Разработка урока по литературе. Развитие понятий о композиции и сюжете при изучении романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени


Развитие понятий о композиции и сюжете при изучении романа
М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Бобровская А.А. Общеизвестно, что у учителя литературы особые трудности вызывают уроки, на которых учащиеся должны овладеть теоретическими знаниями. Надёжным помощником учителя здесь может служить его умение заинтересовать школьников самостоятельной работой в процессе анализа художественного произведения. Например такого, как роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности этого произведения позволяют обобщить и углубить знания учащихся о сюжете, композиции художественного произведения, совершенствовать умения и навыки их анализа.[2; 115].
В начале изучения внимание девятиклассников акцентируется на том, что одной из задач работы над романом является выяснение того, как идейный замысел автора нашёл отражение в композиции произведения.
Учитывая знания и умения, которыми уже владеют ученики, на первом уроке по роману обращаемся к ним с вопросами:
- Что называется сюжетом художественного произведения?
- Какие элементы сюжета вам известны?
- Что называется композицией художественного произведения?
- С какими композиционными приёмами вы встречались при изучении художественных произведений?
В процессе беседы школьники подводятся к осознанию роли сюжета и
композиции в раскрытии идейного содержания произведения. В частности, важно довести до их сведения, что сюжет - это система событий, расположенных в определённом порядке (композиция)[3;164]. Каждое событие состоит из одного или нескольких эпизодов, являющихся единицей анализа сюжета. Необходимо определять главные, ключевые эпизоды в произведении и уметь их анализироватъ. Каждый писатель пользуется различными элементами композиции (то есть, произведение можно разделить на части, главы, эпизоды), причём так строит своё произведение, так сочетает между собой явления, что они, дополняя друг друга, образуют единое целое, выражающее идейный замысел и отношение автора к изображаемым событиям.
Целесообразно, в первую очередь, обратить внимание на то, как произведение делится на крупные компоненты (главы, части), то есть рассмотреть композицию произведения в целом. Затем - более детально - отдельной главы (части)[3;161].
Чтобы девятиклассники заинтересовались романом «Герой нашего времени», более наглядно представили его общую композицию, можно дать им задание самостоятельно проследить пункты пребывания героя на Кавказе (в хронологической последовательности) и подобрать небольшие отрывки из глав, характеризующие места действия. Кроме того, несколько ребят получают индивидуальное задание: подобрать соответствующую музыку к каждой из глав.
Занятие проводится в форме путешествия. По мере ответов учащихся на доске и в тетрадях обозначаются пункты пребывания героя, соответствующим образом охарактеризованные. Например:
Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России.
И в этом случае при знакомстве с другими частями романа можно использовать художественные произведения М.Врубеля, Н.Дубовского, Л.Фейнберга, зарисовки самого М.Лермонтова, подчёркивая, что картины не являются собственно иллюстрацией к тексту, а лишь перекликаются со страницами романа.
Итак, создаётся своеобразный хронологический план, школьники получают возможность увидеть, что произведение состоит из отдельных повестей-глав. На доске и в тетрадях воспроизводится маршрут Печорина в виде карты или опорной (логической) схемы, которая постепенно дополняется новыми замечаниями и сведениями.
Затем девятиклассники определяют, чем композиция данного произведения отличается от построения известных им ранее, отвечают на вопросы:
- В чём особенность построения романа? Можно ли в нём выделить известные вам элементы сюжета?
Учащиеся отвечают, что особенность композиции - отсутствие единой сюжетной линии. Автор знакомит с отдельными эпизодами из жизни героя, характерными для него. Поэтому роман состоит из повестей, которые можно читать отдельно, но все они связаны между собой одним главным героем.
Следующие вопросы формируют умения видеть в каждой детали композиции связь с идейным замыслом:
- Почему именно так строит свой роман М. Ю. Лермонтов?
Учащиеся отмечают, что автор хотел показать: жизнь героя бесцельна, в каждой отдельной повести Печорин преследует разные мелкие цели, а единой, общей, главной - у него нет.
