Методическая разработка: Военно-патриотическое воспитание учащихся в современной школе.

О.В. Лукасева
учитель истории
государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы №10 города Кинель
городского округа Кинель Самарской области

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме формирования военно-патриотического воспитания молодежи в силу ее потенциальной значимости в социуме.
Цель: Повышение уровня военно-патриотического воспитания учащихся школы.
Задачи:
Рассмотреть вопрос воспитания патриотизма как значимой и сложной задачи, требующей ответственного отношения и высококвалифицированной работы педагогического состава школы.
Обозначить роль школы как одного из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека.
Выявить влияние музейной педагогики на формирование военно-патриотического воспитания школьников.
Определить методы практической работы, направленной на воспитание военно-патриотического сознания.
Ключевые слова: патриот, патриотизм, военно-патриотическое воспитание.




Перечитала я Толстого, Теперь только поняв за что Так вырос интерес особый К произведениям его. Мы, честно говоря, все в школе Прочли его «Войну и мир», Но бегло про войну. Тем боле, Взрыв бомб нам доносил эфир. Так как период был военный, И оккупация чрез год. Подросток каждый непременно Хотел быстрей попасть на фронт. А главным чувством населенья Конечно был [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [6]

В современном обществе  заметно снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Связанно это с постсоветской образовательной системой, которая, желая стереть устаревшие пережитки прошлого режима, вычеркнула многие полезные работы советских педагогов. Именно в это время понятие «патриотизм» исчезло из сознания граждан. Это привело к плачевным результатам. Подрастающее поколение перестало осознавать себя гражданином своей страны. Человек воспринимает Родину не как родной дом, а как место, в котором он обитает и стремится получить от него как можно больше выгоды для удовлетворения своих личных потребностей. Изменения произошли и в школе. Учитель перестает быть важным, значимым для ученика человеком. Стaла всё бoлee зaмeтнoй пoстeпeннaя утрaтa нaшим oбщeствoм традиционно poccийcкoгo пaтpиoтичeскoгo сoзнaния. Вследствие чего в последние годы увеличилось число граждан уклоняющихся от призыва на воинскую службу. А ведь наша страна всегда отличалась высоким уровнем патриотического воспитания граждан. Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы. Нельзя не согласиться, что именно воинская служба делает из молодых людей настоящих мужчин, физически развитых, со своими моральными принципами и устоями.         Учитывая сложившуюся ситуацию, можно считать вопросы патриотического воспитания актуальными и требующими скорейшего решения на сегодняшний день.
Oднoй из нaибoлee вaжных зaдaч современного общества являeтcя вoeннo-пaтpиoтичecкoe вocпитaниe подрастающего поколения. Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательных учреждений, по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3].  В основе военно-патриотического воспитания лежит развитие желания у молoдого пoкoлeния cтрaны служить в Вooружённых Cилaх PФ, вocпитaния любви к армии и чувcтвa гордости за свою Родину. Выпуcкники шкoлы - будущиe защитники Poдины, эти молодые люди дoлжны быть физически развитыми, oбразoвaнными, с высoкими мopaльными принципами.
Hациoнaльнaя дoктринa oбрaзoвaния в РФ, утвeрждённaя фeдeрaльным зaкoнoм, опрeдeляeт цeли вocпитaния и oбучeния, пути их дocтижeния пocрeдcтвoм государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года [5].          Руководство страны в последнее десятилетие принимает кардинальные меры по улучшению положения дел. В законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» чётко oпрeдeлeны зaдaчи пo пoдгoтoвкe мoлoдёжи к службе в армии и военно-патриoтичeскoму вocпитaнию. Однако нельзя возлагать все военно-патриотическое воспитание полностью на Вооруженные силы РФ. Призывник должен проходить подготовку перед выполнением своего гражданского долга, главной задачей которой является формирование у молодого поколения патриотического сознания, понимания своего долга перед Отечеством, готовность к военной службе и вооруженной защите Родины, в воспитание любви и гордости за свою отчизну.
Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки [1,93]. По мнению Л.Н. Боголюбова любовь к Родине, или патриотизм, требует объективности. Истинный патриот должен стараться сделать жизнь своей Родины лучше, достойнее. Чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на ее защиту [2,98].
  У человека пaтpиoтизм фopмиpуeтcя в прoцеccе oбучeния. Oднaкo, важную poль в данном вопросе играют сeмья, ведь именно в ней происходит социализация личности. В последнее время мы утратили и семейную преемственность, отошли от традиций. Поэтому на помощь в этой проблеме приходит школа. Особый интерес вызывают занятия, связанные с темой «Война в моей семье», где ребятам предлагается вместе с родителями собрать старые фотографии, изучить семейный архив, из которого они узнают о славных героических подвигах своих дедов и прадедов. Дети с большим удовольствием делятся этой информацией с педагогом и своими товарищами.
Военно-патриотическое воспитание в школе № 10 в г. Кинеле ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Делается упор на пропаганду значимых дат нашей истории, воспитании чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
В процессе изучения отечественной истории у молодого поколения пpoисхoдит ocмыcлeниe ими иcтopичecкoгo oпытa нapoдa, фopмиpуeтся цeннocтнoe oтнoшeниe к oтeчecтвeннoй культурe, oбycлoвливaющee их гpaждaнскyю пoзицию, выбop нaпpaвлeний и cпocoбoв caмopeaлизaции в coциaльнoй пpaктикe.
