Презентация по истории России на тему: Советский тыл в годы войны. 9 класс


Тема урока: Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
Цель урока: раскрыть характер и особенности социально-экономического развития в СССР в годы войны.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
называть хронологические рамки перевода экономики страны на военные рельсы;
рассказывать на конкретных примерах трудового подвига советского народа в годы войны;
характеризовать основные понятия, привлекая информацию различных источников;
Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Новейшая история», курс «Литература» тема: «Советская литература в годы Второй мировой войны».
Форма урока: комбинированный (работа с документами, с картой).
Тип урока: изучение нового материала.
Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Советский тыл в годы ВОВ», рабочий лист ученика – раздаточный материал.
Ключевое понятие: перевод экономики на военный лад, эвакуация.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика № слайда
Представиться! Добрый день, ребята.
Сегодня для работы нам понадобиться рабочий лист ученика, который вы сдадите в конце урока на проверку и получите за работу на уроке оценку.
Проблемная ситуация Что является залогом победы?
А в войне, что является залогом победы?
Где взять оружие для войны?
А кто будет изготавливать, если мужчины на фронте?
А как, одним словом назвать?
Значит, что мы с вами будем изучать на уроке? Помощь друга
Хорошее оружие
Изготовить на предприятиях, заводах
Женщины, дети
Тыл
Тыл в годы войны Постановка цели и задач Я уточню - Тема нашего урока: Советский тыл в годы ВОВ.
Проблемный вопрос: крепкий тыл ли был у советского народа в годы Великой Отечественной войны? На этот вопрос на предстоит сегодня дать ответ. Чтобы ответить на этот вопрос перед нами стоит цель: выявление особенностей социально-экономического развития страны в годы войны
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выяснить что такое эвакуация – будем работать с картой.
Определить черты перевода экономики на военный лад – работать с текстом и делать выводы на основе графиков.
В этом году исполняется 70 лет Великой Победе. Впервые месяцы войны была потеряна огромная территория, к тому же наиболее индустриально развитая. Перед руководством страны встала не простая задача в короткий срок вывезти тысячи предприятий и миллионы людей под непрекращающимися налетами авиации. Такой практики не знала мировая история. Получают рабочий лист
Учащиеся записывают тему урока. 1
2
Работа с картой:
(5 минут) - Что такое эвакуация?
Свои предположения запишите рабочий лист задании №1
Давайте с помощью карты предположим.
А так же узнаем, куда и сколько было эвакуировано предприятий.
Предполагаемый ответ:
Вывоз людей и не только из зоны военных действий.
Всего: 1523 предприятия.
Поволжье – 226 предприятий
Казахстан – 308 предприятий
Сибирь – 322. 3
4
Мы узнали, что такое эвакуация.
Эвакуировано было 1523 предприятия. На новом месте предприятия монтировались и тут же вводились в строй. Для чего?
Таким образом, экономика переходила на военный лад. А давайте, теперь определим черты перехода экономики на военный лад.
Предполагаемый ответ: для того, чтобы поставлять все необходимое фронту. 5
Работа с текстом
(6 – 7 минут)
Работа в группах. Работаем в группах. Каждый стол – это одна группа.
Задача каждой группы. Прочитать и выделить черты перевода экономики на военный лад-
Это рабочий лист задание № 2
По очереди называем черты…
Давайте проверим правильно ли мы назвали…
Это есть особенности соц-экон .развития. Читают текст.
Отмечают черты.
6
Закрепление
Работа с графиками
(3-5 минут) На данном слайде представлены данные о развитии оборонной промышленности на протяжении всей войны.
Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
- отдельно по каждому графику
- общий вывод № 1 – в 1943 г. винтовок и карабинов СССР производили на 1000 больше, чем Германия.
№ 2 – к 1943 пистолетов и пулеметов в СССР производили на 2000 больше, чем германия
№ 3 – производство танков на протяжении всей войны в СССР значительно выше, чем в Германии.
№ 4- производство самолетов на протяжении войны стабильно высоко, но в 1944г. Германия перегнала производство на 1тыс.
Общий вывод: наращивание военного производства происходил в 1941, 1942г.
Перевод экономики на военный лад завершился к концу 1942 г. 7
Проблемный вопрос Крепкий тыл ли был у советского народа в годы Великой Отечественной войны?
Ответ на вопрос: Да, потому что:
переориентирование предприятий на военные нужды;
ввод в работу эвакуированных предприятий;
увеличение выпуска военной техники;
разработка и внедрение новых технологий в производстве техники и орудий;
мобилизация населения для работы на оборонных предприятиях…
Выполняют тест (3-5 минут) Перед вами тест из трех вопросов. Не совещаясь, самостоятельно. Ответ записываем на рабочий лист. Кто выполнил - сдает рабочий лист. Рефлексия
Беседа с учащимися
(3-4 минуты) И последнее задание. Давайте определим успешность нашего урока. На обратной стороне есть незаконченные предложения. Закончите их.
Меня поразило…
Меня удивило…
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Я чувствовал…
Я думал…
Я приобрел…
Я получил от этого урока…
За это я могу себя похвалить…
Мне показалось важным…
Было трудно…
Мои ощущения…
Я научился…
Урок взволновал…
Урок заставил задуматься…
Урок навел меня на размышление…
Над этим мне надо еще поработать…
Я недоволен потому, что…
Пока выполняют. Я проверяю.
Давайте озвучим ваши предложения по желанию
Спасибо за ответы. Мне очень понравилось с вами работать. надеюсь еще мы увидимся))) Ученики заполняют лист рефлексии.
2-3 человека
т-34
эвакуация
к 1942