Урок русского языка Корень слова. Родственные или однокоренные слова


«Корень слова. Однокоренные слова»
Цель:формирование понятия «корень слова», «однокоренные слова», умения находить и выделять корень слова, подбирать однокоренные слова.
Личностные: создать условия для включения учащихся в учебную деятельность,
Регулятивные: научиться самостоятельно организовывать своё рабочее место;
Познавательные: определять группу однокоренных слов и обосновывать свое мнение;
Коммуникативные:, научиться слышать, точно реагировать на реплики, развивать монологическую речь;Ресурсы: мультимедийное оборудование, презентация, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
ПОЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ,
ЗА РАБОТУ В ДОБРЫЙ ЧАС!
Посмотрите на экран, попробуйте составить из данных слов предложение.
- У нас сегодня всё получится!
Конечно, ребята, у нас сегодня с вами всё получится. Я в этом не сомневаюсь.Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем всем удачи! (Желаем удачи!)
Откроем тетради и запишем число, классная работа.
2.за…ц, с…довник, с…довый, с…дПрочитай слова. Какие орфограммы пропущены?
Какое слово здесь лишнее? Почему?
3.Минутка чистописания.
1) Из букв лишнего слова составьте разные цепочки и запишите строчку до конца.
з а я цц з а я я ц з а з я а ц
Запишите слова с одинаковым значением. Что их объединяет? Что у них общее?
(у них общая часть сад)
- Сегодня мы узнаем, как называются эти слова, что их объединяет.
Чтобы узнать тему урока отгадайте загадку.
Я у дуба, я у зуба,Я у слов и у цветов.Я упрятан в темнотуЯ не вверх, а вниз расту
– Что такое корень? – Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)
4.Постановка учебной задачи
-Какое значение корень имеет для зуба, дерева, цветка? (это важная, главная их часть)
-Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? (у слов тоже есть корень)как и у растений корень есть и у слов.- Попробуйте сформулировать тему нашего сегодня урока.
Обозначим проблемные вопросы нашего урока: (выводятся на экран, один ученик зачитывает их вслух):
1. Что такое корень слова?
2. Роль корня в слове?
3. Как выделить корень в слове
4. Что такое однокоренные слова?
Признаки однокоренных слов.
Открытие нового знания.
   5 . Коллективное выполнение упражнения.– Послушайте, и запишите однокоренные слова. 
(Как-то много лет назадПосадили дивный сад
Не был этотсадфруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вамрассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовникк нам идёт.
Очень – очень интересно
Погулять в саду словесном!
Какие слова у вас получились?– От какого слова образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
Выделим общую часть дугой. Это корень слова.
А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части.
Ясен ли вам смысл слов?
Какой же вывод отсюда следует? (Корень – главная (значимая) часть слова.)
- Роль корня в слове? (В корне заключён смысл слова.От него образуются другие однокоренные слова)
Что вы ещё заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково и слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными)
Физминутка6. Работа с учебником (наблюдение):
А)- Упр. 1, с. 80
Прочитайте задание.
- В какой строке названы родственники?(дедушка, отец, сын, внук.)
- Прочитайте слова с одинаковым корнем.
Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф)
Слова, которые имеют один и тот же корень, называются однокоренными или родственными.
- выпишите родственные слова. Выделите корень.
Слова связаны по смыслу?
- Раз все слова, выписанные со словом «дед», связаны по смыслу, значит они родственные?
Б) «Игра» Сейчас мы поиграем , разделим слова на две группы.
горагорит
- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова.
Что увидели? Какое лексическое значение имеет слово гора? А слово горит?
Они разные по смыслу .Бывает, что внешне слова похожи, а смысл у них совсем разный. Тогда они никакие не родственники.
ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.
Алгоритм нахождения корня в слове
прочитать слово
подобрать однокоренные, родственные слова
выделить корень
Физминутка7.Закрепление
1. Упр. 2 стр. 80
Спишите слова, обозначьте корень.
Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему? (Уних одинаковый корень, и они близкие по смыслу)
2. Игра «Собери семейки»
3.Индивидуальная работа.  Выполнение упражнения № 4 (с.81)
Собери «семейки» однокоренные слова. Запиши их, обозначь корни.
- Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и выполните взаимопроверку.
(Правильные ответы показаны на экране)
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
1.Игра. «Найдем родственников»
Сравни слова по смыслу. Похожи ли слова в каждой паре?
Спишите.
Найди в каждой паре общую часть. Выдели корень.
2. Закрепление.
- Что такое корень? (Это главная значимая часть слова)
- Роль корня в слове? (В корне заключён смысл слова.От него образуются другие однокоренные слова)
- Как выделить в слове корень?
(надо подобрать однокоренные слова, а затем выделить одинаковую часть- корень)
- Какими признаками должны обладать однокоренные слова?
(общая часть(одинаковый корень) и общее лексическое значение)
9. Домашнее задание «Вырастить словесное дерево» из корней:
Подберите однокоренные слова с корнем, указанным в карточке. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
Оцените свою активность на уроке.
Рефлексия.
Получился ли наш сегодняшний урок интересным, веселым, научил ли он вас новому?
- Что вы нового узнали?
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!