Разработка научно-исследовательской работы 3 класс


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
им. Ф. Султанова с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Зианчуринский пуховый платок»
(«Семь чудес Зианчуринского района» )
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Выполнил: ученица 4 б класса
МОБУ СОШ им. Ф. Султанова
Мурзакаева Салима
Руководитель: Азнабаева Л.К.,
учитель начальных классов

Исянгулово– 2013
Содержание
1.Введение.
1.1. Проблема исследования.
1.2. Цель исследования.
1.3. Задачи исследования.
1.4.Гипотеза исследования.
1.5.Методы исследования.
1.6.Этапы работы
2. Результаты исследования.
3.Вывод.
4. Заключение.
5. Литература.

Введение
Проблема исследования и её актуальность.
Долгих раздумий по теме для исследования у нас не было.
Человек многими корнями связан с местом, где он родился, рос, мужал. Особенности родного края, его культура, природа формируют характер, взгляды на окружающий мир. Без их познания нельзя изучить свою страну, а тем более весь мир. Мы решили, что темой нашего исследования станет зианчуринский пуховый платок.
Прошлом году я исследовала семь чудес Зианчуринского района. Среди этих «чудес» пятое место занял пуховый платок.
Пуховый платок - это история обрядов и традиций нашего края.

Цель исследования
Выяснить, почему пуховый платок является «жемчужиной» пуховязального промысла?
Задачи исследования
1.Узнать историю возникновения пуховязального промысла .2.Узнать, каких видов бывают платки.
3.Выяснить, как ручным способом производят платки.
4.Исследовать историю пуховязания нашего села.
Гипотеза исследования
Пуховый платок обязан своей славой не только качеству удивительного пуха, но и талантливому мастерству вязальщиц.
Методы исследования
-анализ публикаций
-материалы Интернета по данной теме
-анализ собранных иллюстраций
-беседа с вязальщицами села
История возникновения пуховязального промысла .
Родиной пуховых платков считают степные районы Южного Урала. В нашем селе пересказывают «историю о приезде в казачью деревню Редут императрицы Екатерины. Задержалась императрица там совсем недолго, ехала дальше. Но к моменту посещения местные жители приготовили ей драгоценный подарок – тончайший ажурный пуховый платок, который у нее на глазах протащили через золотое кольцо»
О большом мастерстве башкирских пуховязальщиц и высоком качестве самих изделий жители южных сел Башкортостана говорят так: «...наши башкирские «паутинки» не хуже оренбургских. Те тонкие, нежные, но не пушистые, а наши мягкие, шелковистые. Слава у оренбургских давняя, конечно, и заслуженная, но наши платки, кажется, ничуть не хуже. Я башкирскую пуховую шаль ни на какую другую не променяю»
 Разведение мелкого рогатого скота, в том числе и коз, было широко распространено среди башкир и их далеких предков с древнейших времен.
   Специальным занятием женщин в селениях было изготовление замечательных пуховых изделий, главным образом, пуховых платков из козьего пуха. Платки сбывались на Нижегородскую и Самарскую ярмарки и во все города России.
 Информаторы отмечают, что в Кувандыкском районе Оренбургской области встречались семьи, в хозяйствах которых содержали до 30 пуховых коз. Такая численность поголовья коз обеспечивала башкирских рукодельниц достаточным количеством пуха и пряжи для вязания изделий.
 В последние годы с укреплением фермерских и индивидуальных хозяйств в республике началось возрождение козоводства, в результате чего в подворье юго-восточных башкир поголовье коз возросло до 10-15 и более голов.
 Башкирские козы характеризуются хорошей конституцией, крупными размерами и правильными формами телосложения, подвижностью и хорошей приспособленностью к пастбищно-стойловому содержанию. Особая порода пуховых коз (башkорт тоkомо, ябай ялан тоkомо, ябай тоkомо) дает тонкий и одновременно крепкий пух, волокнисто-эластичный и с высокими прядильными свойствами В Зианчуринском районе высоко ценится пух темных коз «баишевской» породы («баиш кәзәләре») из одноименной деревни этого же района. За пухом этих коз и козлятами для их разведения приезжали из многих соседних деревень и даже районов. Породу «баишевских» коз, по словам старожила деревни Баишево И.Г.Исхакова, во время войны завезли из заволжских степей. Это была порода длинношерстных черных коз, которые давали до одного килограмма пуха.
 Начес и качество пуха зависит от правильного питания и содержания коз, от соблюдения сезонных сроков вычесывания пуха, а также от возраста коз. Продуктивность повышается до 3-4-летнего возраста, а после 7 лет она снижается. Вместе с тем, высокие начесы пуха получают с отдельных животных и после 7-9 лет, но у старых животных пух становится ломким, мене эластичным и более коротким, чем у молодых. Пух появляется у коз в августе. Наиболее быстро он растет в осенние месяцы – сентябрь-ноябрь, а к концу января его рост прекращается, в феврале начинается его линька.
 У различных пород коз пух неодинаков по своим свойствам. Самыми высокими показателями обладает пух башкирских коз, заметно различающийся в районах изучаемого нами региона по своим характеристикам. Хорошими технологическим качествами характеризуется, например, пух местных коз, так называемых «ялан кәзәһе». Он имеет несколько огрубленное, недостаточно эластичное, но длинное волокно при его обработке трудно отделить ость от пуха.
 Продажа пуховых изделий всецело находилась в руках скупщиков. Разъезжая по селам и деревням, они заказывали вязальщицам пуховые платки, шали, шарфы, косынки и чулки и выдавали им задатки, обеспечивающие получение заказанных изделий по ничтожной цене.
 Сильный толчок вязанию пуховых шалей дала политехническая выставка, проведенная в 1872 г. в Москве. Оренбургские пуховые платки впервые заняли тогда выдающиеся место в кустарном отделе выставки. Изделия были раскуплены в первые же три недели по открытии выставки.
 Козий пух, пряжа и пуховые платки-шали продавались в значительном количестве на специальных базарах («шәл базары»), устраиваемых в г. Оренбурге, Саракташе, Кувандыке, Акьяре и других местах.
 Постепенно эта отрасль женского ремесла превратилась в уникальный вид искусства, слава которого распространилась по всему миру.
