Внеаудиторная самостоятельная работа для МДК 01.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин для профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ульяновский авиационный колледж –
Межрегиональный центр компетенций


Профессиональный цикл




МДК 01.01
Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ



по профессии СПО
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин















Ульяновск
2016

ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦМК
автотехнических дисциплин
Председатель ЦМК

Коваль Е.В.
подпись

Протокол №1
от «30» августа 2016г.


Заместитель директора
по учебно-методической работе

Л.Н.Подкладкина
подпись

«30» августа 2016г.



РАЗРАБОТЧИКИ: Коваль Е.В.. – преподаватель технических дисциплин
ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК»»





СОДЕРЖАНИЕ


стр

ВВЕДЕНИЕ
4




СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
5




ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
7




ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7




ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендуемая информационные источники для обучающихся
11



Правила оформления списка литературы
11



Требования к оформлению текста и титульного листа ВСР
14



Рекомендации по подготовке сообщения
15



Рекомендации по подготовке выступления
16



Рекомендации по составлению схем, сравнительных и
тезисных таблиц
17



Рекомендации учащимся и студентам по составлению конспекта
19



Рекомендации учащимся и студентам по работе с учебником
22


























«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь.»
Китайская мудрость.


ВВЕДЕНИЕ

Требование работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы прежде всего на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий.

Компетентностная модель образования, введение системы непрерывного образования «через всю жизнь» предполагают значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Предметно и содержательно самостоятельная работа регламентирована ФГОС СПО, основной образовательной программой по специальности, нормативно-правовыми документами федерального и локального уровней.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для обучающихся в рамках реализации программ профессионального образования.

























СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (далее ВСР) - планируемая учебная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

ФУНКЦИИ ВСР: информационно - обучающая, развивающая, ориентирующая, стимулирующая, воспитывающая.
ЦЕЛЬЮ ВСР обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой и исследовательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
ЗАДАЧИ, реализуемые в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в образовательной среде профессиональной образовательной организации представляют собой:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций;
развитию творческих и исследовательских умений.

ПРИЗНАКИ ВСР:
наличие конкретной цели и задания;
четкая форма выраженности результата работы;
определения формы контроля работы;
определение критериев оценивания результатов работы;
обязательность выполнения работы каждым обучающимся.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВСР:
Раздел и содержание задания.
Формируемые образовательные результаты.
Цель задания.
Методические рекомендации и основные требования по выполнению задания
Критерии оценивания.
Объем выполняемого задания
Срок выполнения задания.
Форма контроля выполненного задания.
Выполнение заданий в рамках предлагаемой структуры внеаудиторной самостоятельной работы обеспечит обучающемуся должную подготовку к текущему контролю успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестациям.

ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к обучающимся, при выполнении ВСР:
быть выполненной лично или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов (актуальные проблемы изучаемой учебной дисциплины, профессионального модуля и соответствующей сферы практической деятельности);
демонстрировать достаточную компетентность в раскрываемых вопросах;
иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость (если это творческая или учебно- исследовательская работа)
содержать определенные элементы новизны (если это творческая или научно-исследовательская работа).

КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ результатов ВСР обучающихся являются:
уровень освоения  учебного материала;
уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности общеучебных умений;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями;
уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИЮ ВСР обучающихся:
Осознание полезности выполняемой работы.
Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
Творческая направленность деятельности обучающихся.
Участие в творческой работе для ПОО является значимым стимулом для активной внеаудиторной работе.
Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, ситуационные и производственные задачи, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.
Использования мотивирующих факторов контроля образовательных результатов (накопительные оценки, рейтинг);

РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ:
следует прочитать общие требования к выполнению ВСР.
выяснить содержание работы, прочитать методические указания и составить алгоритм (порядок действий) при её выполнении.
уяснить критерии, по которым будет оцениваться внеаудиторная самостоятельная работа.
обратить внимание при подготовке ВСР на формат выполнения каждого задания.

