Конспект занятия по психологии по развитию познавательных процессов


«Путешествие в сказочный лес»
 (разработка открытого занятия по психологии)
 
Цель -  создание условий для формирования навыков совместной деятельности у учащихся.
Задачи:
укрепление навыков самоконтроля;
развитие умения работать в группах;
развитие умения взаимодействовать;
развитие словесно-логического мышления;
развитие слухового восприятия и звуко - буквенного анализа;
развитие концентрации внимания.
Занятие направлено на развитие познавательной сферы школьников.
Результатом прохождения данного занятия является повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС второго поколения.
Возраст участников - учащиеся 2 класса.
Количество участников: 3 человека.
Ход занятия
Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие по психологии. К нам пришло письмо от волшебного сказочника Ганса. Давайте скорее посмотрим, что же он нам пишет:
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ганс… правда, все вокруг называют меня просто сказочником. Добрым сказочником. И пишу я вам из самой настоящей сказки  о Снежной королеве. Знаете такую?
Все дело в том, что после того, как я помог Герде и Каю спастись от ледяной волшебницы, Снежной королевы, она не простила меня и долго вынашивала обиду. А когда я послал к вам в школу книги со сказками, слуги Снежной Королевы перехватили мою посылку и украли ее. И теперь вы остались без сказок.
И вот, расстроившись и отчаявшись, вышел я из дома и пошел куда глаза глядят… и неожиданно для себя решил написать вам письмо… и думаю, что это не случайно. Ведь я всегда чувствую людей, которые способны помочь и поддержать в трудную минуту. Думаю, что и вы поможете мне.
Вам всем необходимо отправиться в страну сказок. Но только есть одно условие. Просто так в эту страну никого не пускают. У меня есть специальные приглашения на имя сказочных героев, которые я вам высылаю, а вы должны будете в них превратиться. Никому не показывайте свое приглашение. Для того чтобы волшебство вступило в силу и вы превратились в сказочных персонажей, вам надо будет изобразить своего героя, не используя при этом речи и звуков. Как только вы все угадаете героя, можно считать, что волшебство произошло. 
(Ребята изображают)

А когда весь сказочный состав будет в сборе, вы отправитесь в путешествие».
Психолог: Для этого давайте возьмемся за руки. (Психолог берет за руку любого учащегося, все остальные присоединяются, образуя змейку). Помните, что добраться до пункта назначения можно только не разъединяя рук. Готовы? Вперед! (Под музыку песня деда мороза из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити», отправляются в путешествие по кабинету (по сенсорной тропе). Мебель в кабинете должна быть расставлена таким образом, чтобы змейка могла путешествовать как можно витиеватее. Под ритм музыки психологу необходимо увеличивать и уменьшать размер шага, приседать и подпрыгивать, идти на пяточках и на носочках, с поднятыми руками и т.д.)Ну, что ж друзья, а дальше идти пешком нельзя. Это опасно. Теперь нам понадобится транспортное средство. Какие транспортные средства вам известны? … а сказочные?.... дальше мы будем перемещаться на ковре-самолете. (Психолог и ребята перемещаются на ковер-самолет).
Но как же нам управлять нашим ковром-самолетом?
Все очень просто. Сначала, мы должны взяться за руки, и под мой счет «раз, два, три, четыре, пять» присесть на корточки. Но только таким образом, чтобы наши головы были на одном уровне. А потом точно так же под счет подняться, не обгоняя друг друга, но и не отставая. Все понятно? Попробуем. (Данное упражнение делается несколько раз. Желательно до тех пор, пока условия не будут выполняться точно). Вот мы и оказались с вами в самом настоящем сказочном лесу.
Давайте дальше продолжим читать наше письмо от Ганса:
«Когда вы попадете в волшебный лес, вам надо будет найти книги, которые спрятала там Снежная Королева. Но для этого вам надо будет пройти испытания. Каждое испытание спрятано под пенечком. На каждом пенечке изображен свой цвет – красный, желтый и зеленый. Вам сначала надо будет пройти испытание под красным пенечком, потом под желтым, а подом под зеленым. По очереди. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать слова, которые потом сможете сложить в предложение, из которого узнаете, где же спрятаны ваши книги»
«Назови одним словом»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Учащихся просят заменить несколько слов одним общим словом. Упражнение выполняется в группе, дети высказываются по очереди, передавая друг другу мяч.
Примерные наборы слов:
Чиж, грач, сова, воробей - ... (птицы)
Шарф, варежки, брюки, пальто - ... (одежда)
Ножницы, молоток, пила, грабли - ... (инструменты)
Стакан, тарелка, вилка, ложка - …(посуда)
Диван, шкаф, стол, кресло - …(мебель)и т.д.
(В конце упражнения дети получают слово – «БАССЕЙНЕ»).
«Найди ошибку».
Цель: развитие слухового восприятия и звуко - буквенного анализа, самоконтроля.
Слушаем фразы, в некоторых из них есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их. Упражнение выполняется в группе, дети высказываются по очереди, можно передавать друг другу мяч.
1. Хозяйка сварила зуб.
2. На лугу паслась коса.
3. На цветке сидела папочка.
4. Мальчик бил воду из стакана.
5. Из чайника шел бар.
6. В этом томе я живу.
7. У меня взрослая точка.
8. На лугу росла густая драва.
9. В конце предложения надо ставить дочку.
(В конце упражнения дети получают слово – «КНИГИ СКАЗОК»).
«Глагольные ассоциации»
Цель: развитие словесно-логического мышления, умение слышать и слушать.
Материал: мяч
«Поясни слово действием», дети сидят на ковре, и передавая мяч друг другу говорят слово
Фонарь — светить
Соловей — …
Растение — …
Корабль — …
Глаз — …
Самолет —…
Гром — …
Диктант —…
Сказка — ….
Урок — …
(В конце упражнения дети получают слово – «В ВОЛШЕБНОМ»).
А теперь, ребята, мы должны с вами сложить волшебное заклинание из тех слов, которые вы заработали. (Собирают предложение «Книги сказок – в волшебном бассейне»).
Как вы думаете, что это предложение означает?
(Дети идут в бассейн, находят книги).

Пойдемте обратно на ковер. Держим курс прямо на наш класс. (Повторяют упражнение с ковром-самолетом. Музыка взмаха волшебной палочки).Ну, вот мы и на месте. Осталось вернуть вас в прежние образы мальчиков и девочек. Закройте все глаза. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Звук взмаха волшебной палочки. Ну, вот мы и снова в нашем классе. Большое спасибо вам ребята. Вы мне очень помогли. А ведь все потому, что вы были дружными и добрыми по отношению друг к другу.
А сейчас мы  с вами сядем на стульчики и обсудим ваше увлекательное путешествие (рефлексия).