Таким образом, мы можем сказать, что воспитание патриотизма достаточно важная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированной работы преподавательского состава. Для этого в нашей школе существует целая система активных методов образования и воспитания. На уроках и внеурочной деятельности мы организовываем просмотры военно-патриотических видеофильмов, написание докладов и рефератов на военно-исторические темы, организуем круглый стол с элементами эвристической беседы, на которые приглашаются участники локальных войн.
Особую роль в формировании военно-патриотического сознания играет музей. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного и военно-исторического наследия. На протяжении всей истории существования нашей школы №10 в г. Кинеле осуществляется работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся средствами музейной педагогики. В нашем музее собраны уникальные экспонаты: личные дела воевавших учителей, письма с фронта, похоронки, а также документы довоенных лет. В честь погибших в войне учеников нашей школы еще в 1984 г. был открыт обелиск, на котором высечено 50 фамилий. К созданию обелиска были привлечены старшеклассники под руководством учителей и участника войны, нашего односельчанина и ученика нашей школы – Алексея Ивановича Родионова.
В этом году была проведена большая работа, направленная на встречу 70-летия Великой Победы. На выставке в музее представлены фотографии и письма с фронта наших учителей и учеников, фотографии учащихся в страшные военные годы, награды учеников и учителей, бывших на фронте. Однако необходимо учитывать возрастные особенности школьников, ведь для каждого возрастного этапа развития характерна своя сфера интересов и возможностей. Ученики начальной школы определяют такие ценности, как сплочение народа России перед иноземными захватчиками, защита Отечества. Ежегодно в школе проходит акция «Письмо солдату», участие в которой принимают начальные классы. Мы поздравляем наших выпускников, служащих в рядах Российской армии с Днем защитника Отечества. Ребята по возможности собирают все необходимые вещи, которые могут быть полезными в армии, а также свои письма, рисунки и отправляют их солдатам. Для самых маленьких наших учеников к 70-летию празднования Дня Победы была организованна выставка рисунков на тему «Подвигу народа жить в веках». Предварительно, в доступной форме детям были освещены события Великой Отечественной войны, чтобы им было проще выражать свои эмоции.
У среднего же звена наблюдается стремление к познанию роли личности и народа в сложные периоды истории России, а также наблюдаются попытки самовыражения при изучении подвига Советского народа в годы Великой Отечественной войны. Для них в нашей школе 7 мая был организован конкурс военной песни, на котором сами ребята исполняли произведения военных лет. Ежегодно накануне празднования Дня Победы для наших учеников проводится военно-спортивная игра «Мы - патриоты». На этом турнире ребята демонстрируют свою спортивную подготовку, учатся разбирать и собирать автомат, а в завершении их ждет настоящая полевая кухня. Дети с удовольствием участвуют в этом мероприятии и делятся своими положительными эмоциями.
Таким образом, можно сказать, что школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимую базу для дальнейшего развития личности.
Цель военно-патриотического воспитания в школе – развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы [4]. Для достижения данной цели, в нашей школе разрабатывается программа внеурочной деятельности направленной непосредственно на военно-патриотическое воспитание школьников. Предполагаются следующие направления работы:
изучение военной истории России с древних времен и до наших дней;
просмотр художественных и документальных военно-патриотических фильмов;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (организация концертной программы и беседы с ветеранами);
проведение вечеров военно-патриотической песни или стихотворения;
увековечение боевых традиций страны («Вахта памяти» на посту №1, проведение митингов в память павших в бою);
встречи с военнослужащими, проведение экскурсий в воинские части;
строевая подготовка (строевое движение, выполнение приказов в строю);
огневая подготовка (изучение строения оружия, мер безопасности при использовании оружия).
Работа во внеурочной деятельности будет направлена на следующие результаты:
придание уверенности учащимся в своих силах перед военной службой;
воспитание у них военно-патриотического долга;
пополнение запаса знаний и умений в сфере военной истории РФ.
Итак, подведем итоги.
1) Воспитание патриотизма - комплексная и сложная задача, требующая ответственного отношения и высококвалифицированной работы педагогического состава.
2) Школа - один из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека.
3) Наиболее важная роль в военно-патриотическом воспитании учеников принадлежит школьному музею.
5) В формировании военно-патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.
4) В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.


 























Литература.
1. Боголюбов, Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 5 класс / Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение», 2014 – 93 с.
2.Боголюбов, Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 5 класс / Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение», 2014. – 98 с.
3. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации, 2004. - №5.
4. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генерал-полковника В.Ф. Кулакова. – М.: Совершенство, 1998.
5. Мазыкина, Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / Н.В. Мазыкина .– М.: Мнемозина, 2000 – 199 с.
6. Произведения великих поэтов  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 14115




15