Урок по познанию мира на тему Пищеварение и усвоение пищи. Правила питания. 3 класс


3 класс Познание мира
Еркебаева Насиба Джалгасовна
Тема: Пищеварение и усвоение пищи. Правила питания. 
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.
 Задачи урока: познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами; развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный
Оборудование: карточки, таблица, схемы, картинки, муляжи.
                                            Ход урока:
Организационный момент.
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения. Успехов  и удачи, ребята! Пусть вам помогут  сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой раздел мы с вами начали изучать?
( Организм человека)
2.Проверка домашнего задания.
- Прежде чем перейти к новой теме, мы должны вспомнить, что мы знаем о своем организме. Перед вами лежат листочки с тестовыми заданиями. Буквы ответов последовательно вписывайте в клеточки.
1.Из чего состоит организм человека?
А) Из воды П) Из отдельных органов С) Из кожи
2.К органам дыхания относятся:
И) Легкие О) Мышцы Н) Скелет
3.Кости позвоночника защищают:
У) мозг Т) спинной мозг Е) сердце
4. Самый крупный кровеносный сосуд, идущий от сердца
Л) капилляр А) аорта Я) артерии
5. Работой мышц управляет:
Ж) Скелет Г) питание Н) мозг
6. Главный орган кровеносной системы- это:
И) сердце Ш) вены Д) мозг
7.От скелета и мышц зависит:
Ю) аппетит Е) осанка Ч) зрение
Взаимопроверка теста по ключу.(П,И,Т,А,Н,И,Е)
-Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (Узнать о работе пищеварительных органов значении питания, его пользе)
3.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, сегодня нам пришло письмо от Незнайки. Он очень хотел попасть к нам на урок, но не смог. Давайте узнаем почему.
«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звездочки, в животе колит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек торта и конфеты. Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и буду как всегда с вами».Ваш Незнайка.
- Ребята, как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу?
- Как вы думаете, что нужно ему поменять в своем рационе?
Давайте поможем составить меню для Незнайки. Но сначала мы сами с вами должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться и как происходит процесс пищеварения в организме человека.
- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о питании и о системе пищеварения).
4. Изучение нового материала.
5. Работа по учебнику.
А) Чтение текста. По ходу чтения на доске записывать названия органов.
Б) Беседа о прочитанном.
-Как вы думаете, что будет, если из строя выйдет хоть один орган из данной цепи?
-Как долго человек может прожить без пищи?
-Как вы думаете, полезно ли для организма питаться только конфетами и шипучими напитками?
- Сколько раз в день должен есть человек?
( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)
- Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу)
- Откройте учебник на стр. 34 и внимательно рассмотрите рисунки. На какие 2 группы можно разделить данные продукты? (на пищу растительного и животного происхождения)
- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?
(потому что ее дают животные).
- Какую пищу называют растительной?
( Пища, которая получена из растений)
-- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру.  На столе лежат продукты и муляжи. Вам нужно распределить их по корзинам. В 1-ю корзину сложим продукты, которые можно назвать полезными, а во 2-ю корзину – вкусные продукты, которые вам нравятся.
Микроитог: Посмотрите, какой вывод можно сделать?
В какой корзине полезные продукты, а в какой нет?
Видите,  не всегда то, что нам нравится, полезно нашему организму.
- Но как же понять, полезен продукт или нет? Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них. К ним относятся белки, жиры, углеводы и витамины.
- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют. Представим, что наш организм- это домик, который мы сейчас построим.
- Что такое белки и для чего они нужны расскажет Медина.( Белки - вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки).- Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся? Об этом нам расскажет Эвелина.(Жиры обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков. Жир содержится в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузы, подсолнечника) - Жиры вещества, как крыша для нашего домика.
Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся? Ясмина(Углеводы Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах).Углеводы  -  вещества и двери в нашем домике. Ребята, посмотрите внимательно, наш домик- это наш организм, в котором есть и белки- кирпичики, и жиры- крыша, и углеводы – двери, а чего не хватает в нашем домике, чтобы нам в нем было уютно и комфортно. (окон)
- Чем больше окон, тем наш организм сильнее и меньше подвержен различным заболеваниям.
- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)
Расскажет нам о витаминах Марьям ( Витамины содержатся в овощах, фруктах и ягодах. Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке).Микроитог: Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех  питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.
6.Физминутка.
- Ребята, сейчас я вам буду читать правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, хлопните в ладоши, если услышите вредный совет, топните ножками. Приготовились!
1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.
2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.
3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.
5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.
6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.
7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше.
8. утром перед школой надо обязательно завтракать.
9. перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
10. Перед сном надо плотно покушать.
Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь продолжаем. Кто знает, как называется профессия врача, который лечит зубы? А к какому врачу надо обращаться, если у вас проблема с пищеварением? (Стоматолог, гастроэнтеролог) . Запишите в своих тетрадях. Вчера Ангелина провела социологический опрос в классе, с результатами которого она ознакомит вас. Вывод: надо есть полезные продукты, беречь зубы, регулярно чистить их.
Откройте учебники на стр. 33. Прочитаем правила питания.
7. Рефлексия.
- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним…
1.Какие питательные вещества получает человек с пищей?
2. Из каких органов состоит пищеварительная система?
3.  Что нужно помнить, чтобы правильно питаться?
Молодцы! Я вижу, что вы все усвоили правила здорового питания.
8. Итог урока.
- Ребята, а теперь покажите смайлики, которые соответствуют вашему настроению после нашего урока.
Я благодарю Вас за урок!
9. Домашнее задание
1) Стр 31-33 читать, ответить на вопросы.
2) Составить и красиво оформить меню правильного питания для Незнайки.