 Для традиционного уклада жизни сельской труженицы наиболее приемлемой и естественной формой производства являлась надомная. Она позволяла женщине заниматься любимым занятием – вязанием, не отрываясь от ежедневных забот о своем хозяйстве и семье.
 В 60-70-е гг. в стране широкое развитие получило комплексное обслуживание предприятиями сервиса на селе. С этой целью в районных центрах и крупных сельских населенных пунктах создавались комбинаты бытового обслуживания населения (КБО), при которых были созданы артели вязальщиц, работавших на предприятии или на дому. На производстве на специальных пуховязальных станках одни работницы предприятия готовили середину платков, а другие вручную на спицах вязали (кайму) края будущей шали на дому. В настоящее время КБО закрылись, и теперь вяжут только на дому для удовлетворения потребностей членов своей семьи и родственников, а также на продажу.
 Один из таких комбинатов находился в Зианчуринском районе в с. Исянгулово. Здесь работало около 1200 мастериц-надомниц. В вязальном цехе комбината на специальной машине изготовлялась середина платка, а надомницам поручалась вязка художественной узорной каймы на спицах. «Сырье – пух и белую бумажную нитку – мастерица получает от комбината. Готовые платки окрашиваются затем в специальном красильном цехе комбината в желаемый цвет. Готовые шали вывозятся в города и реализуются через торговую сеть» . Таким образом, вязание было одним из древнейших традиционных домашних занятий у башкир. Вязальное дело обеспечивало, как личные нужды населения, так и предназначалось для обмена и торговли. 
 Все это говорит о том, что необходимо возродить традиционное древнейшее ремесло башкирских и оренбургских пуховязалыциц, которое приносило немалые доходы не только самим мастерицам, но и обеспечивало славу и прибыль всему нашему отечеству. Для этого необходимо провести целый комплекс мероприятий. В первую очередь, это организация кружковых занятий по обучению детей старинному ремеслу как в обычных школах на уроках домоводства, так и в специализированных группах при гимназиях, художественных школах и т.дВиды пуховых платков.
Пуховые платки – уникальное создание народных мастериц.
рис. 1
Есть три вида платков: шали, паутинки, палантины. Отличаются они плотностью вязки, рисунком, количеством и качеством пуха, формой, размерами. Тёплый пуховый платок называют шалью. (рис. 1) Это пуховое изделие квадратной формы, середина которого вяжется сплошной, а на кайме шириной около 10см вывязывается рисунок, по краям платка - зубчики. Рисунки на кайме бывают разные. Вяжутся и полностью ажурные платки, материал для них используется тот же, только работы намного больше, поэтому и стоят дороже. Шали ручной работы только натуральных цветов с различными оттенками: тёмно-серый, серый, светло- серый, белый. Такие платки можно носить как головной убор, накидку или просто закутаться как в одеяло.
Паутинка - ажурное изделие из пуха тонкого прядения и шёлка. Она имеет квадратную форму, по краям – зубчики. Цвета натуральные (белый, серый). Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Они украсят любое платье. Паутинка-это тонкий, как паутина, платок (рис.2)
риср
Рис.2
32283406109335 (рис.3)
Палантин изготавливается из того же пуха, что и паутинка и вяжется так же, т. е. имеет узор по всему полотну, а отличается он тем, что имеет другую форму. Палантины прямоугольные (форма шарфа) (рис .4 )333311510229853332480965835
Рис. 4
Ручной способ производства платка
Посмотрим, как платок из пуха рождается.
Первым делом из пуха волос и сор всякий выбирается. Довольно кропотливое и, прямо скажем нудное занятие. Теперь пух надо перепуститьрис. 5
на гребёнке ( рис . 5). Зажав коленями треугольное деревянное основание двухрядной гребёнки с острыми и длинными, как спицы, плотно поставленными стальными зубьями, блестящими от постоянного соприкосновения с пухом, несколько раз прочёсывается пух, отделяя от него при этом короткие волокна. Прочёсанный пух промывается в мыльной пене, а когда он высохнет, вновь несколько (не менее 3 ) раз перепускается на гребне. Теперь он уже заметно отличается от своего первоначального состояния: у него появился блеск, стал шелковистым на ощупь. Следующая операция очень ответственная - прядение. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы далеко не лёгкий: нужно вытянуть бесформенный пучок в нить очень тонкую, но достаточно прочную, чтобы она не рвалась и была строго равномерной толщины .Чтобы достичь этого, нужен долгий опыт. Мастерица берёт веретено (рис .6 ) в правую руку, а в левую - горсть уже готового пуха.
Рис .6
Быстрыми движениями пальцев вращает веретено (веретена изготавливаются из клёна и берёзы), и вот уже на нём растёт холмик нежнейшей, тоньше волоса, пуховой нити. Пух спряли, но вязать ещё нельзя. Для большей прочности и долговечности платка пуховую нить с веретена соединяют с блестящей шелковой нитью, скручивая их при этом между большим и указательным пальцами. Крученый жгутик сматывается в клубок. Пряжа готова. Можно вязать платок. И раньше, и сейчас вязка платка от начала и до конца производится на стальных спицах похожих на те, которыми обычно вяжут носки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча (или резиновые заглушки), чтобы петли не спускались. Набираются петли. Количество петель зависит от размера платка и плотности вязания. Важно не ошибиться, иначе не выйдет рисунок. Настоящая мастерица делает расчёт только в самом начале работы, а потом пальцы сами чуют, какие петли вязать и сколько их надо сделать в каждом ряду. На паутинку уходит две недели, а на шаль и вовсе целый месяц. Готовый платок нужно чистить. Чистка платка – ещё одна ответственная операция. Дело в том, что платок имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с тёплой мыльной водой, причём не трут между рук, а только полощут и очень осторожно выжимают. Платок сушат на специальной растяжке (у нас в селе называют «пяльцы» ). Вот тогда он станет таким (рис. 8 ).
рис.8
Пуховязальный промысел в деревне Мазитово
В деревне Мазитово издавна занимались разведением коз и вязкой пуховых платков. Когда образовались пуховязальные артели, то в Мазитове многие женщины стали надомницами. Много лет проработала в артели Юланова Гульназ Амировна