Приступая к с самостоятельной работе обучающимся рекомендуется настроиться на упорную, систематическую работу, которая непременно даст хорошие результаты, если при этом стремиться к пониманию. Необходимо выполнять задания так, чтобы чувствовать уверенность в своих силах, в своей способности преодолевать трудности. Все задания ВСР направлены на повышение культуры мышления, на достижение высоких результатов в области интеллектуальной деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Содержание ВСР по междисциплинарному курсу МДК 01.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин направлено на формирование следующих образовательных результатов:
УМЕНИЯ

У1
выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин;

ЗНАНИЯ

З 1
устройство дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;

З 2
методы выявления и способы устранения неисправностей;

З 3
технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин;

З 4
меры безопасности при выполнении работ;

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК 1.1
Определять техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин

ПК 1.2
Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей

ПК 1.3
Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


3.ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

п/п
Наименование разделов
и содержания заданий ВСР

Формир.образов рез-тов
Форма
контроля
Исполь-зование приложе-ния №.

МДК 01.01. Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин

1.1 Общие сведения о строительных и дорожных машинах

1.1.1
поиск информации в сети интернет: о роли машины в строительстве, об унификации, агрегатировании и стандартизации строительных машин;
ПК1.1; 1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З3;З4
Оценка устного сообщения
3,4

1.1.2
изобразить графически механическую характеристику двигателей;
ПК1.1;1.2;
ОК 1- ОК 4;
У1;З1;З2;З3
Оценка
графического изображения
3,6,8

1.1.3
изобразить графически гидравлическую и пневматическую трансмиссии;
ПК1.2;1.3
ОК 1- ОК 3;
З1;З2;З3;З4
Оценка
графического изображения
3,6,8

1.1.4
составить таблицу классификацию и структуру приводов (наименование, мощность, вид используемого привода);
ПК1.1;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З2;З3;З4
Оценка
составления таблицы
3,7,8

1.1.5
составить таблицу системы управления (наименование, вид привода, область применения);
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
составления таблицы
3,7,8

1.1.6
привести примеры использования фрикционных, ременных, зубчатых, червячных и цепных передач;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.1.7
привести примеры использования приводные и цепные муфт;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.1.8
нарисовать схему пятиступенчатой коробки передач;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.1.9
нарисовать схему реверсивного механизма;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.1.10
привести примеры использования электродвигателей и электрогенераторов в промышленности;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.1.11
изобразить графически механическую характеристику электродвигателей переменного тока;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
графического изображения
3,6,8

1.1.12
изобразить графически механическую характеристику электродвигателей постоянного тока;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
графического изображения
3,6,8

1.1.13
изобразить графически систему управления трактора Т-150;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
графического изображения
3,6,8

1.1.14
изобразить схематично рычажную систему управления;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.1.15
изобразить схематично пневматическую систему управления;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.1.16
изобразить схематично электрическую систему управления;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.1.17
- изобразить схематично смешанную систему управления;
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.2 Конструкция строительных машин

1.2.1
- нарисовать кинематическую схему привода, устройство шин и трактора К-700
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображ. схемы
3,6,8

1.2.2
- написать сцепную массу и коэффициент сцепления для гусеничных тракторов на различных грунтах
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.2.3
- нарисовать схему пневмоколёсных движителей
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.2.4
- нарисовать схемы подвесок строительных машин
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.3 Трансмиссии строительных машин

1.3.1
- нарисовать схему трансмиссии трактора Т-130
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.3.2
- нарисовать схему конвеера для транспортирования строительных материалов
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.3.3
- заполнить таблицу по общей характеристике строительного транспорта
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.4 Машины для земляных работ

1.4.1
- нарисовать схему монтажной вышки строительного крана
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.4.2
- нарисовать схему строительного крана
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.5 Машины для земляных работ. Экскаваторы одноковшовые

1.5.1
- начертить таблицу характеристик грунтов
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.5.2
- выписать классификацию машин и оборудования для земляных работ
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.5.3
- написать технологические возможности землеройно-транспортных, бурильных, грунтоуплотняющих машин и сделать выводы
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.5.4
- привести пример машин для подготовительных работ, для разработки мерзлых грунтов и оборудование для гидромеханизации, способы предохранения грунта от промерзания
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.6 Многоковшовые (траншейные) экскаваторы. Бульдозеры

1.6.1
- начертить принципиальную схему машин и оборудования для работ по бурению скважин и шпуров
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.6.2
- начертить принципиальную схему машин и оборудования для работ по погружению свай
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.6.3
- дать классификацию машин и оборудования для свайных работ
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображ. схемы
3,6,8

1.7 Скреперы. Автогрейдеры

1.7.1
- написать общую характеристику процесса переработки каменных материалов
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.7.2
- нарисовать схему автоматической загрузки дробилок
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.7.3
- нарисовать схему защиты от недробильных включений
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.7.4
- нарисовать схему мойки каменных материалов
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.8 Машины для производства бетонных работ