Затем предлагается вспомнить композиционный план романа и сопоставить его с хронологическим, отметив на карте путешествий. Это позволяет зримо представить разницу между хронологическим и композиционным порядком, увидеть необычность композиции и задуматься над этим.
Для актуализации знаний о приёмах композиции [3; 162] обращаемся к учащимся с вопросами:
- Как называется этот композиционный приём? В каких произведениях уже встречались с ним? С какой целью используется он писателем?
Следующий вопрос направлен на формирование умений школьников задавать себе вопросы в процессе чтения:
- О чём заставляет задуматься такая композиция?
-О каких событиях из жизни Печорина мы узнаём в первых главах?
-От чьего имени ведётся повествование в главах «Бэла», «Максим Максимыч» и во второй части романа? Какую это играет роль?
-В какой форме написаны первые две и три последующие повести?
Параллельно с ответами вносятся дополнения и на карте путешествий Печорина по Кавказу.
После знакомства с общей композицией романа девятиклассники уясняют себе место героя в системе образов, определяют, что в этом произведении действующие лица расположены контрастно: с одной стороны находится Печорин, с другой - все остальные. Герой противопоставлен всем, сталкивается с различными людьми, и это помогает увидеть его с разных сторон. Всё направлено на то, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Вся композиция произведения (нарушение хронологического хода событий, смена рассказчиков, жанр путешествий и дневника, группировка действующих лиц), помогает автору со всё большей полнотой раскрыть характер Печорина, выясняя причины, породившие его.
Коллективное рассмотрение особенностей повести «Бэла» формирует умения анализировать отдельные элементы и приёмы композиции (рассказчик и его роль, портрет, пейзаж, эпизод) и устанавливать взаимосвязь между отдельными компонентами произведения.
После самостоятельного знакомства с повестью «Бэла» учащиеся чаще всего запоминают только рассказ Максима Максимыча об истории любви Печорина и Бэлы, не обращая внимания на то, что из себя представляет человек, рассказывающий эту историю, с какой целью автор использовал приём «рассказа в рассказе». То есть композиция повести, а следовательно и её связь с идейным замыслом писателя, оказываются вне поля зрения школьников [1;456].
Приступая к работе над повестью, акцентируем внимание девятиклассников на том, что каждая глава в художественном произведенииимеет свой композиционный план. Выяснить это помогают вопросы:
- На сколько частей можно разделить повесть?
- Как озаглавим эти части?
В результате беседы выясняется, что повесть состоит из таких частей-блоков:
Встреча автора
и Максима Мак симыча по доро ге из Тифлиса > Рассказ Макси ма Максимыча о похищении Бэлы > Перевал через Крестовую гору > Окончание рас сказа Максима Максимыча. Гибель Бэлы
В процессе работы над первой частью уточняется, что историю любви Печорина и Бэлы рассказывает Максим Максимыч. Чтобы девятиклассники задумались над композиционным приёмом «рассказ в рассказе» и над тем, насколько важна роль повествователя в эпическом произведении, предлагаем ответить на вопросы:
- Почему рассказ о любви Печорина и Бэлы ведётся от имени Мак- сима Максимыча? Как этот приём «высвечивает» замысел автора?
Если возникают затруднения, ищем ответы на дополнительные вопросы:
- Кто такой Максим Максимыч? Что мы узнаём о нём?
- Может ли мнение Максима Максимыча быть критерием в оценке главного героя? Является ли он тем человеком, который способен понять Печорина?
- Какой композиционный прием использует автор, сопоставляя характеры Печорина и Максима Максимыча? Какие стороны характера Печорина подчёркивает сопоставление его с Максимом Максимычем?
В результате беседы девятиклассники приходят к выводу, что первое впечатление о Печорине довольно поверхностное. Читатель глазами Максима Максимыча видит поведение героя, но не понимает его до конца. Применяя композиционный приём «рассказ в рассказе», автор хотел вначале заинтересовать нас противоречивыми поступками героя, пока не объясняя их. Таким образом, ученики убедились, насколько велика роль повествователя в эпическом произведении и как она может отражать идейный замысел автора.
