Методы, приёмы, средства и виды упражнений, активизирующие познавательную деятельность в процессе обучения математике


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»
«Методы, приёмы, средства и виды упражнений, активизирующие познавательную деятельность в процессе обучения математике».
Учитель начального обучения:
Костенко Ирина Алексеевна
Владикавказ
Образовательная коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе.
Трудности в усвоении учебного материала учащиеся нашей школы нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся коррекционной школы резко снижены. Чтобы научить детей концентрировать внимание, развивать познавательную деятельность в процессе обучения необходимо разнообразить урок маленькими сюрпризами, играми, физминутками, соревнованиями.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробуждать их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
Учитель должен использовать методы и приёмы, для формирования вычислительных навыков учащихся, привлекая красочный дидактический материал, используя задания с нематематической информацией.
Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников. Я остановлюсь на тех приёмах и видах игр, которые использую по формированию вычислительных навыков. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций.
Обычная мотивировка занятий на уроке – «посчитаем устно», «я дам примеры, а вы решите», «сосчитайте, сколько получится» - надоедает учащимся, вызывает скуку и отрицательное отношение к вычислительной работе.
Учитель должен избегать однообразия в решении примеров и задач – проводить упражнения по привитию вычислительных навыков в игровой, занимательной форме. Загадочное название дидактических игр помогает мобилизовать внимание, детей. А наличие наглядности, соответствующей виду игры и чередование зрительных, слуховых и моторных упражнений меньше утомляют учащихся. Игра спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости.
«Игра – писал А.М. Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».
В играх ребенок развивает свою инициативу, находчивость в преодолении препятствий.
Игра есть важнейшая союзница не только в воспитании детей, но и в обучении. Игрой пользуются, как одним из средств сообщения начальных сведений по математике. Включение игровых элементов делает занятия для детей привлекательными, помогает улучшить вычислительные навыки, создает рабочее настроение.
Один из приемов по формированию вычислительных навыков – учебные задания с нематематической информацией.
На занятии учащиеся выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.
Задание№1
А) Какая птица может ходить по дну водоема?
Воробей – 3
Оляпка – 4
Сорока – 5
Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров. Результат последнего действия, число 4, соответствует слову оляпка.
-6 +7 -6 +5 -4 8 Как узнать, сколько всего единиц прибавили к числу 8, сколько из него вычли? Почему было 8, а стало -4?
Б) сколько слогов в слове оляпка? Из каких звуков состоит каждый слог?
В) Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дня, камешки. На дне ловит насекомых, червей, мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.
Задание №2
А) из какой сказки слова: «…а дорога – далека, а корзина – нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок»?
«Три медведя» - 8
«Маша и медведь» - 6
«Медведь» - 4
Для проверки ответа пользуйтесь решением цепочки примеров.
-4 +5 -7 8 -1 +3 -6 Б) Какое слово общее в названиях данных трёх сказок? Сколько всего букв в слове медведь? Сколько разных букв?
В) Какие виды медведей обитают в нашей стране? (белые, бурые и черные). На большей части нашей территории обитают бурые медведи. Бурый медведь животное спокойное, нет в нем ни злобы, ни хитрости. Вот почему он часто является одним из персонажей сказок. В лесу надо быть очень осторожным не показываться зверям на глаза. Если же встреча с медведем неизбежна, то лучше дать знать о себе заранее, а не в последний момент. Отпугивает медведя громкий крик.
Задание №3
А) Какая змея самая длинная в мире?
Кобра – 10
Питон – 6
Анаконда – 9
6 21 18
27 15 3
12 9 24
Запишите в пустые клетки таблицы такие числа, чтобы квадрат стал математическим. Наименьшее и из этих чисел поможет вам ответить на вопрос.
Вычисление ученика:
12+15+18=45
45-(6+18)=21
45-(6+12)=27
45-(12+24)=9
Наименьшее из чисел 21,27,9 это – 9. Числу 9 соответствует анаконда – самая длинная змея в мире.