1.8.1
- начертить схему работы дозатора
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.8.2
- начертить схему работы автобетоновоза
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.8.3
- начертить схему работы автобетоносмесителя
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.8.4
- начертить схему работы бетоно- и растворонасоса
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.8.5
- начертить схему работы поверхностных и глубинных вибраторов
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.8.6
- начертить схему работы оборудования для уплотнения бетонных смесей
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка изображения
схемы
3,6,8

1.9 Бурильно-крановые машины и машины для бурения скважин под буронабивные сваи

1.9.1
- написать характеристику основных параметрах ручных машин
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.9.2
- написать характеристику машин для отделки полов
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.9.3
- написать характеристику устройств для кровли и гидроизоляции
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.9.4
- написать характеристику аппаратов для сварки линолеума
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.10 Башенные краны. самоходные стреловые краны

1.10.1
- написать перечень мероприятий по эксплуатации строительных машин
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8

1.10.2
- написать основные положения Госстандартов и ведомственных норм безопасности труда и охраны окружающей среды
ПК1.1;1.2;1.3
ОК 1- ОК 6;
У1;З1;З2;З3;З4
Оценка
письменного сообщения
3,7,8


Приложение 1
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Белецкий Б.Ф. Строительные машины и оборудование. Справочное пособие / Б.Ф. Белецкий. – Ростов на Дону.: Феникс, 2012.-348с
Белецкий Б.Ф. Технология и механизация строительного производства. Учебник / Б.Ф. Белецкий. – Ростов на Дону.: Феникс, 2014.-156с.
Борвских Ю.И. Устройство ,техническое обслуживание и ремонт автомобилей учебник / Ю.И. Борвских. - М: Академия, 2012.-526с.
Волков Д.П. Строительные машины и средства малой механизации. Учебник / Д.П. Волков, В.Я. Крикун. – М.: Академия, 2014.-256с.
Пехальский А.П. Устройство автомобилей / А.П. Пехальский. - Иллюстрированное пособие М: Академия, 2012.-520с.
Раннев А.В. Устройство и эксплуатация дорожно-строительных машин / А.В. Раннев, М.Д. Полосин. – М.: Академия, 2013.-245с.
Стуканов В.А. Устройство автомобилей / В.А. Стуканов.- М:ИД «Форум»-ИНФРА –М, 2013.-492с.
Тур Е.Я. Устройство автомобилей / Е.Я. Тур.- М. Машиностроение 2012.-350с.

