Значимость изучения морфологического состава слов для обогащения словарного запаса учащихся школ VII – VIII вида. Упражнения в словообразовании.


Значимость изучения морфологического состава слов для обогащения словарного запаса учащихся школ VII – VIII вида. Упражнения в словообразовании.
«Уяснение состава слова, - писал профессор О.П.Афанасьев, - важно и для практического употребления языка: оно будет способствовать тому сознательному овладению языком, которое увеличивая запас слов учащихся, превращает их в отчетливые, ясные и точные орудия мысли».
Наиболее действенными являются упражнения в анализе морфологического состава слова, в подборе однокоренных слов с последующим включением их в контекст упражнения в словообразовании.
Упражняясь в образовании слов с одинаковыми суффиксами или приставками, но с разными корнями, дети практически усваивают доступные им значения словообразующих морфем, уясняют их роль в семантике слова. Таким образом, осмысливая структуру слова, дети начинают понимать зависимость лексического значения слова от его словообразовательных элементов.
Упражнения в словообразовании -
Помогают расширить и обогатить словесный запас учащегося новыми словами, послужат хорошей практической подготовкой к изучению суффиксов названных частей речи в средней школе.
Словообразовательные упражнения должны быть органически связаны с упражнениями в анализе морфологического состава слова.
Самый употребительный способ образования имен прилагательных в русском языке – образование при помощи суффиксов, присоединяемых к основе слова: МАЛИН-А – МАЛИН-ОВЫЙ, МОРЕ – МОР-СК-ОЙ, КНИГ-А – КНИЖ-Н-ЫЙ.
Разбивая слово по составу, ученик прежде всего находит в нем окончание и отделяет его от основы. Затем из основы слова последовательно отбрасываются имеющиеся в нем суффиксы, корень выделяется в последнюю очередь.
ПРИ-ШКОЛЬ-Н-ЫЙ участок
После разбора ученикам даются отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который имелся в только что разобранном слове. Со словами, образованными детьми, составляются предложения, или же вначале новое слово включается в словосочетание, а затем и в предложение.
Упражнения в словообразовании должны завершаться небольшой самостоятельной работой.
Образец: школа – школьный. В школьном саду растут яблони.
Однокоренные слова: школа, школьный, школьники.
Лес – лесной. Лесной край, лесная глушь.
Однокоренные слова: лес, лесной, лесистый (берег).
Слово, отобранное
для
грамматического
разбора Словообр.
суффикс в нем Слова, от которых
требовалось образовать
прилагательные с данным
суффиксом
Интерес-н-ая книга -Н- лес, луна, осень, длина,
облако, футбол, колхоз,
радость, вкус, честь,
прелесть, свобода
Пионер-ск- ий отряд -СК- совет, море, сентябрь,
октябрь, ноябрь, декабрь
Осин-ов-ая роща -ОВ- шелк, малина, плод, сосна,
гроза
Сирен-ев-ая ветка -ЕВ- дождь, сторож, ключ, поле,
Смол-ист-ый запах -ИСТ- лес, камень, роса, пух,
болото, ветвь, золото
Дожд-лив-ая погода -ЛИВ- крик, шум, говор, счастье,
талант, сон, хлопоты
Звер-ин-ые следы -ИН- Пчела, гусь, петух,
Лебедь, голубь
Песч-ан-ая отмель -АН- кожа
Лед-ян-ая гора -ЯН- серебро, глина, шерсть,
полотно
Бел-еньк-ий цветок -ЕНЬК- красный, светлый, чистый,
синий
Золото – золотое кольцо, золотистый песок
Лес – лесная малина, лесистая местность
Вода – водный путь, водяной жук, водянистые чернила, подводная лодка
Ель – еловые дрова, елочные игрушки
Дождь – дождевой червь, дождливая осень
-Ответить на вопросы:
Как называется дуб, которому сто лет?
(столетний дуб)
Как называется трава, которая росла в прошлом году?
(прошлогодняя трава)
Как называется зарядка, которую делают утром?
