Разработка урока «Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование»(10-11 классы)


Тема урока: «Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование».
Тип урока: урок изучения нового материала с повторением и обобщением изученного материала
Задачи урока: подготовить уч-ся к обобщенной деятельности и воспроизведению информации на новом уровне.
Планируемые результаты
Предметные:
- умение составлять сложный и простой планы текста параграфа учебника;
- умение производить словообразовательный, морфемный, синтаксический разборы;
- навыки работы с орфограммами, пунктограммами;
- навыки умения составлять словосочетания, предложения.
Метапредметные:
- свободное владение навыками грамотности;
- владение умениями делить текст на смысловые части;
- умение давать толкование словам;
- умение работать с текстом учебника.
Личностные:
- владение навыками грамотного письма и говорения;
- знание правописания слов, постановки знаков препинания в предложении;
- расширение словарного запаса каждого уч-ся;
- обогащение лексикона новыми международными элементами слов, новыми словами;
- воспитание любви к слову, грамотной речи.
Ресурсы урока(оборудование): учебники, карточки с заданиями, лингвистические таблицы
Ход урока
1 этап урока: проверка домашнего задания, оптимизация, актуализация учебных действий.
Задания на дом не было после контрольного сочинения.
Выполнение заданий учителя:
«Синтаксическая зарядка».
Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым (штабс) капитаном (Л.).( Пишутся через дефис слова, первую часть которых образуют иноязычные элементы вице-, штаб-, экс- и др.;)
Уч-ся производят синтаксический разбор предложения ( один у доски, остальные – в тетерадях).
Словарная работа
Подберите однокоренные слова к словам:
Бюллетень:
(краткое официальное сообщение о событиях, имеющих важное общественное значение, о ходе дел, состоянии кого-либо или чего-либо).
Аккуратность:
Беллетристика:
(прозаические повествовательные произведения  художественной литературы)
Территория:
Дилетант:
(тот, кто занимается наукой или искусством и т. п. без специальной профессиональной подготовки, достаточных знаний)
«Словообразовательная минутка»
Образуйте сложносокращенные слова из данных словосочетаний.
Образец: граммофонная пластинка — грампластинка (без двойной согласной); корреспондентский пункт — корпункт.
Граммофонная запись, групповой организатор, конная армия, коллективный договор, прессованный порошок.
2 этап урока: постановка целей и задач, мотивация учебных действий
Последнее задание с каким разделом науки о языке связано? Правильно, со словообразованием. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Тема урока начинает новую большую тему: «Источники расширения словарного состава современного русского языка» . Сегодня – первый урок в теме.
Запишем тему в тетради: «Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование».
Составим простой план статьи учебника – параграфа № 42 и статьи перед ним (стр.148-149).
Какой план текста называется простым?
Какой план текста называется сложным?
Представим свои записи:
Источники обогащения лексики и фразеологии русского литературного языка в прошлом.
Письменная форма литературного языка прошлого расширяла свои границы только после «проверки» слов и выражений.
Условия функционирования русского литературного языка в 20 веке изменились.
Появилось небрежное отношение к форме речи как устной, так и письменной.
Расширение словарного состава языка сегодня идет за счет словообразования, пассивного словаря и заимствований.
3 этап урока: усвоение новых знаний и проверка их понимания
Каковы источники заимствований? Какие слова чаще всего появляются в современном языке? На этот вопрос помогут нам ответить материалы таблицы из раздаточного материала. Там международные элементы заимствований, например:
Авиа, контр, видео, теле, зоо, аква.
1 задание.
Вам сейчас необходимо составить словосочетания с этими международными элементами.
Домашнее задание будет связано с ним же: составить 5 предложений со словами, содержащими эти части слов.
2 задание.
Образуйте с помощью суффиксов -чик, -щик имена существительные со значением лица. Запишите эти слова.
Баня, барабан, бетон, водопровод, возить, грузить, забой, камень, объезд, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, резать, учет, фонарь.3 задание
Подберите парные имена существительные женского рода к приводимым словам мужского рода.
Образец: красавец — красав-иц-а.
Владелец, кормилец, любимец, постоялец, скиталец, сослуживец, счастливец, упрямец.
4 этап урока: закрепление новых знаний
Обобщение и повторение изученного материала: Вопросы по параграфу 42.
Устно выполнение упражнения № 216 .
Что такое окказионализмы? Приведите примеры.
5 этап урока: объявление домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание на следующий урок:
Знать содержание текста 42 параграфа, отвечать на вопросы по нему
Составить 5 предложений разных типов со словами из таблицы.
Выполнить письменно упражнение № 217 – найти окказионализмы в текстах произведений В.Маяковского.
6 этап урока: рефлексия и выводы
О каком разделе науки о языке говорили сегодня на уроке?
Что было самым сложным на уроке?
Оценки за урок – работающим у доски – 3-4 человека, тем, кто отвечал с места.