«Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданского сознания школьников»

«Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданского сознания школьников»


Автор: Куренкова Марина Дмитриевна, учитель английского языка МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

1. Обоснование актуальности темы:

Гражданственность традиционно рассматривают как качество, означающее активную жизненную позицию. Это качество не дается сразу, а формируется постепенно, по мере складывания и развития личности. Одной из целей гражданского образования молодежи является формирование патриотизма как чувства уважения к своей Отчизне и своей малой родине. Очевидно, что на уровне каждого образовательного учреждения необходимы и возможны систематизированные действия в данном направлении, учитывающие не только международные и государственные установки, но и региональные особенности, традиции и культуру данного образовательного учреждения.
В последнее десятилетие наши воспитанники, уч-ся оказались в некоем идеологическом вакууме: ушла коммунистическая идеология, на смену пришел хаос. В школе не осталось пионерской и комсомольской организаций, но появились отростки молодежных организаций, субкультур (иногда экстремистского характера, иногда абсолютно безыдейные, а значит уводящие в пустоту), религиозные секты получили большую свободу действий и пытаются повлиять на умы школьников. Напрашивается вывод: детям нужна идеология, а воспитание гражданина и патриота начинается с любви к своей малой родине.
В сложившейся ситуации работа по данному направлению должна строиться на следующих принципах:
- не должно быть идеологической пустоты;
- необходим системный, планомерный, перспективный подход;
- необходима разная направленность в работе на учебном, внеурочном и социальном уровнях.

2. Из опыта работы МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся:

Работа ведется по различным направлениям:
1. Краеведческая и поисковая деятельность.
Деятельность краеведческого музея лицея.
Краеведческий музей Верхнемамонской средней школы был создан в 1967 г. В музее имеются три раздела:
1. История Верхнемамонского лицея.
2. Великая Отечественная война.
3. Уголок старины.
Раздел 1.
В разделе представлены материалы по истории народного образования села Верхний Мамон со времени открытия народного училища в 1851 г. до наших дней. В нем экспонируются:
- хроника развития народного образования в Верхнем Мамоне,
- документы и фотографии Верхнемамонской земской школы (1864-1918),
- документы и фотографии Верхнемамонской школы крестьянской молодежи (1927-1935),
- документы и фотографии по открытию Верхнемамонской средней школы в 1935 г.,
- первые выпуски Верхнемамонской средней школы (1937-1941 гг.),
- Верхнемамонская средняя школа в годы Великой Отечественной войны. Фотографии выпускников школы, погибших на фронте.
- документы и фотографии Верхнемамонской средней школы (1946-1991 гг.)
(фотографии учащихся всех выпусков, учебно-воспитательная деятельность педагогического коллектива, летний отдых детей, трудовое воспитание, фотографии выпускников школы, награжденных правительственными наградами),
- списки и фотографии золотых и серебряных медалистов,
- документы и фотографии Верхнемамонской школы-колледжа и лицея (1991-2007 гг.).
- фотографии педагогического коллектива разных лет,
- фотографии Заслуженных учителей РФ, работавших в школе.
Помимо этого, собраны и экспонируются (разных лет, начиная с 1937 г.), альбомы, учебники, школьные тетради, детские рисунки и прикладное рукоделие детей, школьные принадлежности.
Раздел 2.
В разделе отражена история Великой Отечественной войны на территории Верхнемамонского района:
- карты и схемы (подлинные и художественные) Среднедонской наступательной операции «Малый Сатурн» на территории района в декабре 1942 г.,
- командный состав операции,
- описание, документы, фотографии, схемы
- художественные портреты и картины
- стенды о подвигах Героев Советского Союза В. Н. Прокатова и И. И. Харланова;
- стенд о верхнемамонцах, Героях Советского Союза;
- стенды о верхнемамонцах, награжденных орденами Красного Знамени, Славы трех степеней, Красной Звезды, Отечественной войны;
- стенды о выпускниках колы, погибших на фронте;
- списочный состав женщин, участниц войны;
- списочный состав верхнемамонцев, принимавших участие в штурме Берлина;
Итоги поисковой деятельности уч-ся:
- «Живая летопись войны» в 2 томах (анкеты участников войны);
- «Книга Вечной Памяти Верхнемамонского района Воронежской области», подготовленная к изданию.
1 часть – «Павшие за Отечество» (о погибших земляках),
2 часть – «Павшие на Верхнемамонской земле».
Дополнительно установлено 1056 новых имен верхнемамонцев, погибших на фронте; (в 1994 г вышла в свет Книга памяти Воронеж.обл. – были ошибки )
- накопительные папки, альбомы, воспоминания, переписка; аудио и видео альбомы
- вещественные экспонаты времени Великой Отечественной войны.
Уч-ся лицея работают в архивах гг.Москвы, Подольска (архив Минобороны), Воронежа, в местных архивах ЗАГС, с/с, пенсионного фонда.
Готовится к выходу книга «Мы, верхнемамонцы» о судьбах тружеников, героев войны и труда, знаменитых людях родного края за 300 летний период.
Каждое лето работает гуманитарный и экологический лагерь.
- по материалам музея и памятным местам Верхнемамонского района снят видеофильм «Память». Презентация состоялась 8 мая 2007 г.
Сейчас фильм представлен на областной конкурс «Человек в истории. Россия-век 20»
- уч-ся 11 кл. Прокопов Е. участвует во всероссийском этапе данного конкурса в номинации «Экспонат краеведческого музея». Тема: «Ваш муж погиб смертью храбрых»
- музей посетили делегации из Кантемировского района, преподаватели ВГУ, официальные гости района. Всего за учебный год музей посетили более одной тысячи человек.
- родилась новая традиция – выпускники лицея перед последним звонком посещают музей,
- проведены экскурсии по Верхнему Мамону, на Осетровский плацдарм, на высоту 191,1; в села Дерезовка, Гороховка, Ольховатка.

Раздел 3.
В разделе экспонируются:
- археологические находки, обнаруженные на территории Верхнемамонского района (орудия труда древнего человека, керамика, кости мамонта),
- предметы крестьянского быта 19 века,
- предметы прикладного рукоделия,
- коллекции монет и денежных знаков.

2. Традиционные школьные акции: «Вахта памяти» (торжественные
мероприятия в дни воинской славы России), «Дом без одиночества»
(помощь семьям ветеранов войны и труда), «Звезда на доме ветерана»,
«Забытые могилы» (поисковая деятельность), «Зеленый обелиск»
(благоустройство памятников села), «Рука в руке» (проведение
благотворительных ярмарок).
3. Традиционные общешкольные мероприятия: «Факельное шествие» в день
16 декабря, годовщину операции «Малый Сатурн», круглый стол с
воинами-интернационалистами и призывниками, выступление школьной
агитбригады, поездки по Воронежскому краю и России (Москва,
Волгоград, Курская дуга, Куликово поле, Прохоровка и т.д.).
4. Сотрудничество с райвоенкоматом, советом ветеранов, администрацией
районного совета, школами-спутниками округа.

5. Работа школьной радиогазеты, печатного органа «Лицеист» ( в лицее есть
своя типография), выпуск боевых листков и постеров к Дням воинской
славы России.
6. Участие в областных и всероссийских конкурсах и акциях по духовно-
нравственному и патриотическому воспитанию. Уч-ся лицея-
неоднократные призеры. Вы можете ознакомиться с нашими
достижениями на нашем сайте в Интернете по адресу vmlicey.narod.ru
7. Сотрудничество с православной церковью.
8. Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию ведется во
взаимодействии с деятельностью по направлениям «Культура» и «Семья».
15