(утренняя зарядка)
Как называется поезд, который перевозит пассажиров?
(пассажирский поезд)
Среди суффиксов имен прилагательных заслуживают внимание следующие: -Н-ый, -ОВ-ый, -СК-ий, -ЕСК-ий, -ИСТ-ый, -ОВАТ-ЛИВ-ый, -ЕНЬК-ий и др. первые три суффикса обычно образуют имена прилагательные от существительных и имеют значение « относящийся к кому-чему-либо», «такой, как у кого-то». Суффикс –ИСТ- употребляется либо со значением «похожий на что-то» (серебристый, бархатистый, волнистый), либо со значением «обладающий чем-то в большом количестве» (голосистый, душистый, тернистый). Суффикс –ОВАТ- употребляется со значением «обладающий слегка каким-то качеством» (розоватый, беловатый, светловатый; суффикс –ЕНЬК- с уменьшительно-ласкательным значением (красивенький, светленький). Суффикс –ЛИВ- показывает склонность к какому-нибудь действию (болтливый, слезливый, говорливый).
Примерный список прилагательных для словообразовательного анализа:
Бархат-ист-ый – похожий на бархат (волнистый, серебристый) Бород-ат-ый – имеющий большую бороду (носатый, волосатый)
Весен-н-ий – бывающий весной (осенний, летний, ночной)
Воск-ов-ой – сделанный из воска (меловой, медовый, вишневый)
Восточ-н-ый – находящийся на востоке (западный, южный)
Враж-еск-ий – относящийся к врагу, свойственный врагу (юношеский)
Глин-ист-ый – имеющий в составе много глины (илистый)
Глин-ян-ый – сделанный из глины (песчаный, жестяной)
Говор-лив-ый – любящий поговорить (болтливый)
Ёл-оч-н-ый – относящийся к ёлке (лодочный)
За-облач-н-ый – находящийся за облаками (заозерный, заречный)
Звуч-н-ый – обладающий звуком (сочный, мощный)
Земель-н-ый – относящийся к земле (постельный, комнатный)
Земл-ист-ый – похожий на землю (золотистый, серебристый)
Земл-ян-ой – сделанный из земли, относящийся к земле
Земл-ян-ичн-ый – сделанный из земляники (клубничный)
Зим-н-ий – относящийся к зиме
Игл-ист-ый – имеющий много игл
Клет-очн-ый – состоящий из клеток
Клет-ч-ат-ый – имеющий рисунок в виде клетки (полосатый)
Книж-н-ый – относящийся к книгам
Кож-ан-ый – из кожи
Кост-ист-ый – обычно о худом человеке (болотистый, каменистый)
Кост-ляв-ый – обычно о рыбе, в которой много костей
Кост-ян-ой – сделан из кости
Лед-ник-ов-ый – относящийся к леднику
Лед-ян-ой – сделанный изо льда, такой, как лед
Лестнич-н-ый – относящийся к лестнице (Ц и Ч чередуются)
Мор-ск-ой – относящийся к морю
Мыль-н-ый – сделанный или состоящий из мыла
Над-вод-н-ый – находящийся над водой (надземный)
Облач-н-ый – покрытый облаками
Отеч-еск-ий – относящийся к отечеству
Утр-енн-ий – происходящий утром
Главная цель приведенного словаря:
Показать, из чего складывается значение приведенного слова;
Показать, что значение приведенного слова обычно можно объяснить через значение того слова, от которого оно образовано;
Формирование представлений о существовании в языке определенных словообразовательных моделей, которым свойственна словообразовательная общность и общность значения.
Должное внимание к приставкам и суффиксам облегчит словарную работу, напр., позволит избежать смешения значений родственных слов, отличающихся друг от друга только суффиксом или приставкой: водНый и водЯНой, костНый и костЯНой, костЛЯВый и костИСТый, болотНый и болотИСТый, человечНый и человечий, зверИНый и зверСКий, Неурочный и ВНЕурочный.