Программа модуля Основы энергосбережения и энергоэффективности (для строительных специальностей НПО)


Программа модуля
«ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ»
Вологда 2013
Разработчик:
Зорина Елена Николаевна – преподаватель специальных дисциплин.
Содержание
стр.
Паспорт примерной программы модуля 3
Структура и примерное содержание модуля 5
Условия реализации модуля 11
Контроль и оценка результатов освоения модуля 13
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
Область применения учебного модуля
Примерная программа модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО:
- 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ» по специальностям «штукатур», «маляр строительный», «облицовщик-плиточник»;
- 270802.09 «Мастер общестроительных работ» по специальностям «каменщик», «жестянщик», «электросварщик»;
- 270839.01 «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования».
Программа учебного модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
12680 каменщик (ОКЗ – 7122), 19727 штукатур (ОКЗ-7133), 13450 маляр (ОКЗ-7138), 15220 облицовщик-плиточник (ОКЗ-7121), 14621 монтажник санитарно-технических систем и оборудования (ОКЗ-7127).
Место учебного модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы
Содержание модуля подразумевает изучение его на протяжении всего образовательного процесса, а именно:
Раздел №1 - предлагается изучить в рамках программы «ОБЖ»;
Раздел №2 – предлагается изучить в рамках программы «Основы технологии общестроительных работ»/ «Основы строительного производства;
Раздел №3 – предлагается изучить в рамках программы «Основы материаловедения» / «Материаловедение»;
Разделы №4-6 – предлагается изучить в рамках профессионального модуля отдельной дисциплиной.
Цель учебного модуля
Состоит в ознакомление учащихся с перспективой снижения выбросов углекислого газа и в формирование знаний и умений в области энергосбережения и повышения энергоэффективности зданий и сооружений
.
Задачи учебного модуля
Приобретение знаний по повышению энергоэффективности зданий и сооружений.
Ознакомление с основными направлениями энергосберегающих мероприятий.
Сформировать у учащихся представление о путях эффективного использования природных ресурсов и снижения выбросов углекислого газа.
Ожидаемые результаты изучения учебного модуля
В результате освоения учебного модуля обучающийся должен знать:
- задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности зданий.
- основные законодательные и нормативные документы по энергосбережению;
- пути сокращения выбросов СО2 в атмосферу;
- перспективы развития возобновляемых источников энергии;
- способы повышения теплозащиты зданий и сооружений;
- виды, область применения и свойства теплоизоляционных материалов;
- энергосберегающие мероприятия в инженерных системах зданий и сооружений;
-энергосберегающие технологии при строительстве и реконструкции зданий;
- основы энергетических обследований.
В результате освоения учебного модуля обучающийся должен уметь:
- ориентироваться на рынке предлагаемых теплоизоляционных материалов и технологий по повышению энергоэффективности зданий и сооружений;
- пользоваться приборами контроля и учета.
Рекомендуемое количество часов на освоение учебного модуля
На изучение учебного модуля рекомендуется:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов; самостоятельной работы обучающегося 13 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Объем учебного модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 38
в том числе: практические занятия 12
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 13
Подготовка доклада
Составление опорного конспекта
Написание реферата
Выполнение проекта
Подготовка презентации 2
2
4
3
2
Итоговая аттестация в форме зачета
Примерный тематический план и содержание учебного модуля
«Основы энергосбережения и энергоэффективности»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Актуальность энергосбережения и повышения энергоэффективности. 9 Тема 1.1.
Состояние проблемы энергосбережения Содержание учебного материала 1
1 Введение. Состояние проблемы энергосбережения.
Задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности. Состояние с производством и потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в мире и в России. 2 Тема 1. 2.
Пути сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу
Содержание учебного материала 1
1 Виды и источники энергии. Новые технологии получения энергии.
Природные энергоносители (нефть, природный газ, уголь), гидроэнергия, атомная энергия, нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.
Технологии получения энергии без выбросов углекислого газа. 1 2 Использование солнечной энергии.
Станции - преобразователи солнечной энергии. Применение гелиоустановок для электро- и теплоснабжения. Достоинства и недостатки гелиоустановок. 1 3 Использование энергии ветра и воды.
Ветродвигатели и ветроэлектрические агрегаты. Достоинства и недостатки ветроэнергетики. Гидроэлектростанции и приливные электростанции. Использование энергии приливов, прибоя, волн, разности температур воды поверхностных и глубинных слоев океана, течений. Достоинства и недостатки гидроэнергетики. 1 4 Использование геотермальной энергии. Бионергетика.
Типы источников геотермальной энергии (гидротермальные источники, паро-термальные источники, тепло горячих горных пород). Достоинства и недостатки геотермальной энергии.
Топливные гранулы, жидкое биотопливо и его виды, биогаз. 1 Самостоятельная работа студента:
Подготовка доклада на темы: «Использование солнечной энергии», «Использование энергии ветра», «Гидроэнергетика», «Биоэнергетика», «Гидротермальная энергетика».
Составление опорного конспекта «Возобновляемые источники энергии». 3 3
Раздел 2.
Повышение теплозащиты зданий и сооружений 8 Тема 2.1.
Повышение теплозащиты зданий и сооружений
Содержание учебного материала 1 Тепловые потери зданий.
Объемно-планировочные, строительно-конструктивные меры по повышению энергоэффективности зданий и сооружений. Тепловые потери ограждающих конструкций (наружные стены, окна, крыша и пол). 2 1
2 Меры по сокращению тепловых потерь.
Теплоизоляция наружных стен. Теплоизоляция чердачных помещений, кровли и подвалов. Расположение окон, отопительных приборов и теплоотражающих экранов. 2 1
Практическое занятие 1 Составление и вычерчивание схемы крепления теплоизоляционных плит в конструкциях навесных вентилируемых фасадов. 2 2
Самостоятельная работа студента:
Написание реферата на темы: «Энергосберегающие технологии в деревянном домостроении». 2 3
Раздел 3.
Теплоизоляционные материалы 8 Тема 3.1
Теплоизоляционные материалы Содержание учебного материала 1 Классификация, свойства и область применения теплоизоляционных материалов.
Понятие о теплопередаче. Теплоизоляционные материалы: классификация, свойства и область применения. 2 1
2 Виды теплоизоляционных материалов
Органические и неорганические материалы. Роль теплоизоляционных материалов в сбережении топливно- энергетических ресурсов. 2 1
Практическое занятие 1 Подбор теплоизоляционных материалов.
По индивидуальным заданиям преподавателя подобрать соответствующие теплоизоляционные материалы для каждого конкретного случая. 2 2
Самостоятельная работа студента:
Подготовка презентации по изученным в торговой сети номенклатуры теплоизоляционных материалов. 2 3
Раздел 4.
Основные направления повышения энергоэффективности зданий и сооружений
17 Тема 4.1.
Энергосберегающие мероприятия в инженерных системах зданий и сооружений
Содержание учебного материала 1 Энергосберегающие мероприятия в системах теплоснабжения.
Устройство местных систем теплоснабжения; применение современного оборудования и арматуры; теплоизоляция трубопроводов систем отопления. Реконструкция тепловых узлов (пластинчатые теплообменники), автоматизация подачи теплоносителя, балансировка стояков, монтаж термостатных вентилей, замена неисправной арматуры. 2 1
2 Энергосберегающие мероприятия в системах водоснабжения
Установка общедомовых и поквартирных счетчиков воды, экономичной водоразборной арматуры и двухрежимных сливных баков. Своевременная замена изношенных участков, устранение излишней запорной арматуры. 1 1
3 Энергосберегающие мероприятия в системах электропотребления.
Автоматизированные системы учета электроэнергии (установка двухтарифных счетчиков электроэнергии). Установка светодиодных ламп, с датчиками света, движения и звука. Выбор бытовой техники. Работа электроприборов в режиме ожидания. 1 1
4 Общие понятия о приборном учете и требования к приборам
Понятия «Прибор учета, точность измерений, погрешность измерительного прибора», виды приборов учета и требования предъявляемые к ним. 1 1
5 Приборы учета тепла, воды, газа, электрической энергии
Виды приборов учета воды, тепла, газа, электроэнергии и места их установки. Единицы измерения приборов. 1 1
Практические занятия 1 Снятие показаний с приборов учета и контроля.
Снятие показаний с проборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии. 2 2
1 Составление отчета по результатам экскурсии на объекты ЖКХ (жилые дома новых и старых построек).
Осмотр тепловых пунктов зданий, устройств автоматизации инженерных систем, водомерных узлов зданий, общедомовых приборов учета электоэнергии. 2 2
Тема 4.2 Энергосберегающие технологии при реконструкции зданий. Содержание учебного материала Энергосберегающие технологии при реконструкции зданий.
Наружная и внутренняя теплоизоляция наружных стен (вентилируемые фасады, скашивание внутренней поверхности наружного узла и т.д.); устройство тамбуров; надстройка мансардных этажей; установка стеклопакетов; остекление лоджий и балконов. 2 1
Практическое занятие 1 Выполнение сравнительной характеристики деревянных и пластиковых окон. 2 2
Самостоятельная работа студента:
Разработать проект на тему «Умный дом». 3 3
Раздел 5.
Основы энергетических обследований
6 Тема 5.1.
Основы энергетических обследований Содержание учебного материала 1 Энергетическое обследование и энергоаудит.
Понятия «Энергетическое обследование» и « энергоаудит»., их виды и назначения. 1 1
2 Энергетический паспорт здания.
Структура энергетического паспорта здания. 1 1
Практическое занятие 1 Порядок заполнения энергетического паспорта здания.
По выданному заданию преподавателя заполнить энергетический паспорт здания. 2 2
Самостоятельная работа студента:
Разработать проект на тему «Повышение энергоэффективности моего дома». 2 3
Раздел 6.
Нормативно-правовая база в области энергосбережения 3 Тема 6. 1.
Нормативно-правовая база в области энергосбережения
Содержание учебного материала 1
1 Основные законодательные и нормативные документы по энергосбережению.
Основные положения Государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Энергосберегающая политика государства. 2 Самостоятельная работа студента:
Составить опорный конспект тему «Нормативно-правовая база в области энергосбережения» 1 3
Зачет Всего: 51 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор/ интерактивная доска;
комплект учебных фильмов.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Комков В.А. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве: Учеб.пособие./ В.А. Комков, Н.С. Тимахова -М.: ИНФРА-М, 2010-320с.
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г.;
Дополнительные источники:
Данилов Н.И. Энергосбережение для всех / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков, Екатеринбург: Энерго-Пресс. 2003 г. — 132 с.
Гершкович В.Ф Архитектурные и конструктивные приемы энергосбережения в зданиях /Издательство: ЧП "Энергоминимум", 2008 г.
Балыхин Г.А Энергосбережение в системе образования. Сборник научно-практических и методических материалов. Под общей редакцией Издательство: Москва, 2000 г.
Постановление «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» № 1225 от 31 декабря 2009 г.;
Приказ «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» № 61 от 17 февраля 2010 г.;
Постановление «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» № 67 от 20 февраля 2010 г.
Интернет-ресурсы:
Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gisee.ru , свободный. – Загл. с экрана.
Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.pntdoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Строительство и ремонт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.stroy-remont.org., свободный. – Загл. с экрана.
Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Школа строителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stroyka.ru, свободный.- Загол. с экрана.
Энергоэффективная Россия. Многофункциональный общественный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.energosber.info, свободный.- Загл. с экрана.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения учебного модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, по результатам выполненной самостоятельной работы, а также по результатам опросов на уроках и промежуточного тестирования (по окончанию изучения каждого раздела).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: Ориентироваться на рынке предлагаемых теплоизоляционных материалов и технологий по повышению энергоэффективности зданий и сооружений; Оценка выполнения практических и самостоятельных работ.
- пользоваться приборами контроля и учета. Оценка выполнения практической работы.
Знания: - задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности зданий. Оценка устных опросов на уроке. Тестирование.
- основные законодательные и нормативные документы по энергосбережению; Оценка устных опросов на уроке и самостоятельной работы.
- пути сокращения выбросов СО2 в атмосферу; Тестирование и оценка самостоятельной работы.
- перспективы развития возобновляемых источников энергии; Оценка устных опросов и самостоятельной работы.
- способы повышения теплозащиты зданий и сооружений; Оценка письменных опросов/тестирование и самостоятельной работы.
- виды, область применения и свойства теплоизоляционных материалов; Тестирование, выполнение практической и самостоятельной работы.
- энергосберегающие мероприятия в инженерных системах зданий и сооружений; Оценка устных опросов. Выполнение практической и самостоятельной работы.Тестирование.
-энергосберегающие технологии при строительстве и реконструкции зданий; Оценка устных опросов. Выполнение практической и самостоятельной работы.
- основы энергетических обследований. Выполнение практической и самостоятельной работы. Тестирование.