Урок-размышление в 7 классе на тему: «Понятие «конфликт» в художественном произведении. Язык – отражение внутреннего состояния героя» (по произведению И.С.Тургенева «Бирюк»).




Урок-размышление в 7 классе на тему:



«Понятие «конфликт» в художественном произведении. Язык – отражение внутреннего состояния героя»
(по произведению И.С.Тургенева «Бирюк»).








Выполнила:
Яковлева Любовь Владимировна учитель русского языка и литературы
МОУ Бологовской СОШ



















Урок-размышление в 7 классе по теме: «Понятие «конфликт» в художественном произведении. Язык – отражение внутреннего состояния героя»
(по произведению И.С.Тургенева «Бирюк»).
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению конфликта и приёмов словесной изобразительности в рассказе; содействовать осмысливанию учащимися речи героев, их внутреннего состояния с помощью художественных средств и приёмов, использованных писателем, формирование у учащихся навыков анализа текста.
Развивающие: содействовать развитию языковой, коммуникативной и познавательной компетенции школьников, развитию умений погружаться в текст, внимая языку; способствовать развитию культуры письменной и устной речи.
Воспитательные: воспитывать внимание к выразительным средствам языка через наблюдение и анализ текста.
Оборудование урока: портрет И.С. Тургенева, музыка Свиридова «Деревянная Русь», ассоциативно-предметные рисунки, компьютер.
Тип урока: урок-размышление (комплексное применение знаний и способов деятельности).
Методические приёмы: исследовательская работа с текстом, словарная работа, лингвистический эксперимент, работа в парах, защита ассоциативно-предметных рисунков, сопоставление героев по таблице, выразительное чтение.
Запись на доске. Словарь:
Бирюк – в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый; конфликт – столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт – столкновение, серьезное разногласие. ./С.И. /Ожегов/
Эпиграф:
Перед нами громада – русский язык.
Наслаждение глубокое зовёт нас
Насладиться ,погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить
чудесные законы его.
Н.В. Гоголь
Ход урока
1. Оргмомент. Учащиеся читают высказывания о произведениях И.С.Тургенева (запись под портретом) М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Вопрос: «Что можно сказатьо произведениях Тургенева? Учитель напоминает учащимся, что сегодня необычный урок, а урок-диалог, поэтому в ответах должны быть выводы, наблюдения, обоснования, доказательство.
Ответы:
после прочтения произведений Тургенева легко дышится, легко верится, тепло чувствуется.
Тургенев пишет красочно, понятно, его язык – это, действительно, «громада», «кладезь мудрости».
Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы учащихся основаны на прочтении статьи учебника д/задание, доп. Материал.)
2. Обращение к теме и эпиграфу урока. Вопрос: где скрыта главная мысль высказывания? ( Язык – громада, надо погружаться в него, насладиться им, знать его законы).
3.Лингвистический эксперимент: «узнай героя» (по языку и манере говорить составь о нём представление). Первый текст.
«- Ты сама посуди! Нам с барином нельзя здесь оставаться; теперь скоро зима, а в деревне - зимой – ты сама знаешь – просто скверность. То ли дело в Петербурге! Там просто такие чудеса, каких ты, глупая, и во сне себе представить не можешь. Дома какие, улицы, а обчество, образованье – просто удивленье! (Акулина слушала его, Виктора Александровича, слугу барина, с пожирающим вниманием, слегка раскрыв губы, как ребёнок
- Однако мне пора идти, - проговорил Виктор и уже опёрся было на локоть
- Подождите ещё немножко, - умоляющим голосом произнесла Акулина.
- Чего ждать?.. Ведь я уж простился с тобой.
- Подождите, - повторила АкулинаЯ ничегоничего не хочуа хоть бы словечко, на прощаньеИ слёзы полились у ней ручьём.
(Ответ: молодой человек грубый, бессердечный, явно нахватался слов из высшего общества, а выговорить не может «обчество»; высокомерен, унижает бедную Акулину. Отрывок из рассказа «Свидание»)
Второй текст. «Я не вру, а ты брешешь. Стало быть, будет петь, коль об заклад побился, божья коровка ты эдакая, плут ты этакой. Моргач» (Вульгарные выражения, человек грубый, невыдержанный, даже ласковые слова из его уст звучат обидно. Из рассказа «Певцы», Обалдай).
Учитель. Вопрос. Итак, что есть язык?
Тема урока: отражение внутреннего мира человека. Вот и сегодня, погружаясь в рассказ «Бирюк», внимая языку героев, мы продолжаем познавать трудную науку о человеке через его язык.
Вы закрыли последнюю страницу рассказа. Какие чувства вы испытали? Огорчение, грусть, лёгкость – это чувства, а как это ещё можно назвать? Движение души.
4. Работа с текстом.
«Бирюк» - что это такое? Кого так называют? (Смотрят запись на доске). У Даля – волк, медведь; прозвище – угрюмый, необщительный человек. А как звали этого человека в рассказе? (Фома Кузьмич). Называли его по-разному. Запись в тетради: бирюк – лесник – приведение – мой проводник – он – молодец – Фома Кузьмич.
Докажите, что это не только желание писателя не повторяться, но и отношение к герою, движение души автора.
