150 летие со дня рождения общественного деятеля и просветителя Алихана Нурмухамедулы Букейханова


150 летие со дня рождения общественного деятеля и просветителя Алихана Нурмухамедулы Букейханова

Қостанай 2016г Среди крупнейших общественно – политических деятелей казахского общества конца 19 и начала 20 веков особо выделяется фигура Алихана Нурмухамедулы Букейхана,чье имя очень редко упаминалось в период «советской историографии» как синоним «буржуазного нацианолизма», а его жизнь и деятельность вовсе не исследовались.Видный общественный,государственный деятель-депутат съезда «земских и городских деятелей России»,депутат І Государственной думы и съезда «мусульманскогго населения» народов России,член бюро мусульманской фракции ІҮ Государственной думы,санкт-петербурской масон,организатор и лидер национально – демократической партии Алаш,глава первого казахского национального правительства Алашорда;выдающийся ученый –лесовод,экономист,историк,этнограф,литературовед,талантливый публицист-вот далеко не полный перечень его деятельности.
И сегодня спустя многие десятилетия после поистине судьбоносных событий тех лет,ставших неотъемлемой частью нашей истории,приходит понимание того,что действительно неординарные личности возглавляли движение казахского народа к независимости,равноправию и вступали в полемику с полетическим оппонентами,в том числе и с большевиками, о форме и сути будущей национальной государсвенности. В декабре 1917 года на втором курултае казахского народа в Оренбурге провозглашается Казахская автономия,первым председателем которой изберается Алихан Нурмухамедұлы Букейхан. Накануне,после Самарской ссылки,длившиеся более 8 лет,под его руководством была создана первая в истории казахов политическая партия Алаш.
Алихан Нурмухамедулы Букейхан родиля в 1870 году,в расположенном на берегу реки Токрауын ауле №7 Токрауынской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Алихан Нурмухамедулы,являющийся потомком Букейхана,сына Кокжала Баракхан,присходит из рода тюре,предки которого берут свое начало от Чингисхана.1879 году отец Мукан отдает Алихана на учебу в Каркалинское медресе.Затем 1879 года по 16 июня 1886 года,воспитывался в Каркаралинской киргизкой мужской школе.После получения аттестата зрелости Алихан находился у родных,а через месяц,получив 30 июля 1890 года 200 рублей «прогонных» и письмо директора ОТУ Доброхотова, он отправляется в Санкт-Петербкрг.1893 году,в Санкт-Петербурге А.Н.Букейхан,будучи студентом 4 курса Лесного института принимал участие в студенческих делах.Студент Лесного института Алихан активно участвует в работе политических,экономических,литературных и других кружков,участвует и в студенческих «беспорядках»,В эти годы начинает формироваться его политическое мировозрение,Алихана Нурмухамедулы волнует тяжелая судьба своего народа,находящегося в течении последних двух веков в подчинении Российской империи,еще не освободившегося от старых родо-племенных,феодальных отношений,терпящего тяготы междоусобицы.Он понимает,что для освобождения народа от пут тьмы и безграмотности необходимо прежде всего прсвещение,образование.Мечтает о подъеме общей культуры казахского народа.
Алихан Букейхан в 1894 году вновь возвращается в город Омск,где он провел более 14 лет своей жизни, 1894 по1908 год.В это период ярко проявляется его талант как общественного,политического деятеля,выдвигая его в качестве идеолога и подлинного лидера на национального движения всего Степногго края.
 Одаренный от природы, энергичный А. Букейханов занимается также землеустройством, организацией овцеводства. Кроме прочего, он нередко консультировал наркомов Казахстана по различным вопросам. Но установившаяся власть, давшая большие обещания, становилась все более агрессивной. Один эксперимент следовал за другим. В 20-е годы ограничиваются гражданские свободы, пресекается деятельность альтернативных партий, свободные СМИ уничтожаются.
По мере укрепления большевизма все более-менее значимые лидеры республики были взяты «под особый контроль». Естественно, не избежал этой черной участи А. Букейханов. В 1926 году он был вынужден перевестись в Москву. В том же году, за выезд из Москвы без разрешения (?) был арестован ОГПУ и посажен в Бутырку. Вызовы в «контору» и краткосрочные аресты были и в последующем.Но тяжелые времена, гибель зятя, молодого наркома Казахстана Смагула Садвакасова, не сломили его волю. Видевшая Алихана во время похорон в мае 1934 году в Москве жена Сабита Муканова - Марьям - вспоминала: «Он был очень красивый и имел царственный вид». 


Алихан Букейхан с осени 1927 года по август 1937 года, в течение долгих десяти лет,просидел в своей московской квартире «под домашним арестом»,воспитывая сына Укитая,учащегося одного из вузов Москвы и внука Искандера.Скудных гонораров не хватало даже на самое необходимое. Иногда из Казахстана поступает некоторая материальная помощь от его друзей и единомышленнников –А.Байтурсына. М.Жумабаева,М.Дулатова.В августе 1937 года его арестовывают в Москве и заключают в Бутырскую тюрьму.По обвинению в «возглавлении контреволюционнойборьбы против Советской власти и устонавлении связи с руководителями террористического центра в Казахстане и в Москве», 27 сентября 1937 года Военная Коллегия Верховного суда СССР приговаривает АлиханаНурмухамедулы Букейхана к высшей мере наказания.Приговор приведен в тот же день.Так закончилась полная радости побед и горечи поражений,лишений и тягот жизнь незурядного человека –крупнейшего казахского общесвенного деятеля,выдающегося ученого-лесовода,экономиста,историка,этнографа,литерутораведа Алихана Нурмухамедулы Букейхана.В1937-1940 году была предпринята попытка уничтожить с корнем блестящую плеяду казахской интеллигенции.Сегодня суверенному Казахстану необходимо возвращение к историческим корням своего народа,его культурным традициям.Один из путей к этому – глубокое и разносторонее изучение богатейшего наследия.А.Н.Букейхана и его единомышленников.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «Мы можем определенно сказать, что деятельность казахских интеллигентов первой половины столетия, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному, но и по своему гражданскому и нравственному уровню».