Доклад на тему: «Применение информационных технологий на уроках химии — как условие развития компетентности самоменеджмента»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32
г.ЮЖНО-САХАЛИНСКА







«Пути совершенствования уроков физики посредством мультимедийных технологий»













2013 – 2014 учебный год
«Мы живём в быстро меняющемся обществе, и наша школа должна успевать за его развитием, а в идеале и опережать его, потому что будущее рождается сегодня. Это уже стало аксиомой»
А. Асмолов

Введение
Школьный курс физики - основной компонент естественно - научного образования школьников. Он обеспечивает формирование у учащихся единой физической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. Это один из системообразующих для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Процесс модернизации современного образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности школьника.
На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию.
Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успех подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы, что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу обучения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение мультимедийных средств на уроках физики.
Это позволяет решать ряд важных задач в процессе обучения школьников:
последовательную реализацию деятельностного подхода к процессам учения и обучения; 
использование на уроке различных типов (и форм) познавательной деятельности учащихся в зависимости от их уровня развития;
развитие личностных качеств ученика;
включение в содержание образования методов научной деятельности;
реализацию исследовательского подхода в обучении;
Данное направление определило тему работы «Пути совершенствования уроков физики посредством мультимедийных технологий».
Цель: совершенствование образовательного процесса и формирование образовательной среды, способствующей наиболее полной реализации реальных учебных возможностей обучающихся на уроках физики, повышение качества образования через внедрение мультимедийных технологий.
Задачи:
Использовать ИКТ на уроках физики в разных направлениях и формах учебной деятельности.
Вовлекать учащихся в атмосферу поиска, решения научной задачи.
Внедрять методики и элементы инновационных технологий в учебном процессе.
Создавать новые формы работы с учащимися, направленные на выявление наиболее способных детей.
Изучение творческого и интеллектуального потенциала учащихся, уровня владения навыками исследовательской работы и коммуникативных компетенций.
Объект исследования:
Гипотеза – если учитель в своей работе будет использовать мультимедийные технологии, то это позволит развить у школьников предпосылки к успешному школьному обучению, развить познавательные возможности и интерес к предмету.
Большая часть учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету. Ученик использует репродуктивные, а не креативные способы деятельности, ищет единственный ответ, а не учится многообразию познания, в результате у учащихся возникают вопросы, физический смысл которых они до конца не понимают или понимают с трудом.
Выход из данной ситуации, я вижу в использовании МКТ. Использование компьютерной поддержки делает урок творческим, позволяет более глубоко разобраться с физическими понятиями, которые трудны для понимания. Уроки получаются разнообразными и используемые направления можно представить в виде следующих блоков:
- мультимедийные сценарии уроков (презентации);
- применение готовых учебных и демонстрационных программ;
- проектно-исследовательская деятельность;
- внеурочная деятельность.
Мультимедийные сценарии уроков: выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point. По сути дела, создается авторское мультимедийное сопровождение преподавания курса физики с 7 по 11 класс. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а также возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. Создание уроков – презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Но зато, уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Применение готовых учебных и демонстрационных программ
Обучающая среда мультимедийных дисков позволяет ставить компьютерные эксперименты; моделировать физические процессы, решать практические задачи (Приложение 1).
Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:
CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике,
Фрагменты художественных и мультипликационных фильмов,
«Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы «Физикон»
Материалы из Интернет-источников:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей: http://www.fizika.ru
Раздел College.ru по физике интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН, выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет – тестирование и электронные консультации: http://college.ru/fizika/
Введение в нанотехнологии: http://nano-edu.ulsu.ru
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии: http://www.gomulina.orc.ru
Газета «Физика»: http://fiz.1september.ru
Информационные технологии в преподавании физики: http://ifilip.narod.ru
Компьютерные модели в изучении физики. Чирцов А. С., Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПбГУ). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Физика в анимациях" , на котором можно найти анимационные схемы многих физических процессов.
Актуальные фото и видеоматериалы, пригодные для использования на уроке, можно найти на сайте "Весть", АСТВ, ОТВ и многих других.
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, в нашей школе оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы (недостаток физических приборов), а тем более показывать эксперименты, требующие более сложного оборудования. Обратим внимание на то, что некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы, рентгеновское излучение из-за отсутствия приборов в физическом кабинете школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Программы ПК позволяют создать модель сложных физических явлений, изменить условия протекания процесса, замедляя или ускоряя тот или иной процесс.

