Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы- форма расширения коррекционно-развивающего пространства.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы- форма расширения коррекционно-развивающего пространства.
Учитель рус. яз. и лит- ры
СКОШ- интерната I-II вида
Оленичева Л.А.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать ученика коррекционной школы как центральную фигуру образовательного процесса. Учитель перестает быть основным источником информации. Всё чаще мы занимает позицию организатора самостоятельной деятельности учащихся. Основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий для успешного решения образовательных и коррекционных задач.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно -деятельностные формы обучения.
Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является необходимы в современном коррекционном школьном образовании.
Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер на уроке стал средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Информационные технологии облегчили доступ к информации, открыли возможности индивидуализации и дифференциации учебной деятельности, что очень важно в коррекционном обучении, позволили по-новому организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе ,что очень важно, позволили повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
На уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей. Демонстрирую различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций.
Использую презентации в старших классах как творческую работу учащихся. При такой работе у учащихся развиваются исследовательские умения, умения работать с информацией, умения планировать свою деятельность, работать в коллективе
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели фильм «Преступление и наказание», «Война и мир». Позже на уроке обсуждение вылилось в бурную дискуссию. Это ли не удивительный факт в школе глухих.
У моих учеников нет возможности посещения театра! ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии! Конечно пред просмотром фильма и театральной постановки проходит предварительная работа и всё комментируется, обсуждается, даже если фильм с сурдопереводом. Когда ученик понял содержание, прочувствовал идею, героев,он будет участвовать в анализе произведения, будет выражать своё мнение какие трудности это не вызывало бы.
Теперь ученики, которые в силу своей патологии имеют узкий кругозор и понятийный словарь, на уроке могут совершить путешествие по местам писателей, посетить дом-музей писателя, перенестись в ту или иную историческую эпоху. Урок- виртуальная экскурсия-форма урока, которая стала возможной при применении ИКТ и необходимой в коррекционной школе.
Выход в Интернет даёт возможность познать все то, что не дает ни один учебник учащимся коррекционной школы – это жизнь, общение, учеба, источник информации – как оперативной, так и  познавательной. 
Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В своей работе я использую «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «Русская литература XVIII-XXU век» и многие другие.
Всё чаще использую в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение. В современной практике преподавания русского языка тестирование применяется как наиболее точный методов педагогического измерения. Тестовые задания позволяют определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в умении, сравнивать свои результаты с эталоном. Тесты развивают у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы, что нашим ученикам даётся с трудом.
Мой опыт работы обучения при помощи компьютера говорит об эффективности использования ИКТ в коррекционной школе, что, мне кажется, объясняется следующим:
урок наполняется новым содержанием;
развивается творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
Формирование навыков самообразования и самореализация;
формируются элементы информационной культуры;
ученики работают активно и самостоятельно;
изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
ученики приобретают компетентные, коммуникативные навыки;
формируется роль учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
Я убеждена, что возможности использования ИКТ на уроке неограниченны и все зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями.
Применение информационно-коммуникационные технологии на уроках даёт возможность нам учителям коррекционной школы подготовить личность современного информационного общества, создать условия к саморазвитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, создать оптимальные условия для развития личности ученика через предоставление ему качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах.
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.