Программа по предпрофильной подготовке школьников Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения школьников













Образовательная программа
предпрофильной подготовки
и методическая разработка
раздела «основы дизайна»







работа выполнена
Давыдова Наталья евгеньевна

мастер производственного обучения
МБОУ «Центр образования» г Саров















2010 год



Пояснительная записка к программе
В настоящее время всё больную актуальность приобретают вопросы о профессиональном становлении личности школьника и его самоопределении.
В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» в школах вводится предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов, которая приобретает особую важность: выпускник основной школы должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, возможности и принять ответственное решение.
Для осуществления предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов школ города составлена программа «Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения».
В данной программе составляющими предпрофильной подготовки являются:
технология выбора профиля обучения (20 часов);
профильные пробы (48 часов).
Основной целью программы является:
осуществление педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, а также направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Основные задачи программы:
сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, как к будущим профессионалам;
обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Программа составлена по модульному принципу и состоит из 5 модулей.
Модуль «Технологии выбора профиля обучения» рассчитан на 20 часов и дает школьникам представление об основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических). Знание их обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Внутренняя логика модуля предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик, доступных специалисту с педагогическим образованием, тематика которых связана с основной идеей занятия.
Остальные 4 модуля составляют профильные пробы по 4-м предлагаемым профилям обучения на старшей ступени в школах города.
Профильная проба – профиспытание или профпроверка, моделирующая элемент конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профиля обучения (Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения школьников).
В ходе профильных проб:
учащимся сообщают базовые сведения о конкретных особенностях профессиональной деятельности (в соответствии с профилем обучения);
моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
обеспечиваются условия для повышения уровня готовности учащихся к выполнению проб.
Профильная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой метод должен дать возможность ученику в приобретении опыта профессиональной деятельности.
В результате изучения данной программы у школьников должны быть сформированы:
знания и представления:
о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективах дальнейшего образования, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
умения:
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
Прохождение профильных проб, анализ и самоанализ итогов диагностических, эвристических и других процедур помогают учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения, способствуют самостоятельному построению своего жизненного и профессионального пути.
Проверка деятельности учащихся по данной программе осуществляется с помощью теста, включающего в себя вопросы по всем изученным модулям.
Завершается предпрофильная подготовка процедурами рефлексивного осмысления учащимися проделанной работы, построением ими своего образовательного маршрута.
Результаты работы по программе «Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения» могут пополнить папку индивидуальных достижений школьника.
Тематический план

Модуль, тема
Кол-во часов

1.
Технология выбора профиля обучения
20


1.1 Сущность предпрофильной подготовки
1.2 Профили образовательных учреждений и современное состояние рынка труда г. Саров
1.3 Классификация профессий
1.4 Профессиональные интересы и склонности
1.5 Мои индивидуальные особенности
1.6 Проектирование профессионального жизненного пути
1.7 Мониторинг готовности к выбору профиля обучения
2
2

4
4
4
2
2

2.
Гуманитарный профиль
12


2.1 Спектр профессий данного профиля, их особенности
2.2 Основы педагогики
2.3 Делопроизводство
2.4 Рефлексия: твои «за» и «против»
1
5
5
1

3.
Технологический профиль
12


3.1 Спектр профессий данного профиля
3.2 Общественное питание
3.3 Основы дизайна
3.4 Рефлексия: твои «за» и «против»
1
5
5
1

4.
Социально-экономический профиль
12


4.1 Спектр профессий данного профиля
4.2 Элементы менеджмента
4.3 Презентация товара
4.4 Рефлексия: твои «за» и «против»
1
5
5
1

5.
Естественно-математический профиль
12


5.1 Спектр профессий данного профиля
5.2 Основы медицины
5.3 Основы инженерии
5.4 Рефлексия: твои «за» и «против»
1
5
5
1