Приложение 2

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованных источников и ссылки на них выполняются по
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание
ГОСТ 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов
Регламент включения научных журналов в Российский индекс научного цитирования. М., 2008.
Список использованной литературы составляется в строго приоритетном порядке, начиная с нормативных правовых актов  федерального уровня,  индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д.
Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:
международные законодательные акты – по хронологии;
Конституция РФ;
кодексы – по алфавиту;
законы РФ – по хронологии;
 указы Президента РФ – по хронологии;
акты Правительства РФ – по хронологии;
акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а так же официальный источник опубликования. Например:
Федеральный закон от 26 февраля 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”//Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. №1, ст.1.
Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Некоторые общие положения:
Цитирование двух или более источников под одним номером, одного и того же источника под разными номерами не допускается.
Во всех источниках необходимо указывать фамилии и инициалы всех авторов.
Ссылки на книги, переведенные на русский язык, должны сопровождаться ссылками на оригинальные издания с указанием выходных данных оригинального издания.
Ссылки на книги должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название книги, город, год, количество страниц.
Ссылки на статьи в журналах должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название статьи, название журнала, год, том (если указан), номер, страницы (первая и последняя, разделенные тире).
Ссылки на сборники (конференции, симпозиумы) должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название сборника (конференции, симпозиума), город (место проведения), год, том (если указан), номер (если указан), количество страниц.
Ссылки на статьи в сборниках (материалах конференций, симпозиумов) должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название статьи, название сборника (конференции, симпозиума), город (место проведения), год, том (если указан), номер (если указан), страницы (первая и последняя, разделенные тире).
Ссылки на электронные ресурсы удаленного доступа должны содержать следующую обязательную информацию: название ресурса, режим доступа, дата обращения.
В инициалах авторов между именем и отчеством пробел не ставится.
В заголовке описания запятая после фамилии автора перед его инициалами может быть опущена.
Если в документе один, два или три автора, то в сведениях об ответственности (т.е. за косой чертой после названия документа) они могут не повторяться.
При наличии четырех и более авторов в сведениях об ответственности (т.е. за косой чертой после названия документа) приводят фамилии всех авторов.
Допускается предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменять точкой.
Допускается не использовать квадратные скобки для сведений, заимствованные не из предписанного источника информации.
ПОКАЖЕМ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА НА ПРИМЕРАХ.
Однотомная книга одного автора: Глазунов В.А. Пространственные механизмы параллельной структуры. М.: Наука, 1991. 94 с.
Однотомная книга двух авторов: Мельников Г.Н., Вороненко В.П. Проектирование механосборочных цехов: учебник для студентов машиностроит. специальностей вузов. М.: Машиностроение, 1990. 352 с.
Однотомная книга трех авторов: Попов Е.В., Верещагин А.Ф., Зенкевич С.Л. Манипуляционные роботы. Динамика и алгоритмы. М.: Наука, 1978. 400 с.
Однотомная книга четырех и более авторов: Справочное руководство по небесной механике и астродинамике / В.К. Абалакин, Е.П. Аксенов, Е.А. Гребеников, В.Г. Демин, Ю.А. Рябов ; под ред. Г.Н. Дубошина. М.: Наука, 1976. 864 с. Импульсные источники света / И.С. Маршак, А.С. Дойников, В.П. Жильцов, В.П. Кирсанов, Р.Е. Ровинский, Л.Н. Щукин, М.Г. Фейгенбаум; под общ. ред. И.С. Маршака. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Энергия, 1978. 472 с.
Переводная книга: Себехей В. Теория орбит: ограниченная задача трех тел : пер. с англ. / под ред. Г.Н. Дубошина. М.: Наука, 1982. 656 с. [Victor G. Szebehely. Theory of Orbits: the Restricted Problem of Three Bodies. New York : Academic Press, 1967.]. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных : пер. с англ. М.: Вильямс, 2006. 1328 с. [Date C.J. An Introduction to Database Systems. 8th ed. Addison-Wesley, 2003. 1024 p.].
Отдельный том многотомного издания: Сварка и свариваемые материалы : справочник. В 3 т. Т. 1. Свариваемость материалов / ред. Э.Л. Макаров. М.: Металлургия, 1991. 258 с.
Диссертация: Пнев А.Б. Оптико-электронные измерительные системы на основе квазираспределенных волоконно-оптических брэгговских датчиков : дис. канд. техн. наук. М., 2008. 176 с.
Автореферат диссертации: Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности : автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2002. 15 с.
Аналитический обзор: Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2007 / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.,: ИМЭМО, 2007. 39 с.
Депонированная научная работа Алгоритм численного решения жестких дифференциальных уравнений / Ю.Ю. Громов, М.М. Деревуз, Н.А. Земской, О.Г. Иванова, Н.Г. Мосягина; Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 1999. 8 с. Деп. в ВИНИТИ 04.03.1999, № 669-В1999.
Стандарт: ГОСТ Р 517721 – 2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. Введ. 2002-01-01. М. : Изд-во стандартов, 2001. 27 с.
Патент:  Чугаева В.И. Приемопередающее устройство : пат. 2187888 Российская Федерация. 2002. Бюл. № 23 (2 ч.). 3 с.
Описание составной части документа.
Статья из периодического издания  (журнала): Чайковский М.М., Ядыкин И.Б. Оптимальная настройка ПИД-регуляторов для многосвязных билинейных объектов управления // Автоматика и телемеханика. 2009. No.1. С. 130 - 146. Звягин Ф.В. Об одном классе орбит в задачах трех и четырех тел // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2010. №2. С. 105113. Станкевич И.В., Яковлев М.Е., Си Ту Хтет. Разработка алгоритма контактного взаимодействия на основе альтернирующего метода // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2011. Спец. вып. Прикладная математика. С. 134 – 141.
Статья из сборника: Двинянинова Г.С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе // Социальная власть языка: сб. науч. тр. Воронеж, 2001. С. 42 – 49. Орлик А.Г., Коберник Н.В. Получение износостойких антиабразивных покрытий // Труды МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2010. № 602 : Математическое моделирование сложных технических систем. С. 34-38.
Статья из продолжающегося издания.  Белова Г. Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства // Актуал. проблемы прокурор. надзора. 2001. Вып. 5 : Прокурорский надзор за исполнением уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Организация деятельности прокуратуры. С. 46-49. Живописцев В. П., Пятосин Л.П. Комплексные соединения тория с диантипирилметаном // Учен. зап. / Перм. ун-т. 1970. № 207. С. 184-191.
Из материалов конференции: Карпенко А.П., Селиверстов Е.Ю. Глобальная оптимизация методом роя частиц на графических процессорах // Всерос. суперкомпьютерная конференция «Научный сервис в сети Интернет: масштабируемость, параллельность, эффективность»: труды. М.: Изд-во МГУ, 2009. С.188-191. Симонов А. Очистка сточных вод: проектирование технических устройств // 7-я региональная  конференция молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 12-15 мая 2002 г.) : тез. докл. Волгоград, 2002. С. 13-15.
Глава из книги: Глазырин Б.Э. Автоматизация выполнения отдельных операций в Word 2000  // Office 2000 : 5 кн. в 1 : самоучитель / Э. М. Берлинер, И. Б. Глазырина, Б. Э. Глазырин. 2-е изд., перераб. М., 2002. Гл. 14. С. 281-298.
Статья из многотомного издания 
Кулаков В.А. Викторианский стиль // БРЭ. М., 2006. Т.5. С. 308 – 309.