Работая над второй частью (рассказ Максима Максимыча о похищении Бэлы), обращаемся к описанию портрета Печорина и характеристике, данной ему повествователем [1; 493]. Отвечая на вопросы, школьники отмечают, что портрет героя очень скуп, а в характеристике Печорина говорится лишь о его странностях и противоречивом поведении. Это объясняется тем, что Максим Максимыч (повествователь) не понимает, с каким человеком столкнула его жизнь.
Работа над эпизодом в повести проводится на примере похищения Бэлы. Вначале - коллективный анализ под руководством учителя. Предлагаются вопросы обобщающего характера:
- Обосновать, почему для характеристики героя выбрали именно этот эпизод?
- Мысленно воспроизвести психологическое состояние персонажа.
- Как характеризует героя данный эпизод? Что в действиях героя заслуживает одобрения, а что - осуждения?
- Отношение автора к герою в данном эпизоде. Значение эпизода в раскрытии идеи произведения.
Эти же вопросы можно повторить и при анализе эпизодов «Как Печорин окончательно покорил Бэлу» (девятиклассники отвечают самостоятельно) и «Гибель Бэлы» (форма связного ответа на весь комплекс вопросов). Таким образом, у школьников формируются определённые обобщённые умения по анализу эпизода в художественном произведении. Рассматривая следующий эпизод - «Перевал путников через Крестовую гору», внимание акцентируем на том, какую композиционную роль он играет в развитии действия, какое настроение у читателей создаёт пейзаж в начале и в конце пути.
При работе над исповедью Печорина (последняя часть) учащимся предлагаю ответить:
-Какую композиционную роль играет эта исповедь? Почему она расположена почти в самом конце главы? Как это способствует идейному замыслу автора? О какой авторской позиции свидетельствует?
Следующий вопрос направлен на формирование умений девятиклассников определять отношение автора к герою на основании предыдущей работы:
-Если проанализировать повесть, подвести итог, к какому выводу можно прийти об отношении автора к Печорину?
Учащиеся отмечают, что отношение автора к своему герою противоречиво. С одной стороны, он осуждает эгоистические поступ-ки Печорина (эпизоды похищения Бэлы, её гибели), с другой - чувст -вуется явная симпатия к нему (портрет Печорина: тоненький, беленький - в исповеди героя; сочувствие ему после гибели Бэлы: был долго нездоров, исхудал, бедняжка). Чтобы усовершенствовать умения сопоставлять героев произведений, их характеры, обращаемся к девятиклассникам с вопросами:
- Как группируются действующие лица в повести? Какие стороны характера Печорина подчёркивает автор, сопоставляя его с Максимом Максимычем, Бэлой, горцами? Какие композиционные особенности повести можно отметить и какова их роль?
Девятиклассники, обобщив проделанную работу, приходят к выводу: в повести «Бэла» писатель использует как композиционную особенность повествование от имени Максима Максимыча; пейзажи, портреты, монологи героев, различные события располагает в такой последовательности, что они помогают читателю постичь идейный замысел писателя и характеризуют действующих лиц повести.
Работа над сюжетом и особенностями композиции в главе «Максим Максимыч» проводится уже с большей степенью самостоятельности. Девятиклассникам предлагается ответить на вопросы (по аналогии с работой над предыдущей главой). В тетради они записывают тему, задания и вопросы по сюжету и особенностям композиции повести «Максим Максимыч».
При изучении повести «Тамань» - учащиеся самостоятельно составляют план и готовят устное сообщение на тему: «Особенности сюжета и композиции в повести «Тамань». Их роль в раскрытии характера Печорина и основной мысли романа». Причём, подчёркиваем: ребятам необходимо обратить внимание на композиционную особенность, с которой не встречались в предыдущих главах.
