ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА И СМЕТЫ по специальности среднего профессионального образования 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»


Департамент профессионального образования Томской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Томский коммунально-строительный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УМР
ОГБПОУ «ТКСТ»
___________О.Н.Кудряшова
«09» сентября 2016г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА И СМЕТЫ
по специальности среднего профессионального образования
08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Томск - 2015г.
Программа учебной дисциплины «Нормирование труда и сметы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Организация-разработчик: ОГБОУ «Томский коммунально-строительный техникум»
Разработчики:
Шачнева О.А. – преподаватель ОГБПОУ «Томский коммунально-строительный техникум»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании предметно-цикловой комиссии по специальности 08.02.08
(Протокол № 1 от ______________2015 г.)
Председатель комиссии ______________________Е.С. Шелепнева
© Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
« Томский коммунально-строительный техникум»
© Шачнева Оксана Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
условия реализации программы учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
9
1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Нормирование труда и сметы»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства».
Программа учебной дисциплины может быть использована также для заочной формы обучения по специальности СПО , 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» а также в дополнительном профессиональном образовании (профессиональной подготовке (переподготовке) работников строительной отрасли) при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. По профессиям ОК 016-94 «Монтажник оборудования котельных установок», «Оператор котельной», «Оператор по сбору газа», «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам ОП.08.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
составлять сметную документацию, используя нормативно-справочную литературу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 56
в том числе: практические занятия 16
теоретическое обучение 36
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28
в том числе:
Работа с нормативно-справочной литературой
Подготовка сообщений
Выполнение индивидуальных заданий
Работа с тестовыми заданиями 10
10
6
2
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Нормирование труда и сметы
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Нормирование в строительстве 14 Тема 1.1. Нормирование труда и сметы Содержание учебного материала 2 2
2
1.Нормирование труда и сметы, цели и задачи дисциплины.
2.Принципы нормирования труда в современных условиях.
Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить сообщение по теме: Современное состояние организации нормирования труда в строительстве. Тема 1.2. Техническое нормирование в строительстве Содержание учебного материала 4 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1.Система нормативных показателей.
2.Норма времени, норма выработки, норма затрат труда, норма производительности.
3.Состав нормы времени.
4.Классификация затрат рабочего времени.
5.Классификация времени использования машин.
6.Содержание работы по изучению использования рабочего времени. 7.Изучение потерь рабочего времени.
8.Методы и виды нормативных наблюдений.
9. Этапы технического нормирования.
10.Проектирование норм времени использования строительных машин и механизмов. Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить сообщение по теме: Выявление причин потерь рабочего времени. Тема 1.3. Сметное нормирование Содержание учебного материала 4 2
2
2
2
2
2
2
2
2
1.Общие понятия о сметном нормировании.
2.Сметные нормативы, сметные нормы.
3.Правовой статус сметных нормативов.
4.Нормативно-информационная база ценообразования и сметного нормирования.
5.Классификация сметных нормативов.
6.Состав основных документов государственной сметно-нормативной базы ценообразования и сметного нормирования.
7. Состав, структура построения и общие правила применения государственных элементных сметных норм.
8. Структура обозначения нормативных документов.
9.Состав, структура построения и общие правила применения единичных расценок. Самостоятельная работа обучающихся 4 Работа со сметно-нормативной литературой Тема 1.4. Нормирование расхода строительных материалов Содержание учебного материала 2 2
2
2
2
2
1.Задачи нормирования расхода материалов.
2.Основные понятия о нормировании расхода материалов.
3.Норма расхода материалов и ее составные части: чистая норма, норма трудноустранимых отходов и норма потерь.
4. Методы нормирования расхода материалов: производственный, лабораторный, расчетно-аналитический.
5.Порядок проектирования производственных норм расхода материалов. Практическое занятие №1 2 Расчёт нормы расхода материалов Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить сообщение по теме: Пути экономии материалов. Раздел 2. Организация оплаты
труда
14 Тема 2.1. Особенности организации и оплаты труда в строительстве. Содержание учебного материала 4 2
2
2
2
1.Организация оплаты труда в строительстве.