Электронные ресурсы удаленного доступа:
Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Имитационное моделирование сложных динамических систем. Режим доступа: http://www.exponenta.ru/soft/others/mvs/ds_sim.asp) (дата обращения 20.04.2012).
Топтыгин И. Н. Математическое введение в курс общей физики: учеб. пособие для студентов. СПб.- 2000. Режим доступа: ftp://ftp.unilib.neva.ru/dl/010.pdf (дата обращения 20.04.2012).
Российская государственная библиотека. Режим доступа: http://www.rsl.ru (дата обращения 01.05.2012).

Статья из электронного журнала:
Автор 1:
Шахтарин Б. И. Оценка действия гармонической помехи на фазовую автоподстройку // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 4. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/353914.html (дата обращения 18.04.2012).
Авторов 2:
Каганов Ю.Т., Карпенко А.П. Математическое моделирование кинематики и динамики робота-манипулятора типа «хобот». 1. Математические модели секции манипулятора, как механизма параллельной кинематики типа «трипод» // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2009. № 10. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/133262.html (дата обращения 20.04.2012).
Авторов 3:
Буренков В. С., Иванов С.Р., Савельев А.Я. Проблемы формальной верификации технических систем // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 4. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/373672.html (дата обращения 18.04.2012).
Авторов больше 4-х:
Численное моделирование процесса калибровки осесимметричных деталей жидкой технологической средой / А.С. Софьин, А.В. Стрижков, Н.В. Ульвис, О.В. Зарубина, Р.В. Боярская // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 4. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/361706.html (дата обращения 18.04.2012).
Статья, которой присвоен номер DOI:
Постникова Т.В. Анализ факторов, влияющих на построение цепи поставки с учетом ограничений логистической инфраструктуры // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 5. DOI: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Strukov D.B., Snider G. S., Stewart D. R., Williams S. R. The missing memristor found // Nature. 2008. vol. 453. PP. 80-83. DOI: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение 3

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Требования к тексту: формат А4, выполненного в текстовом редакторе «Microsoft Word» (шрифт «Times New Roman» № 12 через 1 интервал). Поля: сверху 2 см, снизу 2 см, слева 3 см, справа 1,5 см
Абзац должен начинаться с расстояния 1,25 см. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис. И её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту.
Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм.

Требования к объему - объем содержательной части выполненного задания по внеаудиторной самостоятельной работы зависит от конкретного задания.
не должен превышать 10 листов

Требования к оформлению титульного листа
сообщения, доклада, тестовых заданий, кроссвордов.

Пример
Ульяновский авиационный колледж –
Межрегиональный центр компетенций


СООБЩЕНИЕ
(вид задания)
По теме______________________________________
По УД _______________________________________
Индекс и наименование учебной дисциплины


Выполнил(а) _____________________________________
Ф.И.О. обучающегося, курс, группа
Группа _____________________________________

Дата сдачи по плану_________ по факту______________

Руководитель______________________________________
Ф.И.О.преподавателя
Оценка _____________________Дата __________________


Ульяновск
2016

Приложение 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ.

