Рабочая программа Изобразительное искусство (Каждый народ художник)

МОУ Катуаровская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Катуаровской СОШ
___________________/Н.В. Чуркина/
«______» _______20____ года
Введено в действие
приказом № _____ от «___»____20____г.






Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
параллель, 4 класс






Составила Чиквасова Е.А.,
учитель ИЗО










2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе составлена в соответствии с авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» в 1-4 классах (Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4кл учебник для общеобразовательных организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014), основной образовательной программы МОУ Катуаровской СОШ.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает четкое распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика предмета
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально - пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно - прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительная художественная деятельность; декоративная художественная деятельность; конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности изобразительный, декоративный и конструктивный в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Цели и задачи
Цели курса:
художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Задачи курса:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает в 4 классе изучение предмета «Изобразительное искусство» в объёме 34 часа в год, по 1 часу в неделю 34 учебных недели. Данная рабочая программа в соответствии с календарным графиком школы на 2016 – 2017 учебный год рассчитана на 32 часа в 4 классе

Общее количество учебных часов

п/п
Название раздела в рабочей программе
Количество часов


Истоки искусства твоего народа
8


Древние города нашей земли
7


Каждый народ-художник
11


Искусство объединяет народы
6

Итого:
32


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объекта), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
Оценка "5" - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4" - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3" - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2" - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредменые результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 4 класса – «Каждый народ – художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Истоки искусства твоего народа (8 ч.)
Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Деревня – деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Красота человека. У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д.
Древние города твоей земли (7 ч.)
Родной угол. Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города. Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Города Русской земли. Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов.
Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Праздничный пир в теремных палатах.
Каждый народ художник (11 ч.)
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Древнегреческое понимание красоты человека мужской и женской на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком особенность Древней Греции. Европейские города Средневековья. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Искусство объединяет народы (8 ч.)
Материнство. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Мудрость старости. Есть красота внешняя и внутренняя красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Изображение любимого пожилого человека. Главное это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Герои- защитники. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Формы: урок. Типы уроков:
урок изучение нового материала;
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок контроля умений и навыков. Виды уроков:
урок – беседа;
урок – игра;
практическое занятие;
выполнение творческого задания.
Методы обучения: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Практического контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
Дифференцированное обучение.
Операционно-предметная система обучения.
Моторно-тренировочная система.
Практические методы обучения.
Решение технических и технологических задач.
Учебно-практические или практические работы.
Коллективное творчество.























3.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по изобразительному искусству в 4 классе
на 2016-2017 учебный год

№ п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Сроки проведения
Использование ИКТ




по плану
по факту


1
2
3
4
5
6

ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА (8 Ч.)

1



Каждый народ строит, украшает, изображает.
Пейзаж родной земли. Художественные
материалы.
01.09 – 02.09.2016



2


Красота природы в произведениях русской живописи
05.09 – 09.09.2016



3


Деревня – деревянный мир. Русская деревянная
изба
12.09 – 16.09.2016



4

Деревня –деревянный мир. Украшения избы.
19.09 – 23.09.2016



5

Красота человека. Русская красавица
26.09 – 30.09.2016



6

Образ русского человека в произведениях художников
03.10 – 07.10.2016



7

Календарные праздники
10.10 – 14.10.2016



8

Народные праздники
17.10 – 21.10.2016



ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 Ч.)

9

Родной угол
07.11 – 11.11.2016



10

Древние соборы
14.11 – 18.11.2016



11

Города Русской земли
21.11 – 25.11.2016



12

Древнерусские воины- защитники
28.11 –
02.12.2016



13

«Золотое кольцо России»
05.12 – 09.12.2016



14

Узорочье теремов
12.12 – 16.12.2016



15

Праздничный пир в теремных
19.12 – 23.12.2016



КАЖДЫЙ НАРОД-ХУДОЖНИК (11 Ч.)

16


Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры

09.01 – 13.01.2017



17

Искусство оригами
16.01 – 20.01.2017



18


Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре
23.01 – 27.01.2017



19

Народы гор и степей
30.01 – 03.02.2017



20


Народы гор и степей. Юрта как произведение
архитектуры
06.02 – 10.02.2017



21

Города в пустыне
13.02 – 17.02.2017



22

Древняя Эллада
27.02 – 03.03.2017



23

Олимпийские игры
06.03 – 10.03.2017



24

Средневековый город
13.03 – 17.03.2017



25

Образ готического храма в средневековом городе
03.04 – 07.04.2017



26


Многообразие художественных культур в мире. Обобщение.
10.04 – 14.04.2017



ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (6 Ч.)

27

Тема материнства в искусстве
17.04 – 21.04.2017



28


Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве
24.04 – 28.04.2017



29

Мудрость старости
02.05 – 05.05.2017



30

Сопереживание. Дорогою добра
10.05 – 12.05.2017



31

Герои-защитники. Героическая тема в искусстве разных народов
15.05 – 19.05.2017



32

Юность и надежда. Искусство народов мира (обобщение темы)
22.05 – 26.05.2017





Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол от «____» _________ 20___г. №____
Руководитель ШМО
_____________/_________________/

Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/________________/
«____»_______20___г




ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАНИРОВАНИЯ
«Изобразительное искусство» в 4 классе
Учитель ИЗО Чиквасова Екатерина Александровна


Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия







































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315