2.Тарифная система и ее основные элементы: тарифная сетка, тарифные ставки, тарифные коэффициенты.
3.Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ЕТКС), его назначение и содержание.
4.Районные и другие действующие коэффициенты, учитывающие условия выполнения работ.
Практическое занятие №2 2 Порядок оформления аккордного наряда Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить сообщение по теме: Определение уровня профессиональной подготовки работников Тема 2.2. Формы и системы оплаты труда Содержание учебного материала 4
2
2
2
2
2
2
1.Формы оплаты труда: сдельная и повременная.
2.Применение бестарифной системы оплаты труда.
3.Дополнительные выплаты: стимулирующие, компенсационные. 5.Гарантированный уровень заработной платы, единая тарифная сетка (ETC).
6.Порядок и правила определения заработной платы различных категорий работников организации. Практическое занятие №3 2 Расчёт заработной платы Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить сообщение по теме: Система трудовых соглашений и коллективных договоров. Контрольная работа №1 по разделу 1-2 2 Раздел 3.
Сметы. 28 Тема 3.1. Общие сведения о формировании стоимости строительной продукции Содержание учебного материала 4 2
2
2
2
1.Ценообразование в сфере строительства, себестоимость и её особенности в строительстве.
2.Сметная стоимость как цена строительной продукции.
3. Виды строительной продукции и их характеристика.
4. Методы определения сметной стоимости. Самостоятельная работа обучающихся 2 Работа с нормативно-справочной литературой (МДС 81-35.2004) Тема 3.2. Определение цены строительной продукции Содержание учебного материала 2 2
2
2
2
1.Виды цен.
2.Уровни цен: базисный, текущий, прогнозный.
3.Сущность индексации. Классификация индексов цен.
4. Правила применения индексов цен. Самостоятельная работа обучающихся 2 Работа с нормативно-справочной литературой. Тема 3.3. Структура и элементы сметной стоимости строительства Содержание учебного материала 4 2
2
2
2
2
2
2
2
2
1.Виды и состав строительной деятельности: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение.
2.Общая структура сметной стоимости строительной продукции по группам затрат.
3.Затраты по материальным ресурсам.
4.Затраты на оплату труда работников
строительной организации.
5. Затраты по эксплуатации машин и механизмов.
6.Структура накладных расходов.
7.Структура сметной прибыли.
8.Себестоимость, ее состав и порядок определения.
9.Определение сметной стоимости по элементам затрат. Самостоятельная работа обучающихся 2 2
2
2
2
2
2
2
Работа с нормативно-справочной литературой. Тема 3.4. Порядок и правила составления сметной документации на строительство, согласования и утверждения Содержание учебного материала 6 1.Основание для определения сметной стоимости.
2.Правила и порядок составления сметой документации.
3.Согласование и утверждение сметной документации.
4.Локальные и объектные сметы.
5Локальные и объектные сметные расчёты. Сводный сметный расчёт.
6.Правила подсчета объемов работ.
7.Порядок выделения в составе сметной документации нормативной трудоемкости и заработной платы. Практическое занятие №4 4 Составление локальной сметы базисно-индексным методом. Практическое занятие №5 4 Составление локальной сметы ресурсным методом. Практическое занятие №6 2 Составление объектной сметы. Самостоятельная работа обучающихся 6 Выполнение индивидуальных заданий. Составить тест из 10 тестовых заданий по теме 2 Контрольная работа №2 2 Экзамен Всего: 84 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Нормирование труда и сметы».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся (25);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации в соответствии с паспортом кабинета;
Технические средства обучения:
Калькуляторы, компьютеры, мультимедиа комплекс, схемы, таблицы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники
Ценообразование и сметное нормирование в строительстве, М.А. Королева, Екатеринбург,2014г.
Ценообразование, Липсиц И.В., изд-во Юрайт,2011г.
