Доклад Кольца Луллия как средство расширения и активизации словарного запаса детей среднего дошкольного возраста


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
«Кольца Луллия»
как средство расширения и активизации словарного запаса детей среднего дошкольного возраста
Воспитатель А.А.Герасименко
ст. Брюховецкая
2017г
Уважаемые коллеги!
Я думаю, что вы слышали о «Кольцах Луллия», а возможно и применяете их на практике.
Интересна история возникновения данного метода. Раймунд  Луллий - поэт, философ, миссионер.
На 32 году он имел видение Христа, это произвело в нём переворот, Луллий оставил двор, семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где стал размышлять над смыслом жизни. Путём этих размышлений он пришел к выводу, что можно путём различных комбинаций уже известных понятий выводить новые истины.
То есть он создал логическую машину в виде бумажных кругов, которые представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов.
Что же они собой представляет? В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал  метод  луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Такой известный методический прием, как «Кольца Луллия», является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи, обогащение словарного запаса.
Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
Детям моей смешанной дошкольной группы очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
В игре «Необычные вещи» мы учим детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.
На первом круге - изображения объектов, на втором - частей этих объектов.
Предлагаем задание детям:
«Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором»;
«Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать».
Например, в игре «Новая сказка» закрепляем тексты знакомых сказок и учим изменять текст, сказки в зависимости от введения новых объектов.
На первом круге изображения сюжетов знакомых сказок, на втором - предметов из этих сказок.
Предлагаем задание:
«Посмотри, иллюстрация, к какой сказке оказалась под стрелкой». «Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет».
«Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Например, иллюстрация из сказки «Три поросенка» и сковорода из сказки «Федорино горе». Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?»
В игре «Необычное место» мы также работаем со сказками.
На первом круге картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад. На втором круге - картинки с изображением сказочных героев.
Даем задание:
«Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет».
«Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства».
Предлагаем подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.
Я предлагаю вам вместе со мной сделать «Кольца Луллия» по временам года из бумажных тарелок.
Один из вас берет большую тарелку и делит на 4 части, наклеивает картинки с одеждой по сезонам (временам года). Второй делит маленькую тарелку на 4 сектора и наклеивает картинки с временами года.
А мы вместе придумываем вопросы и задания.
Итак, проделываем посередине дырку и одеваем на стержень. Вот и готово пособие. Вращаем…
Какие вы придумали задания?
Вот так достаточно легко можно изготовить пособие, которое активизирует речь и воображение дошкольников.