Доклад на заседании МЦК «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» на тему «Технология проведения учебных дискуссий»


Доклад на заседании
МЦК «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
на тему «Технология проведения учебных дискуссий»
Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления студентов, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
Исходные теоретические положения:
Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути – и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.
Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность студентов, развитие рефлексивного мышления.
Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.
Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, т.е. обращении студентов друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.
Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция преподавателя, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
На первых порах использования учебной дискуссии усилия преподавателя сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания преподавателя оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше студенты приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.
Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентации.
Действия преподавателя и студентов. К задачам, которые решаются в ходе дискуссии, относятся задачи конкретно-содержательного плана и задачи организации взаимодействия в группе, подгруппах.
В сферу задач первого рода входят: осознание студентами противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.
В сферу задач второго рода входят: распределение ролей в группах-командах; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего группового подхода; соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности и т.д.
Педагогически важными являются результаты, получаемые «на пересечении» конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе: переработка сведений, информации специально для убедительного изложения; представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация; выбор и взвешивание подходов к решению проблемы; возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.
Ограничения:
Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной дискуссии.
Недостаточный уровень сформированности у студентов умений ведения дискуссии.