Урок русского языка в 3-м классе Корень слова. Однокоренные слова

Донецкий УВК №1


Урок русского языка в 3-м классе "Корень слова. Однокоренные слова".


Подготовила:
Курбатова- Ефимова Т.В.,
учитель начальных классов.






г. Донецк
2014г







Тип урока: урок закрепления знаний
Цель:
обеспечить закрепление умения находить в речи родственные слова, учить выделять корень слова, различать однокоренные слова от формы слова;
развивать орфографическую зоркость, речь, память;
воспитывать аккуратность при письме.

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся. Сядут сначала девочки, а потом мальчики.
Сейчас у нас урок русского языка.
2. Актуализация опорных знаний
Откройте тетради. Запишем дату, классная работа.
А) Каллиграфическая минутка.
(На доске написаны слова : р*сунок, ул*ца, кор*дор, растен*е, пр*рода). Слайд №3
- Что общего в этих словах? (Это все имена существительные, все они словарные).
- Какую букву мы будем прописывать сегодня?
(Букву “и”).
- Составление предложений с одним из слов (устно).
Б) Словарная работа.
- Спишите словарные слова с доски, вставляя нужную орфограмму Слайд №4
В) Проверка домашнего задания.
- Ребята, а теперь давайте проверим домашнее задание: какие слова вы выписали в группу, где часть слова придает словам значение «маленький»? Какая это часть слова? Для чего она служит?
- А какие слова вы выписали в группу, где часть слова придает словам значение «отсутствие чего-то»? Какая это часть слова? Какую она выполняет работу?
ИТОГ
Как вы думаете какую тему будем сегодня продолжать изучать?
3. Закрепление изученного материала
(На экране появляется тема урока “Корень слова. Однокоренные слова”).
- А) Сегодня на уроке мы будем работать над темой “Корень слова. Однокоренные слова”.
Слайд №5
И мы на этом корабле отправляемся в плавание по стране СОСТАВ СЛОВА.
- Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей? Слайд №6
- Давайте с вами образуем группу слов, связанных со словом “рыба”.
- Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.
Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).
Рыбная ловля. (Рыбалка).
Ловить рыбу. (Рыбачить).
Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).
(На экране появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, Слайд №7 ). Дети проверяют.
ИТОГ.
- Как называется эта часть?
- Что такое корень?
- Какие слова называются однокоренными?
(Слова, имеющие общую часть слова – корень и имеющие одинаковое лексическое значение)
Б) Самостоятельная работа
(На экране появляются слова: гриб, лес, горка, лесной, грибник, грибной, гора)
Слайд №8
- Прочитайте слова. Распределите их по группам. Запишите в тетрадях в три строки.
- Как называются слова каждой группы? Выделите общую часть каждой группы слов. (На экране появляются группы слов: гриб, грибной, грибник; гора, горка; лес, лесной, лесник)
Слайд №9
Дети проверяют самостоятельную работу.
- Какие умения помогли выполнить эту работу?
Итог.
- Как называются слова, в которых один. корень и которые имеют близкое лексическое значение?
Физкультминутка (музыкальная)
Слайд №10
4. Работа в парах.
У каждого на партах задание. Задание выполняется в тетрадях
Слайд №11
- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,
а “-” у другой.
- Давайте назовём группы образовавшихся однокоренных слов. Докажите: назовите признаки однокоренных слов. (На экране появляются слова: вода, водичка, водный; проводник, водитель, водить).

Слайд №12
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
- Всегда ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными? Как вы думаете?
(Выслушиваются варианты ответов учащихся.)
- Сейчас мы с вами ответим на этот вопрос, выполнив упражнение, предложенное в учебнике.
5. Работа с учебником. (с. 82 упражнение 163)
Слайд №13
- Прочитайте стихотворение.
- Назовите однокоренные слова и корень в этих словах (мечтательный, мечтал, мечты).
- Назовите в выделенных словах окончание и основу.
- Чем выделенные слова отличаются от однокоренных? Как называются такие слова? (это формы слова)
ИТОГ
Выделенные слова - это одно и то же слово, которое имеет различные окончания.
6.Письмо по памяти.
На экране появляются группы слов.
Слайд №14
Куст, кустик, кусты.
Море, моряки, моряк.
Зимний, зима, зимняя.
Морозы, мороз, заморозки.
- В каждой группе найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Лишние слова: кусты, моряки, зимняя, морозы. Это формы слова, а не однокоренные слова).
- Прочитайте ещё раз и выпишите по вариантам:
1 вариант – 1 и 2 группы слов;
2 вариант – 3 и 4 группы слов.
( Проверка фронтальная.)
Учитель оценивает работу 2- 3 учащихся за данное задание.
ИТОГ
-Как называются слова, которые мы исключили из каждой группы?
(Это формы одного и того же слова.)
7.Резерв. Творческое задание (задание на карточках - устно)
- Образуйте и назовите как можно больше однокоренных слов с корнем дом.
Учитель оценивает работу 2- 3 учащихся за данное задание.
8.Итог урока.
- С какими словами мы познакомились на уроке? Какие слова называются родственными? Какие слова называются формами слова?
(На экране появляется правило.)
Слайд №15
“Слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу, называются однокоренными словами”.
9. Рефлексия
- Наше путешествие по стране Состав слова подходит к завершению. Сейчас каждый из вас, прикрепляя свой кораблик на доску и отправляя его в плавание, скажет, что вам сегодня понравилось на уроке русского языка.
(на доске уч-ся прикрепляют кораблик и комментируют):
- Мне понравилось
- Я узнал, что
- Мне было трудно
10. Домашнее задание.
С. 83 упражнение 165.
Слайд №16
(Учитель читает стихотворение – подведение итогов)








13PAGE \* MERGEFORMAT14615




Заголовок 115