Лесник – профессиональная лексика, не несёт никакой оценки дополнительно; объясняет появление человека в лесу.
Приведение – видно, он очень легко ходит, почти незаметен, хорошо ориентируется в лесу.
Мой проводник – употребляя притяжательное местоимение, автор словно оказывает знак благодарности, признательности человеку, который помог ему в такое несчастье.
Молодец – автор называет его так, когда видит, каков он.
Читаем портретную характеристику героя: «Сложен он на славу – молодец!» Вот вам движение души автора, выражение через слово.
Вопрос: Как по-вашему, что сделало Фому бирюком? (Одиночество, оторванность от людей, заставляющая в каждом встречном видеть «порубщика»; ещё горе, которое, видимо, тяготит лесника, покинутого женой).
Задание 1: найдите в тексте этот диалог о жене.(Зачитываем). Какие слова, фраза лесника вас поразили, взволновали душу?
- Умерла, знать?
- Нетдаумерла, - прибавил он и отвернулся.
- С прохожим мещанином сбежала, - произнёс он с жёсткой улыбкой.
Посмотрим на эту фразу.
Какие синтаксические конструкции здесь употреблены? Зачем? (Частично неполные предложения – характеризуется краткость речи, сдержанность).
А почему в последнем предложении отсутствует подлежащее? (Он, Фома, даже имя жены не хочет вспоминать, так ему тяжело).
Задание 2.Читаем диалог автора и девочки. Вопрос: что можно сказать по речи о характере девочки? (Замкнута, нелюдима, всех боится).
Задание 3. Доказать цитатой из текста, почему или за что Фому прозвали деревенские «бирюком»? (Читаем с. 106. «Все окрестные мужики боялись, как огнянагрянет, как снег на головуловок, как бес. И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгамиУж не раз добрые люди его сжить со свету собирались». Обращаем внимание на лексику, наличие фразеологических оборотов
5. Работа со словом «конфликт». (Запись на доске).
Вопрос: Между какими героями возникает конфликт? (Между бирюком и мужиком, воровавшим лес).
Вопрос: в чем же причина конфликта между мужиком и Бирюком? (разорение мужика; ненависть всей деревни к Бирюку).
Вопрос: на чьей стороне закон? (на стороне Бирюка)
6.Описание внешности.
- мужика: «Он сидел неподвижно на лавке. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие толстые брови, беспокойные глаза», «Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой».
- лесника: «Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой рубашкивыпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза).
Вывод: мужик жалок; лесничий суров, его боятся крестьяне, он силён.
7. Беседа по вопросам.
Чем вызван суровый характер лесника? ( Его должность, понимание того, что крестьяне, от которых он охраняет лес, - воры и враги).
А чем вызвана озлобленность мужика? Его ненависть к Бирю ку? (Отчаянием).
Почему Бирюк так беспощаден к порубщикам? Может быть, угодить барину желает? (Нет). Он «должность свою справляет». Как вы понимаете это выражение?
А что ещё говорит Бирюк о своей должности? (Даром господский хлеб есть не хочу).
Итак, почему же Бирюк так ревностно несёт свою службу? (Он неуклонно честен, добросовестен, самолюбив).
Не напоминает ли он вам героя известного рассказа Тургенева «Му-му» - Герасима?
8. Рассуждения учителя. Итак, какая ситуация возникла в этом рассказе?
Есть закон: нельзя присваивать себе чужого, что тебе не принадлежит. Кто из героев рассказа выполняет этот закон? Только Бирюк, а мужик ворует лес. Авторская позиция? Автор жалеет мужика и готов заплатить деньги, чтобы только лесник отпустил его. Разве автор не понимает, что мужик прав? Понимает, но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнут от голода семья, дети. Нет выхода. Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьянин крепостной. И усиливают в тексте эту трагичность, безысходность художественные средства.
Пейзаж. «Гроза надвигалась» (зачитать начало предложения, употреблены метафоры, олицетворение). «Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса». Что это? Простые прилагательные или умение увидеть цвет? «Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».
Тревожное начало, ощущение, что должно что-то произойти. И как бы из грозы появляется мужик. Лесник – леший. Его мы видим в свете молнии. Избушку тоже увидим при свете молнии. Чего ожидаешь от такого начала? (Что-то фантастического). А что мы видим? (Убожество, бедность).
9. Выразительное чтение избы лесника на фоне музыки Свиридова "Деревянная Русь". Назвать изобразительные средства.
Вопросы.
А каковы же чувства, ощущения автора? («Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло; невесело войти ночью в мужицкую избу»).
Помогла ли вам музыка представить, прочувствовать описание избы? (Да, музыка как бы нас окунула в ту эпоху и помогла представить убогость крестьянской жизни)
Чем же заканчивается рассказ? (Бирюк, сам живший в нужде, бедности, не может не пожалеть этого жалкого, озлобленного человека. Он сам нарушает свой жизненный закон и отпускает вора.).
Почему же Бирюк отпускает мужика?
10. На проекторе задание. Вопросно-ответная форма. Посмотрите на вора глазами Бирюка и автора. Что чувствует тот и другой. (Работа в парах).