В прошлом учебном году, я стала использовать виртуальную лабораторию «Живая физика», которая  предоставляет возможности для интерактивного моделирования движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. Данная программа позволяет изучать школьный курс физики, усваивать основные физические концепции и сделать более наглядными абстрактные идеи и теоретические построения (такие как, например, напряженность электростатического или магнитного поля).
Программа дает учителю возможность проиллюстрировать в динамике свои объяснения, предоставить учащимся «живую» схему задачи. Учащиеся могут самостоятельно проводить разнообразные исследования важнейших физических явлений и процессов, вести экспериментальную проверку гипотез, изучая физику не «по книге», а на собственном опыте, находить ответ на вопрос «Что будет, если...?».
Встроенные средства визуализации (мультипликация, графики, таблицы, диаграммы, векторы сил и траектории движения тел) позволяют увидеть и проанализировать то, что в традиционном курсе физики существует лишь в виде абстрактных понятий и формул.
Собираем из этого «виртуального конструктора» желаемые объекты  маятники, системы блоков и зубчатые передачи, механизмы, сложные лабораторные установки и даже... целые планетные системы. Задаем способ представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор). Нажимаем кнопку «Старт!».
Созданный на экране мир оживает в полном соответствии со всеми законами физики  как земными, так и внеземными, в зависимости от нашего желания.
Так же стала использовать фрагменты художественных и мультипликационных фильмов, для постановки проблемы урока.
Введение, нового вызвало интерес в глазах учащихся. Они оказались в том мире, где все им интересно, знакомо, где есть возможность реализовать свои знания, задаться вопросом: «а что будет, если я...». Согласитесь, этого вопроса ждет каждый учитель на своем уроке. Вопрос, который заставляет обучающегося задуматься, и найти ответ на поставленный вопрос.
Применение компьютерного тренажера для текущего контроля знаний
Одно из основных направлений деятельности учителя физики - научить детей решать задачи. Эффективным помощником в этой работе могут оказаться компьютерные тренажеры, снабженные лаконичным и удобным справочным материалом и предлагающие ученикам большое количество разнообразных задач, отвечающих требованиям школьной программы. К сожалению, современные разработчики программных обучающих продуктов не уделяют достаточного внимания данному направлению.
Я использую несколько компьютерных тренажёров: EGE.ru, РЕШУ ЕГЕ, тренажер "Активная физика".
Новым для меня было использование Тренажёра «Активная физика», который ориентирован на выработку навыка решения типовых задач школьного курса физики, прохождение материала построено на многократном повторении пройденного на качественно новом уровне. Все задания объединены в разделы, каждый раздел состоит из нескольких обучающих сценариев. Сценарий представляет собой блок из 7-11 последовательно усложняющихся задач, причем каждая из задач представлена в 4-х вариантах, отличающихся значениями исходных данных. Последовательное прохождение сценариев призвано отработать навык решения типовых задач многих разделов физики, изучаемых в школе.
Применение тренажера способствует развитию навыков самостоятельной работы, отработки навыков решения стандартных задач.
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мной используются специально составленные мультимедийные презентации и компьютерный тренажер "Активная физика".
Отмечу, что проводить уроки (зачеты) с этой программой можно только в кабинете информатики, что предполагает сотрудничество с учителями информатики и возможность гибкого расписания кабинетов.
Тренажер "Активная физика" используется мной как дополнительный инструмент активации самостоятельного и заинтересованного подхода к изучению физики. Можно только сожалеть, что он не полностью охватывает школьный курс. По объему и дидактической глубине построения материала сравнимые с ним программы, на наш взгляд, на рынке программных продуктов для школ отсутствуют.
Использование ИКТ на уроках физики в условиях школы способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению. Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. В любом разделе курса физики есть главы, трудные для понимания учащимися.
Таким образом, использование ПК в учебном процессе позволяет нам значительно улучшить качество обучения за счет его индивидуализации, наглядности, активизации творческой и самостоятельной работы учащихся. Надо отметить, что индивидуализация является необходимой при процессе восприятия и усвоения, особенно при изучении нового материала. К каждому ребенку нужен свой подход, так как понимание физики происходит по-разному: одни учащиеся усваивают быстрее материал, другие – медленнее. Неодинаков и способ восприятия, так как обращение идет к внутренней системе образованности, тесно связанной с логикой и эмоциональностью каждой конкретной личности.
Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность в соответствии с уроком отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование МКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, педагог создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.
Итак, опираясь на все ранее указанные преимущества использования МКТ на уроках, приходим к выводу, что данные средства являются необходимыми в процессе обучения в нашей школе. Наряду с этим, компьютер – это средство, позволяющее оперативно решать задачи с наглядностью, с помощью ПК учитель может корректировать свою деятельность, ориентируясь на новые технологии обучения.
Заключение
Применение МКТ на уроках физики способствует повышению мотивации обучения данного предмета у учащихся. К «компьютерным» урокам нужно тщательно готовиться. Написание конспектов уроков с применением МКТ требует от учителя огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели физических явлений и процессов. Отметим, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опираясь на собственный небольшой опыт работы, могу с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых ребят, способствуют формированию компетенций.
Качество знаний при этом заметно возрастает, успеваемость составляет на 2012-2013 год 61,4%, на 2013-2014 – 69,6%, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.
Таким образом, цель достигнута. Применение  информационно-коммуникационной технологии в преподавании  физики является одним  из современных подходов к организации  учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении  и фактором повышения качества знаний.





