Выступление на тему Нравственно-патриотическое воспитание школьников


Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках
и во внеклассной деятельности (из опыта работы).
Воспитание человека с чувством национального достоинства, позицией сопричастности к настоящему и будущему своей Родины, стремящегося к самореализации в делах, направленных на поддержку новаций в различных сферах социальных преобразований, определяет вектор воспитывающего влияния на подрастающее поколение. Эти процессы наиболее успешны, если в образовательных учреждениях происходит становление соответствующих воспитательных систем, создающих такое пространство отношений и дел, в которых воспитанники получают «импульсы» для своего духовного саморазвития, определяющего степень воспитанности качеств человека-гражданина. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Именно такая воспитательная система сложилась в нашей школе №31 с углубленным изучением отдельных предметов.
В нашей школе с 2002 года созданы профильные классы «Юный спасатель». Работая по авторской программе «Юный спасатель», мы придаем большое значение подготовке учащихся к выполнению воинских обязанностей граждан Российской Федерации. В создании профильных классов мы руководствовались Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.02.1998 года №16 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан» и Типовым Положением о профильных классах и секциях «Юный спасатель в городах и районах РТ» от 15.08.1998 года. Наша цель и задачи - это подготовка квалифицированных кадров для аварийно-спасательных служб республики, содействие развитию у учащихся интеллектуального, экологического, общественного, духовного потенциала, как ответственных граждан России, приобщение учащихся к вопросам личной и коллективной безопасности, развитию их заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций, совершенствование морально- психологического состояния и физического развития подрастающего поколения. Занятия проводятся в 9-х, 10-х и 11-х классах по темам «Виды спасательных работ», «Организация и проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях», «Ориентирование на местности», «Основы выживания в чрезвычайных ситуациях», «Основы безопасности», «Поисково-спасательные работы в условиях завалов, пожаров, в лесной зоне, в пещерах», «Техника передвижения пол различным видам рельефа», «Организация переправ через реки», «Устройство бивуаков на различном рельефе», «Плавсредства, используемые при проведении поисково-спасательных работ», «Техника управления и маневрирования плавсредствами в различных условиях», «Поисково-спасательные работы на водных акваториях». Особое место в реализации программы «Юный спасатель» отводится учебно-тренировочным сборам с ночлегами в полевых условиях с закреплением теоретических и практических навыков.
Уроки ОБЖ предоставляют возможность для юношей-старшеклассников получить навыки обращения с оружием, строевой подготовки, ведения боя в полевых условиях, знакомят с Уставом, принципами службы в армии. Администрация школы придает большое значение подготовке учащихся к выполнению воинских обязанностей граждан Российской Федерации через знание и выполнение школьного Устава, внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение дисциплины на уроках. Все это дает положительные результаты по подготовке юношей к защите родины и реализации программы правительства по работе с допризывной и призывной молодежью.
В настоящее время стране нужны смелые, мужественные, здоровые, ответственные люди, которые всегда были бы готовы встать на защиту нашей Родины. С целью знакомства с военными профессиями и деятельностью спасателей организована совместная работа с филиалом учебно-методического центра Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Нижнекамского муниципального района, с Государственной инспекцией маломерных судов, спасательной станцией, пожарным отрядом № 16 города и НМР, ведомственным отрядом ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Проводимая кропотливая работа дает свои плоды. Учащиеся ежегодно завоевывают призовые места и по отдельным видам муниципальных, республиканских, всероссийских соревнований по лыжной подготовке, игровым, пожарно-прикладным видам спорта, легкой атлетике, плаванию.
Команды нашей школы на протяжении многих лет занимают первые места в масштабах города, республики в военно-патриотической игре «Зарница», являются неоднократными призерами городского конкурса «Смотр строя и песни», активными участниками Парада Победы.. Учащиеся-победители Всероссийского фестиваля детско-юношеского творчества по противопожарной тематике «Таланты и поклонники», Республиканского слета кадетов и военно-патриотических центров, Республиканских соревнований по военно-прикладной подготовке допризывной молодежи «Растим патриотов России», республиканских соревнований «Школа безопасности-2010».
С 1999 года по настоящее время школа занимает призовые места в городских Спартакиадах школьников, в 2011 году она стала «Школой, содействующей здоровью, золотого уровня» и победителем ряда муниципальных и республиканских конкурсов.
Важнейшим направлением в развитии патриотизма у подрастающего поколения, в формировании активной гражданской позиции школьников является связь с историей нашей родины, основанная на подвигах героев нашего отечества и родного края. Большую роль в этом играет школьный музей «Прошлое, настоящее и будущее моего народа, в котором имеется раздел боевой славы «Эхо войны», который постоянно пополняется материалами из личных архивов ветеранов Вов нашего микрорайона.
В музее хранятся уникальные материалы времен Великой Отечественной войны: фронтовые письма, оружие, планшеты, патроны, каски, полевые сумки, медальоны, котелки, саперные лопаты, боевые награды и многое другое. Эти экспонаты привозят из экспедиций учащиеся профильных классов, ежегодно участвующие в раскопках на местах боевой славы в Ленинградской и Волгоградской областях в составе поисковых групп «Снежный десант», «Поиск», «Кама». В течение учебного года в музее проводятся встречи с участием ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Чечне, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, классные часы, выставки, вечера, дискуссии, лекции.
Такие мероприятия формируют у учащихся высокую нравственность, патриотизм, чувство ответственности, уважение к боевым подвигам народа.
С каждым годом увеличивается число учащихся, которые в дальнейшем выбирают профессию по профилю нашей школы, поступают в высшие военные учебные заведения и заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям. Выпускники, успешно окончившие профильные классы «Юный спасатель», могут поступать на приоритетной основе в Академию гражданской защиты Российской Федерации по ходатайству МЧС Республики Татарстан или проходить воинскую службу в частях гражданской обороны, дислоцирующихся на территории Приволжского регионального центра и в том числе – на территории Республики Татарстан.
Учащиеся нашей школы понимают, что без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства и уважения своих предков невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается со школьной скамьи, растет вместе с человеком и способствует формированию духовной личности. В этом и заключается работа администрации и педагогического коллектива школы.
Закончить свое выступление хочу словами Н.А.Добролюбова: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит это от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше».