Статья Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения


Хубанова Н.В.
МБОУ «СОШ № 3» г. Абакана
Патриотическое воспитание младших школьников через уроки литературного чтения в условиях полиэтнической школы
В современном мире остро стоит вопрос миграции.   Наша школа в настоящее время наполняется детьми переселенцев. В классе появляются новые ученики разной национальности. Учитель может помочь учащимся понять, осознать, оценить их собственную культуру, а также культуру нашего края.  Важную роль в воспитании подрастающего поколения играет патриотическое воспитание. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину. Важно с малых лет прививать уважение к родному языку, к самобытной культуре, памяти своих предков, к истории родного края, а также работать над формированием обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим той местности, в которой они проживают, их культуре, языку, традициям, учить соблюдать обычаи других народов, проявлять к ним интерес. Любовь к Хакасии воспитываю на уроках и во внеурочное время. Литературное чтение – один из ведущих гуманитарных учебных предметов, содействующий формированию гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Наша Хакасия – край удивительной природы: бескрайние степи, неповторимой красоты тайга и горы [2,с.26]. Хакасия – прославилась не только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены, писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Но самое ценное, что есть на этой земле – это ее история, уходящая корнями вглубь веков.
Мне бы хотелось, чтобы ребята с начальной школы изучали историю Хакасии: традиции, обычаи хакасского народа, творчество, культуру и быт. Увидеть свои истоки, приобщиться к силе своих предков – немаловажно для современных детей. И нужно как можно раньше развивать интерес к прошлому – событиям, историческим личностям.
На уроках литературного чтения использую произведения о Хакасии. Дети знакомятся с именами хакасских писателей и поэтов, художников, музыкантов и их творчеством. Изучая тему «Сказки», мы говорим и о сказках хакасского народа, например, «Почему кулик по кривой летает», «Два брата», «Как птицы царя выбирали», «Как ласточка огонь добывала»[3]. Знакомлю детей с произведениями хакасских писателей Котюшева И.Г, Аршанова М.А., Бурнакова Ф.Т., Кобякова В.А. Проводим конкурсы стихов хакасских поэтов Кильчичакова М.Е, Доможакова Н.Г., Килижекова А.В. [4]. Ребята пробуют сами сочинять стихи о родном крае. Произведения хакасских писателей и поэтов дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. При изучении произведений о животных и растениях знакомлю ребят с Красной книгой Хакасии.
Интересно проходят уроки по теме «Мифы народов мира». Ребята знакомятся с хакасскими мифами и легендами «Гора семь дев», «Легенда о хакасской женщине Хуртуях-Тас», «Легенда о происхождении чатхана», «Легенда о происхождении названия реки Абакан» [1]. При этом ребята, поделившись на группы, сами изучают произведения и проводят исследовательскую работу, доказывая, что пытались объяснить люди, создавая эту легенду. Конечно, говоря о чатхане, мы слушаем удивительную музыку этого музыкального инструмента. При изучении раздела устного народного творчества знакомимся с национальными играми, песнями, с хакасским прикладным искусством.
Нестандартные уроки литературного чтения: уроки – проекты, уроки – исследования, уроки – экскурсии позволяют школьникам овладеть умениями наблюдать и осуществлять реальные действия по изучению истории, природы своего края. Использую на уроках литературного чтения интеллектуальные игры[2,с.26], всевозможные творческие проекты, такие, как создание диафильмов, сборников любимых хакасских сказок или стихов, кроссвордов, иллюстраций к изучаемым произведениям.
Источником развития патриотических чувств, лежащих в основе патриотического воспитания младших школьников, является та полиэтническая, поликультурная среда, в которой протекает его жизнедеятельность.
Младшему школьнику легче описать свой дом, свою семью, улицу, на которой он живет. Все эти вещи, называемые серьезным термином "малая родина", для младшего школьника являются той ключевой отправной точкой, из которой вырастает патриот. Важную роль в обучении играют картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашей республики. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию. Так на уроках литературного чтения используем репродукции картин художников Доможакова Н.Г., Топоева А.А., Тодыкова В.А. [5].
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями героев произведений. Конечно, на таких уроках мы говорим о своих земляках-фронтовиках.
Систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: погружение в историческое время, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий.
Формирование чувства патриотизма к своей стране, к своей малой родине сложный и длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается как в школе. Задачи патриотического развития и воспитания будут решаться эффективнее, если с первых дней обучения детей в школе, давать им представление о месте и роли их региона в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Именно использование краеведческого материала наилучшим образом способствует созданию эмоциональной ситуации на уроке, в которой и воспитывается святое чувство — любовь к Родине.
Главная цель патриотического воспитания младших школьников через уроки литературного чтения в условиях полиэтнической школы заключается в формировании у школьников чувствительности к культурным различиям, уважении к уникальности культуры каждого народа в том регионе, в котором они проживают.
Список использованных источников
1.Мифы и легенды хакасов. Сост., пер. Троякова П.А. Абакан, 1995.184с.
2.Сборник библиотечных уроков: к 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства: сборник/ МУ «Абаканская централизованная библиотечная система». – Абакан, 2007.-96 с.
3.Алтын хыс. Хакасские народные сказки (на русском и хакасском языках). – Абакан: Хак. Издат., 1992. – 80 с.
4.Моя Хакасия. Книга для чтения по программе “Культура, литература и история родного края”. Пособие для учащихся 1 – 2-х кл. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2001. – 208с.
5.Кызласов А.С., Тугужекова В.Н., Писатели и художники Хакасии. Пособие для учителей, учащихся. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1997г.-128с.