Советский тыл в годы Великой Отечественной войны


Пояснительная записка к уроку « Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»
На данном уроке дается полное представление о деятельности советского тыла в годы Великой Отечественной войны. Не только на фронте, но и в тылу наши соотечественники делали все для великой победы над фашистской Германией. На уроке учащиеся учатся отбирать информацию, развивать навыки творческого мышления, работать с документами, текстом, статьями. На уроке решается актуальная воспитательная задача: воспитание нравственной личности на основе патриотического наследия нашей родины. Данный урок можно провести в рамках недели истории в 9 классе. Автором учебника и программы является Данилов А.А, Косулина. Тип урока: комбинированный.

Тема: Советский тыл в годы войны.
Цели урока:
1. Образовательные: дать полное представление учащимся о деятельности советского тыла в годы Великой Отечественной войны.
2. Развивающие: развивать умение учащихся отбирать информацию; развивать навыки творческого мышления; научить мастерству слова, работе с текстом, статьями; развивать навыки работы с документами.
3. Воспитательные: воспитание нравственной личности на основе патриотического наследия нашей родины.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: беседа.
Методы: эвристический, исследовательский.
Структура урока:
- актуализация прежних знаний
- формирование новых понятий и способов действия
- формирование умений и навыков
- домашнее задание
Оборудование: компьютер, презентация, книга, тетрадь, карточки с заданиями, карта «Великая Отечественная Война 1941-1945гг»
План урока
1.Организационный момент
2.Повторение пройденного материала
а) Опрос учащихся. Дети демонстрируют презентацию по пройденной теме: « Начальный период Великой Отечественной войне».
в) Выполнение самостоятельной работы
3.Сообщение темы и цели урока
4. Постановка проблемного вопроса
5.Обьяснение нового материала. Демонстрация презентации по теме: «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»
6. Закрепление изученного материала
7. Домашнее задание
8. Итог урока. Рефлексия
Ход урока.
Этапы Теоретическое обоснование Содержание
Организационный момент Настраивание учащихся на работу, активизация внимания. Приветствие, настрой учащихся на работу, отметить отсутствующих
Повторение пройденного материала Творческая работа учащихся
Дифференцированные задания. Развитие умений учащихся определять уровень усвоения учебного материала на основе самооценки и самоконтроля. - На прошлом уроке мы с вами познакомились с материалом начального этапа Великой Отечественной войны. На основе данного материала вы получили домашнее задание составить презентацию. Учителем поставлена конкретная задача. В презентации должны отражаться следующие исторические моменты: основываясь на документы учебника на стр.207, показать готовность СССР к войне, выделить причины неудачи Красной армии летом – осенью 1941 года, отразить деятельность фашистского оккупационного режима на территории СССР (холокост).
Ученики демонстрируют презентацию.
-Молодцы ребята.
- А сейчас на основе материала вашей презентации выполните самостоятельную работу.
Нужно ответить на вопросы.
1.Выделите причины неудач красной армии в начале войны.
2.Обьясните понятие «холокост».
Сообщение темы и цели урока Использование технических средств обучения для более эмоциональной подачи материала
Подведение учащихся к самостоятельному определению цели урока. Слайд №1.
На фоне песни «Священная война» и плаката « Родина - мать зовет!» учитель говорит о продолжении изучении раздела посвященного ВОВ.
Запись темы урока в тетрадь.
Слайд №2.
- Ребята, как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?
Выслушиваются ответы учащихся. Ученики записывают в тетрадь план урока.
Слайд №3.
Постановка проблемного вопроса Включение учащихся в совместную с учителем работу по изучению нового материала. Проблемные вопросы, способствуют большей активации учащихся на уроки. Ученикам предлагаются проблемные вопросы (дифференцированные), которые они должны решить в ходе урока. Запись вопросов в тетради.
Слайд №4.
Объяснение нового материала Включение учащихся в работу с целью отработки навыков самостоятельно работать с документами.
Для более глубокого осмысления происходившего.
Включение учащихся в работу с целью отработки навыков самостоятельно работать с документами.
Включение учащихся в исследовательскую деятельность.
Подведение учащихся к самостоятельному выводу.
Совершенствовать умений работать с картой.
Межпредметная связь с географией.
Привитие нравственных качеств патриотизма к своей Родине и людям, которые много сделали, чтобы мы были счастливы.
Межпредметная связь с литературой.
Включение учащихся в работу с целью отработки навыков самостоятельно работать с документами. 1.Советское общество в годы войны.
Слайд №5.
Рассказ учителя.
Детям предлагается раскрыть проблемы морально - психологического состояния советского общества в годы войны, сочетая свою работу с историческим документом (из выступления по радио Сталина 3 июня 1941 года, учебник стр.222) и рассказом учителя.
Слайд №6.
Предполагаемый ответ учащихся: Сталин называет войну, которую развязали фашисты, всенародной, отечественной. Обращаясь к народу со словами: « Братья и сестры!», Иосиф Виссарионович говорит об общей для всех беде, которая нависла над Советским Союзом. Чувство единства многонационального народа и власти в час смертельной опасности позволило забыть многие обиды и ошибки власти и мобилизовать все силы. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и тылу.
2. Социально - экономические предпосылки коренного перелома. Мобилизация, эвакуация, перестройка экономики на военный лад.
Слайд №7. Рассказ учителя.
Учащимся предлагается посмотреть отрывок из документальной кинохроники.
Детям предлагается работа с документом (из дневников тружеников тыла, учебник стр.223).
Слайд №8
Исследовательская работа ученика Власова Алексея
По теме: « Горьковчане и их вклад в борьбу с фашизмом»
Слайд №9
Коллективное обсуждение вопроса:
- Как вы думаете, какие факторы позволили СССР в короткий срок перестроить экономику на военный лад?
Предполагаемый ответ и запись его в тетради:
-создание совета по эвакуации;
-налаживание работы предприятий на новом месте;
-самоотверженный труд советских людей.
3. Образование и наука.
Слайд 10. Рассказ учителя.
Основываясь на рассказ учителя, ориентируясь по атласу, учащимся предлагается найти на карте территории, куда переместились главные научные центра страны.
4. Деятели культуры – фронту.
Слайд №11.
Рассказ учителя.
Чтение учащимся отрывка из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц- Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда?
1.Церковь в годы войны.
Слайд 12.
Учащимся предлагается поработать с документом на стр.226 учебника («Пастырям и пасомым Православной Христовой церкви. 22 июня 1941 г)
- как и почему изменились взаимоотношения Русской православной церкви Советского государства в годы войны?
Закрепление материала. Активизация
учащихся самостоятельно делать выводы, умение извлекать смысл из высказываний. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.
- Молодцы ребята! Вы хорошо усвоили пройденную тему.
Домашнее задание. Дифференцированный подход. Развитие познавательной активности и самостоятельности. Домашнее задание. Параграф 31 учебника, а также опережающее задание двум ученикам: нарисовать схему сражения и рассказать об одной из битв (Сталинградской или Курской, на выбор)
Итог урока. Рефлексия. Сопоставление целей и достигнутых результатов урока.
Осмысление учащимися результатов своей деятельности. -Ребята, давайте подведем итоги урока
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие события вас больше всего взволновали?
-При выполнении, какого задания вы испытывали затруднения?
-Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок.
-Спасибо за урок!