Приложение 1

Приложение 2















ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Лабораторная работа по теме:
«Равномерное и неравномерное движение.
Классификация движений»



Цель работы: научить учащихся сравнивать отрезки пути, проходимые за равные промежутки времени, и таким образом из множества различных движений выделять равномерные;
научить отождествлять график и описываемое им движение.
Деятельность ученика на уроке: классификация движения – выделение равномерного движения, движения с увеличивающейся скоростью, движения с уменьшающейся скоростью, обоснование своего выбора. Установление соответствия графиков зависимости скорости и координаты от времени виду движения.
Оборудование: УМК Живая Физика, учебник «Физика» для 7 класса (автор А.В.Перышкин)
Ход урока
1. Оргмомент.
Урок проводится дистанционно, общение учителя и ученика осуществляется по Skype. Учитель приветствует учащегося, создает положительный психологический настрой на занятие.
2. Актуализация знаний.
Повторение вопросов, связанных с различными видами движения и их графиками:
А) Какие виды движения ты знаешь?
В) Что называют равномерным и неравномерным движением?
Г) Какой вид имеют графики зависимости координаты, скорости от времени при равномерном и неравномерном движении?
Учитель рассказывает ученику о предстоящей лабораторной работе, знакомит с целью, оборудованием и ходом работы.
3. Выполнение работы.
Для начала работы открой диск Живая Физика, войди в программы, открой раздел Живая Физика в 7 классе, перейди к вопросу «Равномерное и неравномерное движение», от него к лабораторной работе «Классификация движений». Щелкни в начале на словах «Лабораторная работа. Классификация движений», затем – на «Открыть модель». Появляется модель с тремя шарами и шаблонами для построения графиков.


Щелкни на окошке «Не показывать следы», затем справа вверху на команде «Пуск». Посмотри на движение шаров, ответь на вопрос: можно ли понять вид движения? Остановив движение, видим, что по полученному изображению нельзя ответить на поставленный вопрос. Поэтому, вернемся назад и щелкнем на окошке «Показывать следы», затем снова «Пуск», а когда шары дойдут до нижней границы рисунка остановим движение.



Получим следующую картину

По расположению шаров можно найти равномерное (шар 2) и неравномерное движение (шары 1 и 3). Объясни свой ответ. Чтобы увидеть графики зависимости координаты от времени, щелкни справа в каждом окошке на букве Y.

Посмотри внимательно на графики и по их виду назови вид движения.
Верхний график (А) – равномерное движение, второй и третий (Б и В) – неравномерное. Как можно по расположению шаров увеличение и уменьшение скорости. Назови, какой шар двигался с увеличением скорости, какой - с уменьшением. Проверим ответы на графиках скорости. Щелкни на букве V, но перед этим закроем графики зависимости координаты от времени.

Какой график соответствует равномерному движению? Какая линия для него характерна? На каком графике видно, что скорость увеличивается, на каком графике – уменьшается? Щелкни снова на букве Y каждом окошке получим следующую картину:


Ответь на поставленный вопрос: К какому из тел относятся графики на табло А, на табло Б, на табло В?
Сделай на основании расположения шаров, графиков зависимости координаты и скорости от времени общий вывод о равномерном и неравномерном движении.
Построй в тетради данные графики и запиши вывод.




Список литературы
Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159.
Ильина Т.С., Шилова О.Н. Опыт развития информационной культуры учителей средствами образовательных технологий // Развитие региональной образовательной информационной среды "РОИС-2006": Материалы межрегиональной научно-практической конференции ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) – Санкт-Петербург, 2006, с. 120-123
Конюшенко  С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека //  Информатика и образование –  2004 – №7, с. 102-105
. Кулик Е. Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения. Дис. канд. пед.наук: – М.: РГБ, 2005
Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2008.















15