Б) в слове анаконда, подчеркните последнюю часть слова, которую можно перенести. Верно ли, что в слове анаконда не гласных букв, которые обозначают мягкость согласных звуков. Докажите.
В) Анаконда самая крупная змея с мире. Водится она по берегам рек, озер, болот Бразилии и Гвианы. Обитает ли в нашей стране? Большую часть времени анаконда проводит в воде. Её яд смертелен для человека. В неволе эта змея долго жить не может. Длина тела анаконды достигает 10м. на земном шаре около 2700 видов змей. Живут змеи везде: в лесах, болотах, пустынях, в пресной и соленой воде. Змеи грозные хищники, но и у них есть враги.
Я взяла примеры нескольких заданий. Мне нравится это вид работы. В предлагаемых заданиях заложена смена деятельности детей (он слушают, читают, говорят, считают, составляют примеры, решают их и записывают их результаты)
Дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствует общему развитию и побуждает к самостоятельному познанию нового.
На внеклассных занятиях дети увлекаются играми.
Игра «Кто быстрее»
Написать на доске цифры столбиком, и вызвав к доске двух учащихся, предложить одному складывать числа сверху вниз, а другому снизу вверх и сравнить полученные результаты. Выигрывает тот, кто дает правильный ответ первым. Этот вид игры следует проводить при прохождении переместительное свойство сложения.
Перед учащимися поставить вопрос, почему у учеников получились одинаковые результаты.
Вывод: От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Игра «Чудесный мешок»
Материал игры: мешочек с геометрическими фигурами или телами, круги, квадраты, прямоугольники, кубы, брусы, шары.
Вариант№1
Показываю круг и спрашиваю «Что это?». «Круг» - отвечают учащиеся. Поддержи его в руке. Не заглядывая в мешочек, на ощупь найди круг и достань его.
Вариант№2
В мешочке возьми любую фигуру, не доставая, на ощупь определи название, теперь достань. Ребята говорят, правильно ли назвал ученик название.
Вариант№3
Дает задание «Найди на ощупь в мешочке квадрат. Покажи ребятам»
Выигрывает тот, кто безошибочно выполнил все задания.
Задачи в стихах.
Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
Два жука и две пчелы,
Мухи две, две стрекозы,
Две осы, два комара
Называть ответ пора.
Как-то раз в лесу густом,
Под березовым кустом,
Собрались грибы лесные.
Все красавцы удалые.
Ученик, ты не зевай
И грибы скорей считай:
5 груздей и 5 волнушек
5 лисичек, 5 горькушек.
Кто ответить нам готов,
Сколько же всего грибов?
А теперь вопрос таков:
Сколько бабушке годов.
Если внук её Сережа
В десять раз её моложе?
А Сереже не секрет
Было ровно 8 лет.
На пригорке возле елки
Ежик яблоки считал:
7 под елкой, 7 за елкой,
7 в мешке за тем пригорком,
7 в избе на третьей полке,
7 под лавкою в саду,
Ну а больше не найду.
Все те яблоки зимою
Еж будет грызть с семьею
Только сколько, как понять?
Еж не может сосчитать.
Игра «Концовка»
Я начинаю предложение, а вы должны его заканчивать. Но для этого надо подумать, сообразить, чтобы концовка предложения была правильным ответом по смыслу.
Слушайте и думайте:
Если красный карандаш по длине равен желтому, то желтый карандаш по длине равен… (красному)
Если Оля сидит позади Тони, то Тоня (сидит впереди Оли)
Если тонна бумаги в 10 раз тяжелее центнера железа, то центнер железа … легче тонны бумаги)Загадки:
Кто становится выше, когда сидит (собака)
Что становится легче, когда его наполнят (шар)
У двух матерей по пяти сыновей и всем одно имя. Что это? (руки, пальцы)
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи.
Коррекционные педагоги смотрят на игру не как на развлечение или забаву, а видят в ней большой труд для умственно отсталых детей, которые требует напряжения всех духовных и физических сил.