Когда и почему вы стали вязать платки?
В чём заключалась работа вязальщицы-надомницы?
Помните свой первый связанный платок? Какой он у вас получился?
Трудно ли вязать платки?
Как создаются новые узоры для платков?
На первые вопросы ответила Мария Васильевна «С детства так пошло. У нас в семье все вязали. Каждой семье это было хорошей материальной поддержкой. Нашим надомницам надо было за месяц связать 16 койм и «привязать» их к «серединке». «Серединки» для шалей нам выдавали готовыми . За каждую готовую шаль в конце 60-х годов (20 века) мы получали почти по 9 рублей. По тем временам большие деньги. Затем цена возросла до 17 рублей, а к началу 90-х годов до 21 рубля. В 1992 году закрыли нашу артель, и многие женщины остались без работы. В последнее время не вяжу, зрение ухудшилось».
« Где находили узоры для своей работы? В основном брали готовые узоры, которые издавна из рук в руки передавались. Конечно, каждой мастерице хотелось добавить «новизны» в вязку. Бывало, сидишь зимой у окна, а на стекле – такая красота: тут и гребешки, ёлочки, веерочки, трилистники. Летом в лес за ягодой пойдёшь и новые узоры увидишь. Разглядываешь, примечаешь и повторяешь в своих работах.
На вопрос « Трудно ли вязать?» Анастасия Алексеевна (бабушка нашей Люды) сказала:
«Трудно выполнять работу, которая тебе не по душе, а та в которую ты вкладываешь свою душу – приносит тебе радость и прибавляет сил».
Секреты успеха пухового платка
Отчего всякий раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает тихий трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки пуховый платок? Отчего желанным экспонатом входит он в залы международных выставок народного искусства, а композиторы и поэты слагают о нём песни? В чём секреты его успеха?
Качество платка зависит прежде всего от качества пуха: длины волокна и наличия в нём посторонней примеси ( волоса, очёса ). А качество пуха зависит, в свою очередь от качества коз – от их породы. Суровые морозные зимы со снегом и метелями-буранами, а также особенности питания горных коз – растительность горных степей Урала – вот основные причины, почему порода горных коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный – прочнее шерсти.
Красота платка зависит от старания и терпения, воображения, наблюдательности, любви к своим местам и людям. Возьмите в руки платок, и вы почувствуете, какой он, тёплый, мягкий, нежный, словно хранит тепло рук мастериц.
Наша гипотеза подтвердилась: своей славой зианчуринский пуховый платок обязан удивительному пуху и талантливым рукам наших мастериц.
Заключение
Подбирая материал для исследовательской работы, мы для себя открыли много нового. Узнали об уникальном виде народного промысла – зианчуринским пуховом платке. У нас появилось чувство гордости за наших прабабушек, бабушек, которые своим ремеслом прославили наш родной край. Познакомились с замечательными мастерицами нашего села.