выбирают те, которые соответствуют теме текущего урока, объясняют свой выбор.
П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Р – планируют свои действия для решения задачи
IV. Совместное открытие знания
- А кто мне напомнит, что является символом России? Какое дерево?
- Да, Россию, многие поэты сравнивают с берёзой.
- А что такое Родина?
- Эти все слова - Родина, родственники, родные - какими являются?
-Правильно, однокоренными, иногда их называют родственными.
- Потому что у них у всех один и тот же корень.
– Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам говорит?
– Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом? Почему?
– По какому признаку слова на форзаце объединены в группы?(Слайд№3)
Изучают схемы, предложенные на форзаце; делают выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом в которых выделен корень.
П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществляют подведение фактов языка под понятие.
Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу
V. Первичное закрепление во внешней речи
Физкультминутка
Фронтальная работа по слайдам №4-№6
-Выделите корень слова. Как будем действовать?(Слайд №4,5)
-Что нужно знать об однокоренных словах, чтобы исключить лишнее слово?(Слайд №6)
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок Объясняют главные слова в определении корня и однокоренных слов, выполняют задания под руководством учителя
Выполняют движения под руководством учителя
П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.
Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу
VI. Самостоятельная работа с проверкой
- Закрепим свои знания, прочитав правило в учебнике на странице 74.
– Найдите однокоренные слова в упражнении 131. Выпишите их, выделите корень
– Прочитайте в учебнике (с. 74) определение однокоренных слов. Назовите два главных признака однокоренных слов.
– Используйте эти знания при выполнении упр. 132 Знакомятся с теоретическими материалами в учебнике, объясняют главные слова в определении корня, однокоренных слов, выполняют упражнение П – воспринимают смысл читаемых текстов.
Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их.
Р – учитывают правило в планировании способарешения
VI. Включение в систему знаний и повторений
1. Работа по учебнику(упр. 135).
Словарно-орфографическая работа: слово с непроверяемым написанием «столица»
Объясняет задание. Комментирует его выполнение.
– Определите, к каким частям речи относятся слова, выписанные вами. Какой вывод можно сделать? (Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.)
2. Работа по учебнику (упр. 134)
Объясняет задание. Комментирует его выполнение(в парах) Выполняют упражнение, определяют морфологическую принадлежность найденных слов.
Выполняют упражнение, проверяют работы друг у друга Пр. – умеют находить однокоренные слова, знают изученные части речи.
П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.
Р – учитывают правило в планировании способа решения
К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
VII. Рефлексия
– Что же такое корень слова и какие слова в его определении самые важные? («Главная», «значимая».)
– Какие основные признаки однокоренных слов?
– Закончите предложения.
• Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось… Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
VIII. Домашнее задание
Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения (рабочая тетрадь, упр. 98) Слушают учителя, делают записи Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания