Психологизм романа. Художественное совершенство романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


КГУ «Летовочная средняя школа»
Тайыншинский район
Северо – Казахстанская область
286575519748500

Открытый интегрированный урок по русской литературе
(психолог, учитель самопознания) в 9 классе
«Психологизм романа. Художественное совершенство романа М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»
Учитель литературы: Морева Н.И.
Учитель сапопознания: Зауэр О.В.
Психолог школы: Морев И.А.
Цели (литература): анализ страниц дневника Печорина; развитие речи;
развитие образного и логического мышления.
Цели (психология):
ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
развитие навыков самоанализа;
Цели: (самопознание): развитие культуры общения.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа “Герой нашего времени”, диски с музыкой.
На доске эпиграф: История души человеческой…едва ли не
любопытнее и не полезнее истории целого
народа.
М.Ю. Лермонтов
Ход урока: звучит музыка Бетховена “Лунная соната”
Учитель: - Какие чувства вызывает эта музыка? (волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни).
- На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире).
Ученик: Короткая, но яркая жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в российской литературе. Поэт, прозаик и драматург, обогативший наше творческое наследие великими произведениями, погиб в 27 лет на дуэли, но имя его навсегда останется в сердце каждого русского человека. Его произведения отличаются не только богатством содержания и характеров, выразительностью речи, а также ясностью и простотой русского слова. Н. Г. Чернышевский ставил Лермонтова на первое место в русской литературе, впереди Пушкина и Гоголя. 
ИГРА «КТО эти герои?» (слайды)
1.Он лежал в первой комнате на постели, подложив одну руку под затылок, а в другой держа погасшую трубку; дверь во вторую комнату была заперта, и ключа в замке не было. Я всё это тотчас заметил... Я начал кашлять и постукивать каблуками о порог, только он притворился, будто не слышит. (Печорин)
2.Холодно смотрела Бэла на подарки, которые каждый день приносил ей Печорин, и гордо отталкивала их. Долго безуспешно ухаживал он за нею. Между тем, он учился по-татарски, а она начинала понимать по-русски.
3.«Послушайте, Максим Максимыч: у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. (Печорин)
4.Однажды Печорин отправился с Максимом Максимычем на охоту за кабаном. С раннего утра часов до десяти напрасно искали они его; Максим Максимыч уговаривал своего товарища воротиться, не тут-то было: несмотря ни на зной, ни на усталость, тот не хотел воротиться без добычи.
5. Идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностию, как записные франты щеголяют модным платьем, а «львы» ослиною глупостию. Он носит солдатскую шинель из толстого сукна; у него георгиевский солдатский крестик. Ему очень хочется, чтобы его считали не юнкером, а разжалованным из офицеров: он находит это очень эффектным и интересным. (Грушницкий)
6.Она вздрогнула и побледнела. — Я знала, что вы здесь, — сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами, — в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. (Вера)
7.Она наклонила голову и слегка покраснела. «Вы странный человек!» — сказала она потом, подняв на меня свои бархатные глаза и принужденно засмеявшись. (княжна Мери)_
8.Быть для кого-нибудь причиною страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? насыщенная гордость. (Печорин)
Психолог: - Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?
- Как влияет характер человека на его отношения с окружающими?
- Как влияет характер на успехи в школе, в жизни?
Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – это некое отношение.
- А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности)
Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей.
Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.
Учитель: Печорин – сложная противоречивая личность. “Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его” ,- так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе?
- Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Давайте попробуем ответить на вопрос “Каков характер Печорина” и составим таблицу: в грПоложительные черты характера Отрицательные черты характера
умён злопамятен
справедлив скрытен
честен честолюбив
смел насмешлив
самоотвержен эгоистичен
проницателен  
Психолог: - Давайте познакомимся со своими характерами.
Психологическое упражнение “Мой характер”
Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная.
Задание: Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности).
Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию).
Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни.
Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится. Запомните ее.
Учитель: - Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого себя, понять себя)
Психолог: Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.
Учитель самопознания: я хочу рассказать вам сказку о Деревьях - Характерах. (музыка, слайды) Сказка о Деревьях – Характерах. И. ВачковВ некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья – Характеры. Это были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами.
У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по земле.
Так непохожи были Деревья – Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно?
Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.
Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, внимательно изучая самого себя и свои поступки.
Учитель:
М. Ю. Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” (его слова из Предисловия к роману) невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава.
Ученик: Осудите сначала себя самого,  Научитесь искусству такому,  А уж после судите врага своего  И соседа по шару земному. Научитесь сначала себе самому  Не прощать не единой промашки, А уж после кричите врагу своему,  Что он враг и грехи его тяжки. Не в другом, а в себе побеждайте врага,  А когда преуспеете в этом, Не придётся уж больше валять дурака,  Вот и станете вы человеком.
Совершенство романа:
– Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
- Давайте откроем содержание романа.
- Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)
- Сколько частей в романе? (две)
- А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)
- Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?
Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).
“Бэла” /4/
“Максим Максимыч” /5/
“Предисловие”
“Журналу Печорина” /6/
“Тамань” /1/
“Княжна Мери” /2/
“Фаталист” /3/ Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)
“Тамань”
“Княжна Мери”
“Фаталист”
“Бэла”
“Максим Максимыч”
“Предисловие” к “Журналу Печорина”.
Ученик: “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
- Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.
-  Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)
Такое построение даёт автору возможность:
- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследить историю его внутренней жизни;
- образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);
- при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: "Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем". На этих словах мы прощаемся не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.
Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.
Г. - Почему "Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе? - Что такое психологизм?
Работа в группах:
…отличительный характер русской литературы — внезапные проблески _____________ и даже великих художнических талантов и, за немногими ___________, вечная поговорка читателей: «книг _________, а читать нечего...». К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их __________ , принадлежит талант господина Лермонтова.
(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1—2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. — С. 28—123.)…отличительный характер русской литературы — внезапные _____________ сильных и даже ___________ художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «книг много, а читать ____________...» К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, ________________ талант господина Лермонтова.
(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1—2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. — С. 28—123.)…отличительный характер ___________ литературы — внезапные проблески сильных и даже великих художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «________ много, а читать нечего...» К числу таких сильных ______________ талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, принадлежит талант господина ____________.
(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1—2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. — С. 28—123.)В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.
Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.
-почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.
Урок мне понравился / не понравился
Материал показался сложным/ сложным, но нужным/ ненужным
заинтересовало/ безразлично/ сложно
Домашнее задание. Составить характеристику других героев: Бэла, княжна Мери,
Грушницкий, Максим Максимович
Оценки
Лермонтов – самый загадочный поэт 19 века. Он имел много знакомых, но не имел друзей. Он посещал балы, светские вечера, но на них был одинок. Он редко встречал добрых и искренних людей. Повсюду маски, маски , маски… Прощаясь сегодня с вами , я вам говорю: до следующей встречи с Талантливым Лермонтов.
Инвектива (от лат. invectiva (oratio), в свою очередь происходящее от лат. invehor — бросаюсь, нападаю) — форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное лицо или группу.Инвектива, появившаяся в античной литературе, отличается резкостью обличения и является разновидностью публицистики в близкой к памфлету форме, одним из наиболее известных примеров являются взаимные инвективы, приписываемые Гаю Саллюстию Криспу и Марку Туллию Цицерону (лат. Invectiva in Ciceronem и лат. Invectiva in Sallustium).
Инвектива отличается от эпиграммы необязательностью стихотворной формы (в современном, начиная от Марциала, понимании эпиграммы) и отсутствием развлекательного юмористического аспекта, обычно присущего эпиграмме, но обычно имеет общую с ней сатирическую окраску.