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного или письменного сообщения для озвучивания на занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
В сообщении фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в порядке временной последовательности отражаемых в речи сложных событий, их частей. Структурными связями повествования являются: прямая хронология; обратная хронология;
прямая хронология с отступлениями.
Сообщение может содержать информацию о каком-либо событии, эксперименте, испытании машины, факте. В сообщении выделяются констатирующие части текста, содержащие только факты, и комментирующие, содержащие уточнения, объяснения, обоснования, сравнения, оценки фактов. Для сообщения о процессах ,событиях, явлениях характерно деление сообщений на отдельные фазы и периоды .В соответствии с этим употребляются глаголы, адекватные началу ходу, общему и прогрессирующему изменению, окончанию и завершению сообщения .

Объем выполняемого задания: НЕ более 1 стр.А4 ; размер шрифта –12; тип шрифта – Times New Roman; одинарный междустрочный интервал;

Время на устное сообщение - не более 3 мин.

Рекомендации по подготовке сообщения:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
озвучить сообщение в установленный срок.

Форма предоставления сообщения – по заданию преподавателя: письменное ИЛИ устное ИЛИ письменное и устное.

Критерии оценивания сообщения (от максимального количества баллов)
актуальность темы-20 %
соответствие содержания теме-10%
глубина проработки материала-20 %
грамотность и полнота использования источников-20%
качество сообщения-20%
соблюдение требований объема – 10 %









Приложение 5
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.
Регламент устного публичного выступления – не более 7 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Выступление
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество), тему выступления, выделение ключевого тезиса. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели)
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу основной идеи выступления можно привлекать фактологический материал.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество материала и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения.
Самые частые ошибки в основной части выступления - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить главную идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит»
- «Благодаря этому вы получите»
- «Это позволит избежать»
- «Это повышает Ваши»
- «Это дает Вам дополнительно»
- «Это делает вас»
- «За счет этого вы можете»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
Вызывает ли мое выступление интерес?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
Рекомендации при подготовке публичного выступления
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если обучающийся говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в выступлении занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Критерии оценивания выступления:
соответствие содержания теме-20%
составление плана выступления-10%
подбор правильной литературы-10%
четкое распределение материала по частям: вступление, основная часть, заключение-30%
изложение своих мыслей и убеждений правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно-30%
Приложение 6

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМ, СРАВНИТЕЛЬНЫХ И
ТЕЗИСНЫХ ТАБЛИЦ

Создание схем или таблиц составление сводной (обобщающей) таблицы по теме
– это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы или схемы. Формирование структуры таблицы или схемы отражает склонность студента к систематизации материала, развивает его умения по структурированию информации, развитие мышления. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы или схемы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы, схемы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания.
При создании таблиц на основе сравнительного анализа, где сравниваются объекты сравнения, выявляются сходства и различия, выявляются характерные признаки, черты или виды, дающие возможность рассмотреть объекты как схожие с одной стороны, и различные, с другой
Форма предоставления материала - оформляется письменно.
Критерии оценивания таблицы, схемы: (от максимального количества баллов)
соответствие содержания теме-20%
логичность структуры таблицы, схемы -30%
правильный отбор информации -30%
соответствие оформления требованиям – 20%
Приложение 7

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ И СТУДЕНТАМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

