Статья по теме Патриотическое воспитание младших школьников


Патриотическое воспитание младшего школьника
…чтоб навек все сердцами сроднились,Доброте чтобы все научились.Чтоб забыла планета Земля,Что такое вражда и война …
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Патриотическое воспитание младших школьников это та объединяющая сила, которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставим развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
- утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому Казахстана, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Решая вышеперечисленные задачи, опираясь в своей работе на региональный компонент начального образования. Целью, прежде всего, является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.
В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделяется формам и методам гражданско-патриотического воспитания.
Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.
Формы работы:
классные часы;
деловые игры;
встречи с ветеранами войны и труда;
беседы, диспуты, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
соревнования;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела;
тренинг.
Учащиеся выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, музыкальные номера, мини-проекты, фотовыставки, коллективно – творческие дела и т.п.Большую помощь в поиске информации оказывают родители. Учащиеся класса совместно с родителями принимают активное участие в акциях, таких как «Подарок ветерану», «Память», «Ветеран живет рядом», «Добрые дела».
Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданско – патриотических качеств ежегодно проводится мониторинг осознания учащимися следующих понятий: патриотизм, совесть, порядочность, мужество, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие…
Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
1. Целенаправленные наблюдения классного руководителя,
2. Анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности;
3. Экспертные суждения (родителей, школьного психолога, библиотекаря);
4. Этнопсихологический опросник, содержание которого предусматривает ответы на вопросы, связанные с культурой, историей своей страны.
В заключении можно сделать вывод, что изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
- конкретизировать цели и задачи воспитательной работы с учетом диагностики воспитанности;
Задача провидения диагностики воспитанности заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.
Примеры методик:
- Методика «Неоконченное предложение», предполагающая сочинение детей, продолжающее фразу «Когда слышу слово «Родина», то я представляю…
- Методика «Национальный портрет», представляющая собой беседу с младшими школьниками, о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.
- Методика «Рассказы» построенная на обсуждении неоконченных рассказов, связанных с проявлением духовно-нравственных ценностей, качеств. «Мой герой», нацелена на выявление идеалов, которым хотел бы подражать ребенок.
-Анкета «Оцени поступок», моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами);
- «Кто прав?» - методика на выявление позиции собеседника, уважение к иной точке зрения.
- Рисуночные тесты «Моя Родина», «Моя семья», «Я на природе», «Я эколог».