ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Н.Г.Романова
МБОУ СОШ № 41 «Гармония» г.о.Самара
Россия

В современном мире исследовательское поведение рассматривается как одна из характеристик личности, как стиль жизни современного человека, поэтому так важно воспитывать в ученике исследовательские качества. Но организация исследовательской деятельности школьника довольно сложна.
Первым важным шагом является выбор темы исследования. Она должна быть конкретной, ясной, оригинальной, отражать проблему в ее характерных чертах. Удачная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха для работы в целом.
В связи с этим особую значимость приобретает проблемное обучение на уроке. Ускорение темпов физического, эмоционального и умственного развития подростков приводит к появлению потребности в самостоятельности, утверждении ценности своего «я». Следовательно, учитель обязан создать такие условия, чтобы, не подавляя естественной возрастной активности, эмоциональности, стремлений к самосознанию, ребенок смог самореализоваться. Поэтому основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся. Как это сделать? Лучше всего в этом помогут уроки внеклассного чтения.
Наиболее активно заставляет молодого человека разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически современная литература. Ведь известно, что ребенок с трудом воспринимает все, что ему кажется «старым», «отжившим». Чтобы понять, он должен прочувствовать все сам. А кто ему в этом поможет, как ни его современник?
Поэтому на уроках внеклассного чтения мы часто обсуждаем книги, которые предлагают дети. Здесь важно «не отмахнуться» от литературы, которую читают подростки, вместе с ними подумать над тем, что волнует их в произведении. Так доктор педагогических и психологических наук А.И.Савинков в статье «Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения» пишет: «Учитель должен быть способным к выполнению функций координатора и партнёра в исследовательском поиске; помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления; уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение».
Вот часть списка литературы, которая была прочитана вместе с детьми, начиная с 5 по 9 класс: Агата Кристи «Десять негритят», Э.Шмитт «Оскар и Розовая Дама», П.Санаев «Похороните меня за плинтусом», Л.Горалик «Агата возвращается домой», А.Лукьяненко «Мальчик и тьма», Д.Глуховской «Метро 2033», Д.Вебер «Империя Ангелов», Д.Киз «Цветы для Элджернона», Д.Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти», Д.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Р.Гальего «Черное на белом», К.Функе «Чернильное сердце», А.Нотомб «Антихриста», М.Барберри «Элегантность ежика». Никакой последовательности, напечатано так, как вспоминается. Хоть это и может показаться непедагогичным, никакого плана в прочтении тоже не было. Просто на уроках возникали вопросы морального или психологического харатера и кто-то предлагал: «А давайте почитаем, мама читает и говорит». Или я сама предлагаю: «Вы считаете, что вам плохо живется? Давайте прочитаем «Оскара и Розовую Даму». А потом, после уроков внеклассного чтения, возникали и темы научно-исследовательских работ, ни одна из которых не осталась на конференциях незамеченной. Назову лишь некоторые из них: И.Бахов «Три уровня пародии в романе А.Жвалевского, И.Мытько «Порри Гаттер и Каменный Философ» (6 кл.); А.Фокина «А.Кристи – родоначальница современного «женского» детектива» (6 кл.); Д.Махлин «Феномен двойничества как организующий фактор поэтики романа Д.Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» (7 кл.); А.Соколов «Жанровые особенности технотриллера – геополитического романа XXI века (Том Кленси – родоначальник жанра) (8 кл); Л.Гарипова «Принцип элитарности – основа популярности «Сумеречной саги» Стефани Майер, лидера масскульта 2010 года».
Я не случайно остановилась на этой работе. Вынести роман на обсуждение на уроке я все-таки не смогла. Но как можно было отказать ребенку, с восторгом читающему книгу и мечтающему написать о ней работу? И как еще можно было доказать, что книга плоха, если не проанализировать ее вместе с ним. Отрадно видеть, как меняется взгляд ученика на произведение, как он начинает видеть его вторичность и низкосортность. Вот тогда уже можно показать готовую работу на школьной конференции и обсудить книгу. Это еще один путь постижения современной литературы, а также человеческих взаимоотношений и слабостей. Так вырабатывается критическое мышление и спокойно-ироническое отношение к своим собственным ошибкам и слабостям. Так рождается литературный вкус и исследовательское мастерство.
На одном из последних уроков внеклассного чтения вновь родилась очень интересная тема: «3D модель в романе Д.Киза «Цветы для Элджернона». Честно говоря, я сама еще не вполне поняла, о чем идет речь, но ученик обещал объяснить, как только соберет нужную литературу по теме. Тут вновь вспоминаются постулаты проф.Савинкова: «уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования».
Как активизировать исследовательскую деятельность учащегося?
- идти с ним, а не против него;
- интересоваться тем, что он любит и читает, быть его современником;
- не давать готовых ответов, а задавать вопросы;
- развивать логическое мышление, размышляя над ними вместе с ним;
- не бояться показать, что и ты чего-то не знаешь или еще не читал, но обязательно прочитать;
- спорить только на основе аргументов, а не с позиции учитель-ученик;
- принимать чуждую тебе точку зрения, если она логически обоснована.













?ђ Заголовок 215