Программное обеспечение ПК «Гранд-Смета» версия 7.1 (на 11 компьютеров)
Дополнительные источники:
И.А.Синянский. Проектно-сметное дело – М.: Академия, 2005.
Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии: учебное пособие/ В.П. Пашуто. – 2-е изд. Стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 240с.
Практикум по экономике, организации и нормированию труда: Учеб. Пособие/ под ред. Проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 319с.
4 . МДС 81-3.99. Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. – М.: Госстрой России, 1999.
5.МДС 83-1.99. Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций. – М.: Госстрой России, 1999.
МДС81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ.
7МДС81-33.2004 Методические указания по определению величин накладных расходов в строительстве.
8МДС81-2.99 Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений.
МДС81-3.99 Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств.
МДС81-25.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве.
МДС81-25.2001 Методические указания по разработке Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования.
МДС81-27.2001 Методические указания по применению Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГСНп-2001).
МДС81-28.2001 Методические указания по применению Государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГСН-2001).
МДС81-29.2001 Методические указания по применению Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГСНм-2001).
МДС81-30.2002 Временные методические указания по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог.,
МДС81-32.2003 Методические рекомендации по использованию федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001 ) при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов РФ.
МДС81-33.2004 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве.
МДС81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ.
МДС81-36.2003 Указания по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР2001).
ГСН 81-05-02-2001 Сметные нормы и дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.
ГСН 81-05-01-2001 Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений.
ГЭСН-2001 и ГЭСНр-2001 Государственные сметные нормы на строительные и ремонтно-строительные работы.
ФЕР-2001 и ФЕРр-2001 Федеральные единичные расценки на строительные и ремонтно-строительные работы.
ТЕР-2001 и ТЕРр-2001 Территориальные единичные расценки на строительные и ремонтно-строительные работы.
Информационно-аналитический бюллетень «Индексы цен в строительстве» М., КО ИНВЕСТ
Информационно-правовая система «Консультант Плюс», «Гарант».
Интернет-ресурсы.
1.http://profsmeta3dn.ru/ (дата обращения 26.08.2015г.)
2.http://www.tehnorma.ru/(дата обращения 26.08.2015г.)
3.http://depstroy.tomsk.ru/construction-complex/regional-indexes/(дата обращения 26.05.2015г.)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Преподаватель обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий – реферативных работ, докладов.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена, который проводит преподаватель.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе, в соответствии со сроками установленными Положением об организации и проведении промежуточной аттестации в техникуме.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем созданы фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателем результатов подготовки: тесты, перечень реферативных работ, докладов и критерии их оценки; вопросы для проведения экзамена по дисциплине.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Текущий контроль Итоговый контроль
Освоенные умения:
- составлять сметную документацию, используя нормативно-справочную литературу.
Практическая работа/Экспертная оценка при решении задач
Письменный/
Тестирование
Усвоенные знания:
- состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации. Письменный/Тестирование, Контрольная работа №2 Письменный/
Тестирование
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой таблица 1.
Таблица 1 – оценка текущего контроля (тестирование).
Процент результативности
(правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка) Вербальный аналог
90÷100 5 отлично
80÷89 4 хорошо
70÷79 3 удовлетворительно
Менее 70 2 неудовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегрированная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине «Нормирование труда и сметы».
Критерии оценок за экзамен:
Оценка «отлично» - ставится в том случае, если студент показывает глубокие знания программного материала по поставленным вопросам, грамотно и логично их излагает, умело увязывает с задачами курса, быстро принимает решение при выполнении практической задачи, умеет выявлять проблему, обосновывать решение теоретическими знаниями;
Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если студент твердо знает программный материал, грамотно его излагает, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет полученные знания при решении практической задачи;
Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если студент имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, но не усвоил деталей, допускает отдельные неточности при выполнении практической задачи;
Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если студент допускает принципиальные ошибки, в ответе на поставленные вопросы, не может применять полученные знания на практике, допускает грубые ошибки в решении практической задачи.