Конспект это сжатый, последовательный пересказ содержания параграфа, раздела книги. Он включает в себя основные положения, доказательства их, а также фактический материал (примеры, цитаты, статистические данные и др.). Если для иллюстрации какого-либо положения автор книги приводит разнообразный материал, то в конспект включаются наиболее яркие, характерные примеры и факты. В конспекте могут быть записаны схемы, таблицы, составленные на основе изученного материала. Конспект является сложной формой записи, которая включает план и тезисы в расширенном виде. При конспектировании надо избегать распространенной среди учащихся ошибки, которая заключается в том, что конспект составляется сразу, в ходе первого чтения, когда неизвестно содержание последующих страниц. Приступать к конспектированию следует после того, как прочитана статья или раздел книги и составлен план основа конспекта. Затем нужно своими словами или словами автора передать смысл прочитанного. Конспект должен быть кратким, сжатым, ясным и логически последовательным. Он должен передавать содержание конспектируемого источника без искажения. Конспектированием можно овладеть успешно в том случае, если научиться составлять план и тезисы. Конспектирование учебника обычно не приносит желаемого результата, потому что учебник сам представляет собой сжатый конспект и при конспектировании его приходится либо переписывать, либо пропускать отдельные мысли. Лучше всего пользоваться конспективной формой записи при изучении научных, литературно-критических книг, статей и других источников.
Методические рекомендации учащимся и студентам по конспектированию лекций преподавателя
В процессе обучения в школе знания приобретаются не только из печатных источников, но и непосредственно со слов учителя при изложении им учебного материала. В рассказе, объяснении, лекции преподаватель в логической последовательности излагает определенную тему курса, т.е. сообщает факты, сопоставляет их, раскрывает связи между ними, делает обобщения и выводы. Иногда вы слушаете лекции ученых по актуальным проблемам развития науки и техники, выступления специалистов различных профессий, объяснения, даваемые экскурсоводами па выставках, в музеях. Общедоступными стали радио- и телевизионные передачи. Таким образом, значительную часть информации вы получаете через слух. После окончания школы определенную долю знаний вы также будете приобретать путем слушания лектора, докладчика, рассказчика. Очень важно с максимальной полнотой воспользоваться знаниями, поступающими от учителя или лектора. Что же надо предпринять, чтобы услышанное сохранилось в памяти надолго? Для этого нужно внимательно следить за ходом мысли лектора, не отвлекаться, воспринимать то, что вы слышите, т. е. быть активным слушателем. Основа умения слушать это внимание. Важным средством достижения активности внимания при слушании является ведение записей, Некоторые из вас, не умея записывать устную речь, фиксируют все, что говорит лектор. К дословной записи не надо стремиться. Записать рассказ учителя слово в слово невозможно, потому что устная речь опережает письменную. Дословную речь лектора или докладчика можно зафиксировать с помощью технических средств или, владея стенографическим письмом. Как же законспектировать рассказ или лекцию учителя? Прежде чем приступить к ведению записей, надо научиться слушать. Слушание это очень сложная умственная работа. В процессе слушания нужно понимать и записывать то, о чем говорит учитель или лектор, выделять главные мысли и связывать их между собой. Это достигается при неослабном внимании, при мобилизации воли и терпенья. Записывание в процессе слушания следует начать с тренировок по составлению плана по рассказу учителя. После прослушанной лекции полезно пересказать ее своими словами или уточнить правильность выделенных и записанных основных положений. По мере овладения навыками составления простого плана переходите к более развернутым записям, т. е. к составлению сложного плана. К каждому пункту простого плана записываются более подробные сведения. Это могут быть на первых порах имена, даты, названия, цифры, а затем отдельные факты, примеры. Следующий этап овладения навыками записи конспектирование. В конспект вносят не только положения, узловые вопросы, но и существенные примеры, факты, которые были использованы лектором для раскрытия темы. Конспект кратко, но связно передает содержание рассказа или лекции. Основные мысли при конспектировании надо формулировать своими словами, записывать вопросы, возникшие в процессе слушания, отмечать непонятные и трудные места. Общие выводы, сделанные лектором, также следует занести в конспект. В процессе слушания и записывания воспринимаемый материал целесообразно классифицировать следующим образом:

План
Основные положения, раскрывающие пункты плана
Поле (для записывания собственных мыслей, вопросов к докладчику, лектору)





Работа над конспектом должна продолжаться после лекции. Следует дополнить конспект сведениями, выводами, которые вы не успели/записать в процессе слушания. Кроме этого, надо дописать сокращенные слова, расставить знаки препинания, по возможности исправить стиль, описки, уточнить возникшие вопросы.
Краткость записи в процессе конспектирования достигается путем сокращенного написания часто употребляемых слов. Каждый из вас может выработать и пользоваться своей системой сокращенного написания слов. Приобретение навыка конспектирования в процессе слушания достигается тренировками. Выработайте в себе правило всегда конспектировать объяснения учителей, их лекции, выступления товарищей на собраниях, семинарах, диспутах, читательских конференциях и т. д. Используйте для этого любую возможность.
Одним из способов совершенствования навыка конспектирования является прослушивание магнитофонной записи и конспектирование записанного на пленку материала. Учащийся Виктор Д., слушая лекцию об искусстве, сделал следующую запись, которую мы приводим полностью. «Чехов говорил, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»; А. М. Горький в письме к Достоевскому писал: «Я уверен, что каждый человек носит в себе задатки художника и при условии более внимательного отношения к своим ощущениям и мыслям эти задатки будут развиты»; «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком» (К. Маркс); Афоризм, принадлежащий Бетховену: «Если бы все люди стали музыкантами, то на свете не было бы войн»; «Чернышевский говорил, что прекрасное есть сама жизнь». Из записи видно, что учащийся обращает внимание на высказывания знаменитых людей об искусстве и эстетическом воспитании. Такой подход к отбору материала допустим в том случае, если в целом знакома тема лекции, и тогда записывается только то, что является новым и незнакомым, Трудно дать одинаково пригодные для всех рекомендации относительно того, что запомнить в процессе слушания, а что записать. Право отбора материала для записывания предоставлено вам самим. Возможно, что кто-то будет испытывать трудности, особенно на первых порах. При временных неудачах не следует огорчаться. Помните: процесс одновременного слушания и записывания трудный вид умственной работы. Надо упорно трудиться и вы обязательно добьетесь успеха.

