Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке Каждый народ — художник


ГОУ прогимназия №1642







Сценарий открытого интегрированного урока

(изобразительное творчество и музыка)

в 4 классе

«Многообразие художественных культур в мире.

Каждый народ – художник»



Составили:

Гришина И. В. (учитель ИЗО)
Дерюгина А.В. (учитель музыки)













Цели и задачи: обобщить знания учащихся о многообразии художественных культур в мире; показать стилистическое единство образа природы, образа архитектуры, образа музыки и образа человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.

Оборудование: карточки, пособия к дидактическим играм, репродукции, предметы народного искусства, фрагменты музыкальных произведений, народные костюмы, фотографии архитектурных построек.

Ход урока
Организационный момент.
Интересная игра у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить надо многое знать,
Видеть красоту, думать и рассуждать.
Работа по теме урока.
На земле живет очень много наций и народностей, говорящих на разных языках. У каждого народа своя история, своя культура, неповторимое и самобытное искусство. Давайте вспомним, где мы с вами путешествовали, с культурами, каких народов мира познакомились. Что вас больше всего заинтересовало, что запомнилось. Давайте вместе вспомним названия стран и городов, в которых мы побывали.
кроссворд «Образы культуры».
- решите кроссворд и прочитайте ключевое слово, которое является стержнем во всех культурах мира.
Вопросы к кроссворду:
название художественного стиля в искусстве средневековой Западной Европы.
Буддийский храм в Японии.
Переносное жилище кочевых народов степей.
Храм мусульманских народов.
Обрамленный, архитектурно выделенный вход в здание.
Одежда у древних греков – широкий кусок ткани со многими складками, скрепленный на плечах вроде рубашки без рукавов.
Национальная одежда японцев.
Один из способов развития музыки, характерен для русской музыки и музыки других народов, в переводе с латинского означает изменение.

Ключевое слово: гармония


В

А

Р

Х

И

И

А





Т

Ц


П
Ю

П
О
К
И

Г
А
Р
М
О
Н
И
Я

О
Г
Т
Е
Р

М


Т
О
А
Ч
Т

О


И
Д

Е
А

Н


К
А

Т
Л

О


А

Ь



Учитель. Что означает слово «гармония»?
Ученики. Это согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.
Учитель. Приведите примеры гармоничной связи в изученных художественных культурах мира.
2) Конкурс «Разминка».
1. как вы понимаете смысл выражений:
- сельские постройки выражают единство людей с природой?
- городские постройки рассказывают историю народа, его судьбу?
2. -как вы объясните, что юрта – это архитектура, а не случайное приспособление для ночевки? Расскажите, как устроена юрта.
- Объясните значение слов: мечеть, медресе, минарет, мавзолей. Что означает портально-купольная постройка?
3. - что такое «ордер»?
- каким образом греческие вазы рассказывали нам о повседневной жизни эллинов?
4. – как называется стиль, возникший во французской архитектуре в начале 18 века. Он отличается причудливостью форм. Название происходит от французского слова «рокаль» - раковина.
- назовите имя композитора и произведение, написанное на тему Рококо, инструмент, для которого оно было сочинено.
3) Конкурс «Найди и отбери».
По звучащему музыкальному фрагменту определить народную принадлежность, и отобрать какие демонстрационные материалы соответствуют данной культуре. (костюм, образ архитектуры, прикладное творчество). Обосновать свой выбор, дать сравнительные характеристики.
1 команда – Россия, Средневековая Европа
2 команда – Япония, Средняя Азия
4) Игры «Грека» и «Японская машинка».
5) « Древнегреческие колонны»
Вы уже знаете, что такое «ордер» в архитектуре. Какие ордеры вы знаете?
- Изобразите колонны дорического и коринфского ордера.
-Изобразите колонны ионического и композитного ордера.
- определите время года, которое соответствует каждому ордеру в зависимости от характера сооружения. Обоснуйте свой выбор.
6) Музыкальные загадки «Тембры музыкальных инструментов».
Определите, какие инструменты звучат.
Музыка Японии – звучание струнного щипкового инструмента (ручная арфа) и деревянного духового инструмента (бамбуковая флейта).
Музыка «Сетар» - струнные щипковые инструменты (дотар и сетар).


7) Пластический этюд.
Звучат музыкальные фрагменты русской и греческой музыки. Учащиеся должны определить народную принадлежность данных музыкальных отрывков, найти костюм, соответствующий этому народу и передать танцевальные движения.

Наш урок – путешествие подошел к концу.
- Что принесло вам знакомство с искусством разных народов?
Если рассматривать каждый народ не самими по себе, а вместе с окружающей природой, образом архитектуры, образом человека, характером музыки, тогда мы увидим, что все это находится в гармоничном единстве между собой. Гармония, согласованность, единство раскрываются и в пропорциях, и в материале, и в цветовой характеристике украшений, народных костюмов.
Учащиеся читают стихотворение.

Мы классицизм, ампир и стиль барокко
Пока не различаем, но зато
Мы готику средневековья выделяем
И всех соборов узнаем в лицо.
Японских пагод отличаем силуэты
И стройность греческих колонн,
И вязь узоров минаретов
Рассмотрим мы со всех сторон.

Искусства мир нам дарит книгу знаний,
И столько новых он откроет нам страниц!
Но точно знаем, меж культурами народов
Непроходимых нет для нас границ.




15