Бирюк
Чувства
Автор
Чувства

а)
Бежит по лесу:
- Мы его духом поймаем!
- Вишь, бормотал он сквозь зубы; Повалил! - Горечь, что не уследил.
- Куда, стой,- загремел его железный голос.
- Врёшь, не уйдёшь! Поймал!
Злость, обида.







Злость
Закричал жалобно, по-заячьи.
Мужичок мокрый, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой. Дрянная лошадёнка.

Испитое, морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза.
Страх.

Жалкий, отрицательный эпитет.
Не ласкатт, а пренебрежительное
Отрицательные эпитеты.

б)
- Ну, поворачивайся, ворона! – промолвил он сурово.
- Воровать не след
- Знаю я вас!
Рассеянный, невинный человек.
Поймал и успокоился.
Мужик умоляет, жалуется, хочет разжалобить.


Ругается - от отчаяния, - говорит всё, что думает о леснике


Вывод. Таким образом, сопоставляя героев, мы анализировали их действия, сопоставляли характеры через язык, т. е. речь.
Вопрос. Так кто же из героев стоит на более высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк? Примерные ответы:
Мужик груб, невоспитан, полон отчаяния, его терпению приходит конец, он теряет контроль над собой, обзывает Бирюка «душегубом», «кровопийцей», «зверем».
Бирюк, к изумлению автора, вытолкнул мужика вон: «Убирайся к чёрту со своей лошадью!..»
Автор: «Ну, Бирюк, удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый».
Учитель. Итак, конфликт между мужиком и Бирюком разрешён: он отпускает вора. На наиболее высокой нравственной позиции стоит лесничий.
Вопрос. Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?
Ответ. Угрюмый и нелюдимый, Фома, исправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика.
Вопрос: И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ "Бирюк" в деле отмены крепостного права?
Ответ. Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга ("Записки охотника") послужила делу освобождения крестьян. Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".
1 Защита ассоциативно-предметных рисунков. (Это было домашнее задание.) Например, кому-то бирюк напоминает медведя, кому-то тучу, кому-то ветер, мужик ассоциируется с зайцем, веточкой, дождём. Учащиеся показывают рисунки и комментируют ответы.
Например. На рисунке медведь. Ученик объясняет, что бирюк ассоциируется у него с медведем потому, что действие рассказа происходило в лесу, где главный герой был лесничим, а значит, главным. И медведя все звери боятся, потому что он сильный. А сила бирюка заключалась в том, что он охранял лес хозяина, значит, на его стороне был закон. Но в сказках медведь ещё и добрый. И в рассказе бирюк отпускает мужика, проявляя лучшие человеческие качества.
12. Рефлексия. А с чем ассоциируется сейчас ваше состояние души? Изобразите на листиках и прикрепите к доске. (На листах было разное: солнышко, сердечко, восклицательный знак, «пятёрка» и др.)
Домашнее задание. Задание по выбору.
1.Провести лингвистический эксперимент на тему «Узнай героя» по рассказам Тургенева «Записки охотника»: "Хорь и Калиныч", "Касьян с Красивой Мечи", "Певцы".
2. Подготовить пересказ рассказа «Бирюк» от одного из персонажей.








13PAGE 15


13PAGE 141015