Доклад на заседании МЦК «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» на тему «Технология проблемного обучения»


Доклад на заседании
МЦК «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
на тему «Технология проблемного обучения»
Цель технологии проблемного обучения – содействовать развитию у студентов критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению студентами собственных личностных смыслов и ценностных отношений. Заключительный шаг означает принципиальную необходимость организации социально-психологической стороны учебного процесса, поскольку способом создать обстановку «признания окружающими» является организация коммуникативно-диалоговой деятельности.
Исходные идеи включают в себя:
Развитие авторской позиции студента в образовательном процессе.
2) Безоценочный характер реакции на высказывания студента в ходе проблемного обучения.
3) Целостная включенность студента в образовательный процесс, связанная и с рациональным познанием, и с интуитивной, часто неосознаваемой, эмоционально-личностной сферой. Речь идет не просто о подключении эмпирических наблюдений, запаса жизненных впечатлений студента в качестве вспомогательного материала, который используется преподавателем как иллюстративное дополнение. Опыт студента служит важнейшим источником учебного познания. Преподаватель выполняет роль помощника в работе студента. В идеале преподаватель становится организатором самостоятельного учебного познания студентов; их взаимодействие с учебным материалом, друг с другом и с преподавателем строится как учебно-познавательное, в котором преподаватель выступает как один из источников информации.
Действия преподавателя и студентов. Проблемная организация образовательного процесса может быть осуществлена с меньшим или большим ролевым участием студентов. В соответствии с этим возможны варианты организации образовательного процесса.
Под ролевым участием студентов в образовательном процессе понимается самостоятельное выполнение ими тех функций, которые при обычной организации образовательного процесса выполняются самими преподавателями: планирование самостоятельной работы студентов над учебным материалом, изложение нового учебного материала, контроль, учет и коррекция учебной работы каждого студента, подготовка и использование технических средств обучения и т.д. Ролевое участие студентов означает, что часть всех этих ролей вместо преподавателя выполняют сами студенты под ненавязчивым руководством преподавателя.
Ограничения:
Необходимость уделять больше времени на изучение учебного материала в сравнении с традиционным обучением.
Возможность слабой отработки практических умений и навыков студентами.