Отчет по теме самообразования Патриотическое воспитание в современной школе


ГБОУ РО Новошахтинская школа-интернат


«Патриотическое воспитание в современной школе»


Воспитатель 5 класса
Фёдорова Нина Владимировна
2015-2016 уч.г.



Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают
И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков.
У русских людей идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Патриотизм носит личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. В «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставится выше всех ценностей и добродетелей. В начале XIII века произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало «служение Отечеству и своим ближним».
В XIX веке министром народного просвещения графом С. Уваровым провозглашена формула: «Православие, Самодержавие, Народность», символично отражавшая российскую национальную идею того времени.
Первая мировая война, всколыхнувшая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленной идеи: «За Веру, Царя и Отечество». Патриотическая идея сохранилась в народе и после Октября 1917 года, но в смертельно опасной обстановке новой властью выдвигается лозунг «Социалистическое Отечество в опасности!»
Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.
Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.
Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Актуальность исследуемой проблемы позволила мне выбрать тему «Патриотическое воспитание в современной школе».
Кроме того внеурочная деятельность для воспитанников 5 класса «История Донского края» имеет патриотическое направление. Темы предмета позволяют близко познакомиться с историей развития родного края, патриотизмом людей, проживающих на Дону, историей донских казаков, которые всю свою историю боролись с врагами, не щадили жизни ради свободы родной земли.
Мониторинг уровня воспитанности 5 класса за 2015-2016 у.год5 класс Самовоспита ниеОтношение
к здоровью Патриотизм Экологическая
культура Общение и
внутренняя
культура Средний бал по классу
1полугодие 2.37 2.33 2.87 2.57 2.17 2.46
2 полугодие 2.3 2.5 2.7 2.6 2.3 2.5






Социально-педагогический паспорт класса.
Изучение теоретического материала по теме:
Выступление на МО воспитателей и педагогическом совете «Формы работы по правовому воспитанию подростков »
Защита работы по самообразованию «Патриотическое воспитание в современной школе»
Разработки внеклассных мероприятий:
«За круглым столом» (тема ВОВ «Я горжусь своим прадедом»)
День матери «Мамочке посвящается»
«Новогодняя сказка» материал к празднику.
Открытое мероприятие «Герои Отечества»
Смотр Строя и песни
Мероприятие для мальчиков «Служу Отечеству»
Концерт, посвященный 8 марта
Мероприятие для девочек « Моя прекрасная Леди»
Внеклассное мероприятие «Посвящение в читатели»
Фестиваль «Русская песня – душа народа»
Праздник «Это праздник со слезами на глазах» (9 мая)
5.Фотоматериалы о проделанной работе:
Посещение театра
Поездка в Логопарк г.Каменска
Экскурсия на игровую площадку
Участие в мероприятиях школы
Результаты работы театрального кружка
Результаты работы спортивных секций
Каждый человек должен быть патриотом своей Родины.
Здоровая личность должна быть здорова физически и духовно.
Учим детей строить отношения на основе здоровых взаимоотношений в коллективе.
33191452356485

Дети активно участвовали во внеклассных мероприятиях.
Фестиваль «Русская песня-душа народа» Поздравление учителей 8 марта

Воспитанники 5 класса принимали участие в зональных соревнованиях, Областной спартакиаде, в соревнованиях по волейболу.

-1670052994660 Смотр строя и песни Театральное представление «Путешествие в страну Чепухляндию»

Театральное представление «Доброе сердце дороже красоты» (казачья сказка)

Выборы президента школы Участие в мероприятии «Посвящение в читатели»

Активное участие класс принял в открытом мероприятии, посвященному празднику «Герои Отечества» патриотического направления.

За круглым столом («Я горжусь моим прадедушкой») Участие в проектной деятельности

Викторина по английскому языку День учителя Посещение цирка

В течение года в классе прошли открытые уроки и классный час

Для сплочения классного коллектива мы празднуем дни рождения детей.

Периодически класс посещает театр Прогулки, на свежем воздухе

Любимый всеми праздник «День Победы»

Незабываемое воспоминание о экскурсии в Логопарк г.Каменска



К празднику Победы дети рисовали рисунки на тему: «Война глазами детей», а также прошли классные часы, посвященные ВОВ.

Систематически класс работает на территории школы, убирая свой участок, а также проводятся уборки класса и спален, что характеризует воспитанников как ответственных, добросовестных и патриотически воспитанных учащихся.

Участие во всероссийских и международных конкурсах
В течение учебного года воспитанники 5 класса периодически участвовали в конкурсах, викторинах, олимпиадах, связанных с патриотическим воспитанием молодого поколения России.
В течение учебного года воспитанники 5 класса периодически участвовали в конкурсах, викторинах, олимпиадах, связанных с патриотическим воспитанием молодого поколения России.
«С чего начинается Родина»
«Я - помню, я - горжусь!»
«Горжусь тобой, земля моя»
«Памятные даты и праздники России»
«Мир, в котором я живу»
«Патриоты России»
«По страницам Великой Победы»
Результаты работы воспитателя с воспитанниками на сайтах:
7 дипломов 1 место «Горжусь тобой, земля моя»
6 дипломов 1 степени «Памятные даты и праздники России»
1 диплом 1 место «С чего начинается Родина»
1диплом 1 место «Мир, в котором я живу»
1 диплом 1 место «Я – помню, я – горжусь»
2 диплома 1место «С книгой по жизни»
1диплом 1 место «Патриоты России»
3 диплома ? место «По страницам Великой Победы»

По итогам 1-3 четверти 5 класс занимал 1 место в конкурсе
«Лучший класс года»


Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт, или нет каких либо достижений. И в личностном плане самообразования должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:

Выводы
Воздействие на человека, с целью формирования у него патриотизма и любви к родной земле - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении, о патриотических чувствах человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека, его патриотические чувства.
Воспитание развитой, социально-адаптированной личности, человека-патриота…