Форма предоставления материала - оформляется письменно.

Критерии оценивания конспекта: ( от максимального количества баллов)
соответствие содержания теме-20%
логичность структуры таблицы, схемы -30%
правильный отбор информации -30%
соответствие оформления требованиям – 20%

























Приложение 8

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ И СТУДЕНТАМ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ
Основной книгой, с которой вы работаете в классе и дома, является учебник. Учебные книги содержат самые разнообразные знания. Через учебники вы познаете окружающий мир, знакомитесь с основными законами природы и общества и имеете возможность развить свою мыслительную деятельность.
Главное в работе с учебником по любому предмету это усвоение материала. Что значит усвоить материал? Академик А. Н. Несмеянов в популярной статье «Путь к знаниям», помещенной в «Пионерской правде», объяснил школьникам: «Усвоить не значит выучить, вызубрить. Самый корень слова показывает его значение: усвоить предмет значит сделать его своим, надо так овладеть знаниями, чтобы они стали как бы твоими собственными и ты легко мог бы применить их в различных обстоятельствах. Ученик прекрасно доказал теорему о том, как вычислить площадь многоугольника. Но вот отец попросил его вычислить площадь их огорода, и мальчик стал в тупик. Это значит, что он не усвоил теорему, а только заучил ее. От таких знаний мало толку». В практике встречаются случаи, когда учащийся несколько раз добросовестно читает дома параграф учебника, а на уроке, во время ответа, не в состоянии передать содержание материала. Получается так потому, что он не вник в содержание прочитанного, не мог найти главного в тексте, не разобрался в материале. Характерным недостатком в самостоятельной работе учащихся с учебником является механическое заучивание, зубрежка. Школьники хорошо запоминают прочитанное, правильно пересказывают его содержание, а вот объяснить основные положения, применить их на практике не всегда могут. Подобное заучивание, таит в себе серьезную опасность, оно ведет к верхоглядству и начетничеству.
Для того чтобы разобраться в прочитанном, нужно уметь выделить основные вопросы, которые выдвигаются и обосновываются автором текста. Авторы многих учебников обычно сами помогают читателям определить те основные вопросы, которые излагаются в параграфе или разделе. С этой целью они делят текст на смысловые части и каждой из них дают название в виде подзаголовков. Авторы учебников часто сами помогают найти основную мысль статьи и даже формулируют ее. Выводы, правила, обобщения они выделяют жирным шрифтом или словами вразрядку. Часто основная мысль формулируется после таких слов, как «значит», «таким образом», «итак», «следовательно» и др. Делается это для того, чтобы подчеркнуть основную идею, обратить внимание читателя на выводы и обобщения. Научившись выделять главное в тексте, следует приступать к работе по составлению плана. Чтобы составить план, необходимо расчленить текст на смысловые части, найти главное в них и подобрать краткие заголовки каждой части. Для этого после чтения каждой части поставьте перед собой вопросы: «Как озаглавить то, о чем только что прочитал?», «О чем здесь говорится?» и т. д. Ответы на вопросы следует записать в том порядке, который соответствует логике текста. Получится план.


Форма предоставления материала - оформляется письменно.

Критерии оценивания конспекта: ( от максимального количества баллов)
соответствие содержания теме-20%
логичность структуры таблицы, схемы -30%
правильный отбор информации -30%
соответствие оформления требованиям – 20%








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915