При изучении предыдущих глав («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») учащиеся приобрели умения и навыки по выявлению особенностей сюжета и композиции, определению их роли в постижении основной мысли художественного произведения, учились самостоятельно выделять ключевые эпизоды и анализировать их. Поэтому при осмыслении повести «Княжна Мери» проводится творческая самостоятельная работа, направленная на поиски композиционных особенностей, которые не встречались в предыдущих главах. Предлагаем сформулировать вопросы, адресованные всему классу. В результате может получиться такая беседа:
- Чем отличается построение повести «Княжна Мери» от трёх предыдущих повестей? На сколько частей можно разделить повесть «Княжна Мери» и каким композиционным приёмом осложнена первая часть? Почему запись во второй части повести («В крепости») возобновляется через полтора месяца? Как это характеризует героя? Что заставляет домыслить? О какой авторской позиции свидетельствует?
Эта самостоятельная работа даёт возможность учащимся понять, что
композиция каждого художественного произведения (в данном случае повести) неповторима, имеет свои особенности и её анализ не может строиться по шаблону.
Последняя глава романа «Фаталист» особенно трудна для восприятия [1; 580]. Постичь основную мысль новеллы и романа без чёткого уяснения учениками композиции главы трудно. Особенности новеллы (небольшая по размеру, чётко просматриваются композиционные элементы) наталкивают на мысль дать учащимся задание: выделить части-блоки главы «Фаталист», озаглавить их и изобразить схематически.Чтобы определить основную мысль главы, исходя из её композиции, обращаемся к школьникам с вопросами:
- Какой вывод можно сделать после того, как пистолет Вулича сделал осечку? Существует судьба или нет? На какие мысли наводит Печорина созерцание звёздного неба? Какой вывод можно сделать о наличии фатума после смерти Вулича? К какому окончательному выводу подводит нас автор, рассказывая об эпизоде пленения пьяного казака?
Школьники отмечают, что осечка убедила всех в том, что есть предопределение, не позволившее Вуличу умереть. Созерцая звёздное небо, Печорин, несмотря ни на что, сомневается в существовании судьбы, рока. Гибель Вулича как бы ещё раз подтверждает существование фатальности. Но Печорин бросает вызов судьбе и побеждает благодаря уму, точному расчёту, смелости, силе.
Беседа подводит девятиклассников к выводу: автор своей новеллой хотел сказать то, что в жизни каждого человека существует много различных обстоятельств, случайностей, однако он всё равно должен действовать и бороться.
В результате схема композиции главы «Фаталист» выглядит следующим образом:
- эпизод с Вуличем (судьба есть);
- размышления героя при созерцании звёздного неба (сомнения в существовании фатума);
- гибель Вулича (рок существует);
- пленение пьяного казака (Печорин бросает вызов судьбе и побежда- ет благодаря точному расчёту, ловкости, силе).
Вывод: в любом случае нужно действовать, бороться.
Подводя итог, спрашиваем:
- Почему М. Ю. Лермонтов поместил рассказ «Фаталист» в самом конце романа?
- Как помогает основная мысль главы ответить на вопрос: кто виноват в трагедии Печорина-общество, обстоятельства (рок, судьба) или он сам?
- Какой вывод должны были сделать современники Лермонтова после знакомства с романом?
- Насколько эта проблема актуальна в настоящее время и близка лично каждому?
- О чём заставила задуматься и какие сделать выводы?
Такой подход в работе помогает формировать у школьников умения самостоятельно рассматривать художественное произведение в единстве формы и содержания.
Список литературы.
1. Лермонтов, М.Ю. Сочинение в двух томах. Том 2 //М.: Правда. 1990. – С. 455-589.
2. Новиков, В.И. Энциклопедический словарь юного литературоведа
/ В.И. Новиков // М.: Педагогика. - 1988. - С. 115-120, 357,379; 350-352.
3. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Издание 4-е, испр. М.,
// Просвещение, 1971. – С. 159-177.