Представление опыта Патриотическое воспитание младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа города Липецка

Представление опыта:
«Патриотическое воспитание младших школьников»




подготовила
учитель начальных классов
Воробьёва Наталья Владимировна






г. Липецк
2013


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Гражданская позиция ученика выражается такими качествами личности, как:
патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье)
гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране)
активная жизненная позиция
нравственность
творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)
Выражением гражданской позиции личности являются ее отношения к обществу, деятельности, людям, самой себе. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я.
Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы и без участия родителей представляется сложным.
Ведь важнейшая социальная функция семьи воспитание подрастающего поколения.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины.
Все направления моей воспитательной деятельности как педагога, реализуемые в целостной воспитательной системе класса, способствуют формированию гражданской позиции школьника. Вот некоторые из них:
Воспитание Человека Культуры: свободной личности, способной к самоопределению в мире, гуманной личности, духовной личности, личности творческой и адаптивной к любым жизненным изменениям, гражданина России. Это достигается путем привития ребенку норм поведения культурного человека как на классных часах, школьных мероприятиях, так и личным примером педагога.
Патриотическое отношение к своей школе формируется у детей на протяжении всего обучения: это и участие в олимпиадах, конкурсах, где необходимо защищать честь своей школы, это и подготовка таких общешкольных мероприятий как «1 сентября», «Последний звонок»в начальной школе и т.д.
Работа в направление "Интеллект" в школе ведется уже на протяжении многих лет. Проводятся межпредметные, общие предметные недели, школьные олимпиады, ведется дополнительная работа с одаренными и неуспевающими учащимися.
Направление "Нравственность и эстетика" включает в себя как воспитательную среду (оформление интерьера учебных кабинетов и рекреаций) так и психологическую атмосферу на уроках и в самой школе. В школе проводится много творческих конкурсов, праздников, в которых учащиеся активно принимают участие под руководством классного руководителя. За время обучения детей проводится много классных часов, посвященных нравственному и эстетическому воспитанию.
Направление «Патриотическое воспитание» призвано формировать чувство причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество.
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление ветеранов войны и труда.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни,8 и 9 мая в День великой Победы.
Традиционно ко Дню защитника отечества проводится конкурс «А ну-ка, парни!»
В рамках патриотического воспитания ведется историко-краеведческая работа. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: экскурсии в школьный музей, знакомство с историей города, с историей легендарных членов нашего города.
Осознавая значимую роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у ребенка, я стараюсь по максимуму привлекать родителей к жизни класса. Это помощь в организации и проведении мероприятий как классных так и общешкольных, выездные мероприятия. Посредством родителей устанавливается связь с общественностью. Это встречи с ветеранами, благотворительные акции. Самое важное на начальном этапе установить контакт с семьей, который строится на уровне взаимопонимания, сотрудничестве, но не на заигрывании с родителями. Во мне родители должны увидеть единомышленника, а я в них помощника, но при этом должна остаться грань учитель – родитель. Связующим звеном является ребенок.
Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
- понятия основных социальных ролей - дочери, сына
- преемственность поколений, семейные традиции
- любовь к Родине, гордость
- гражданский долг
- активность жизненной позиции
- соблюдение правил и норм поведения
- верность долгу
- профессиональное самоопределение и польза обществу
- призвание и успех в жизни
- роль коллектива
-уважение других людей
- сопереживание и участие
- лидерская позиция и др.
Таким образом наша школьная жизнь у нас получается полезной, интересной и необычной.