Итого:
68



Содержание программы

Технология выбора профиля обучения – 20 часов
Сущность предпрофильной подготовки – 2 часа
Введение в проблематику курса. Создание положительной мотивации к предстоящим занятиям. Понятие «профиля обучения». Значение профильного самоопределения. Профильная проба, ее роль в предпрофильной подготовке.
Упражнения «Самопрезентация», «Мои ожидания». Анкета профильной ориентации.
Профили образовательных учреждений и современное состояние рынка труда г. Саров – 2 часа
Общая характеристика профилей обучения в школах. Профессиональная востребованность человека на городском рынке труда. Требования к современным специалистам.
Проективная методика «Образовательная карта города». Знакомство с образовательными учреждениями города. Встреча с представителями городского центра занятости населения.
Классификация профессий – 4 часа
Многообразие мира профессий. Значение понятий «профессия», «специальность», «профессиональная карьера». Классификация профессий по Е.А.Климову. Профессиограмма. Понятие профессиональной пригодности.
Профориентационные игры «Аукцион профессий», «Ярмарка профессий».
Профессиональные интересы и склонности – 4 часа
Позиция выбора профессии «хочу-могу-надо». Значение понятий: «интерес», «профессиональный интерес», «склонность». Правила выбора профессии. Ошибки профессионального выбора. Мотивы выбора профессии. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова. Карта интересов. Анкета мотивов выбора профессии.
Мои индивидуальные особенности – 4 часа
Система представлений о себе. Понятие «способности». Виды способностей. Ведущие свойства специальных способностей по Е.А.Климову. Жизненные ценности. Профессиональный тип личности. Методики: КОС (коммуникативные и организаторские способности), «12 предложений», Дж. Голланд.
Проектирование профессионального жизненного пути – 2 часа
Ролевая игра «Мой жизненный путь». Эвристическое сочинение.
Мониторинг готовности к выбору профиля обучения – 2 часа
Подведение итогов обучения. Получение позитивной обратной связи. Выбор учащимися профиля обучения с учетом результатов проведенного самоанализа.
2. Гуманитарный профиль – 12 часов
2.1. Спектр профессий данного профиля, их особенности – 1 час
Виды и особенности профессиональной деятельности в рамках данного профиля. Работа с профессиограммами и анализ профессий. Образовательные маршруты.
2.2. Основы педагогики – 5 часов
Понятие педагогики. Возникновение и развитие педагогической науки. Особенности Российской педагогики.
Образ педагога. Педагогические способности и слагаемые педагогического мастерства. Функции учителя и требования к педагогу.
Профессиональная компетентность учителя и система педагогических умений (по А.К. арковой). Общеинтеллектуальные и специальные способности педагога (В.А.Крутецкий).
Семейное воспитание, его особенности и место в педагогике. Способы воспитания на разных этапах развития человека.
2.3. Делопроизводство – 5 часов
Виды информации. Текст как основной вид информации в делопроизводстве. Информация на бумажных носителях: преимущества и недостатки. Документалистика: основные виды документов, эпистолярика, стандарты деловых писем и др. Создатели, пользователи и потребители текстовой информации. Виды трудовой деятельности в системах «человек-человек» и «человек-знак». Условия труда, профессиональные ограничения.
Рефлексия: твои «за» и «против» - 1 час
Соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения. Реализация различных форм рефлексивного осмысления.
3. Технологический профиль – 12 часов
3.1. Спектр профессий данного профиля, их особенности – 1 час
Виды и особенности профессиональной деятельности в рамках данного профиля. Работа с профессиограммами и анализ профессий. Образовательные маршруты.
3.2. Общественное питание – 5 часа
Характеристика основных требований к личности работников в предприятиях общественного питания. Общественное питание и его значение.
Знакомство с особенностью труда на предприятиях общественного питания. Требования к профессиям общественного питания. Пути получения образования по профессиям общественного питания. Понятие о различных типах питания, требования к режиму питания.
Взаимосвязь кулинарии с биологией, химией и другими школьными предметами.
Учет химико-биологических свойств веществ при составлении меню. Составление калькуляции готовой продукции. Экономический расчет блюд.
Лабораторно-практическая работа: освоение приемов подготовки сырья (овощей, муки, яиц, масла и др.) к производству. Учет и калькуляция при оформлении и подачи блюд.
Основы дизайна – 5 часа
Мир человека и место в нем дизайна. Дизайн как современный способ системного мышления при создании новых вещей. Жизненный цикл изделий; от замысла до утилизации. История русского дизайна. Стиль и дизайн.
Специфика искусства дизайнера. Анализ состояния проблемы, выявление потребностей и потребителей будущего изделия, формирование банка идей, оценка возможностей и ресурсов, разработка базового варианта, создание зрительного образа, испытания, запуск в производство, анализ сбыта.
Инструменты дизайна. Средства достижения выразительности изделия: форма, размеры, композиция, зрительная масса, цвет, материал, фактура материала, промграфика, упаковка, тара.
Рефлексия: твои «за» и «против» - 1 час
Соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения. Реализация различных форм рефлексивного осмысления.
Социально-экономический профиль – 12 часов
Спектр профессий данного профиля, их особенности – 1 час
Виды и особенности профессиональной деятельности в рамках данного профиля. Работа с профессиограммами и анализ профессий. Образовательные маршруты.
Презентация товара – 5 часов
Презентация как вид деловой коммуникации. Презентация – непременный атрибут становления фирмы. Типы, виды и формы презентаций. Факторы, ограничивающие выбор формы презентации. Целевая аудитория. Информация, которую должен знать презентующий о своих предполагаемых слушателях: возраст, профессиональная подготовка, уровень образования, этническая, социальная и половая принадлежность и т.п. Малая целевая аудитория и её особенности. Общепринятые этапы, которые помогают эффективно подать презентацию. Подготовка и стратегии проведения презентации.
Элементы менеджмента – 5 часов
Общие сведения о менеджменте, профессии. Основные понятия: менеджмент, менеджер, управление, администратор.
Система менеджмента: линейный уровень, средний и высокий эшелон менеджеров. Профессии и требования.
Управление. Качества менеджера. Стили управления, управление временем, постановка цели и планировка работ, категории работников, связывающие процессы: передача и получение информации.
Рефлексия: твои «за» и «против» - 1 час
Соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения. Реализация различных форм рефлексивного осмысления.
Естественно-математический профиль – 12 часов
Спектр профессий данного профиля, их особенности – 1 час
Виды и особенности профессиональной деятельности в рамках данного профиля. Работа с профессиограммами и анализ профессий. Образовательные маршруты.
Основы медицины – 5 часов
История возникновения и развития медицинской науки в России и за рубежом. Современная медицина. Основы первичной самодиагностики в медицине. Современные методы диагностики в медицине.
Об основах инженерии – 5 часов
Особенности взаимодействий в системе «Человек-природа», их учет и использование в инженерной деятельности. Взаимосвязь естественных, прикладных и технических наук. Физические свойства материалов, физические и математические модели, математический аппарат. Характеристика работ инженера, инженерная предприимчивость, требования к подготовке инженера. Инженерно-технические кадры. Квалификация инженеров. Инженерные ВУЗы, содержание инженерно-технического образования.
Рефлексия: твои «за» и «против» - 1 час
Соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения. Реализация различных форм рефлексивного осмысления.
Список литературы
Савченко А.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам». М.: «Вако», 2005.
Хлебунова С.Т., Гордиенко Н.Д. «Управление современной школой». «Учитель», 2005.
Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.Р. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». М.: «Новая школа», 2004.
Под ред. Симоненко В.Д., Суровицкой Т.Б., Ретивых М.В., Волоховой Е.Д. «Профессиональное самоопределение», Брянск, 1995.
Чистякова С.Н., Родичева Н.Ф., Черкашин Е.О. «Слагаемые выбора профиля образования: элективный ориентированный курс для учащихся 9 классов». Учебное пособие. М: «Академия», 2006.
Балакирева Э.В. «Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль». Учебно-методическое пособие для учителя. С-Пб, 2005.
Черникова Т.В. «Профориентация старшеклассников» Сборник учебно-методических материалов. Волгоград, 2005.
Гладкая И.В. «Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки». Пособие для учителя. С-ПБ, КАРО, 2005.
Арефьев И.П. «Технология. Профориентация». Тесты. М:, Энас, 2005.
Коржаспирова Г.М. «Педагогический словарь». М.: «Акадкмия», 2005.
Якушева С.Д. «Основы педагогического мастерства». Учебное пособие. М.: «Академия», 2008.
Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. «Основы профессиональной деятельности». Учебное пособие. М: «Академия», 2008.
Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». М: «Академия», 2005.
Тихонов А.С., Симоненко В.Д. «Естественно-научная основа технологического образования школьников». Брянск, 2005.
Лернер П.С. «Профессия инженерной профессии». М: «Академия», 2005.
Залогова Л.А. «Компьютерная графика». Учебное пособие. М., БИНОМ., 2006.
Киселев С.В. «Современные офисные технологии». Учебное пособие. М., 2005.
Драчёва Е.Л. «Менеджмент». Учебник. М: «Академия», 2006.
Усов В.В. «Деловой этикет» М: «Академия», 2007.
Гамала А.И. «Профессии в сфере управления». М: «Академия», 2007.
15