Конспект урока изобразительного искусства на тему Картина-натюрморт (3 класс)


3 класс
Изобразительное искусство
Технологическая карта
Тема Картина - натюрморт
Цель урока Задачи:
Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, познакомить с жанром натюрморт.
Развивать способности понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства.
Учить составлять композицию из предметов.
Развивать приёмы работы художественными материалами.
Воспитывать эстетическую восприимчивость.
Основное содержание урока, термины и понятия Представление о натюрморте как о жанре в изобразительном искусстве. История появления, разновидности натюрмортов: с натуры, постановочный, декоративный. Натюрморт, рассказывающий о человеке.
Натюрморт, композиция, граттаж.
Планируемый результат Предметные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные
Выполнять композицию из предметов, исходя из собственного замысла в технике графики (граттаж). Развивать художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, делать выводы, оперируя с предметами и образами. Составлять композицию из предметов по определенным правилам, изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением.
Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства, изображающих натюрморт. Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Литературное чтение. Музыка. Фронтальная, в малых группах, индивидуальная. Учебник «Искусство вокруг нас»
Презентация уроку.
Методическое пособие.
Наглядный материал, предметы натуры.
I этап. Мотивация к деятельности
Цель –
мотивировать учащихся на выполнение творческой работы. Проблемная ситуация
Во все времена художники создавали прекрасные произведения. Лучшие из них хранятся в музеях. Каждый человек может прийти в музей, чтобы испытать радость встречи с искусством. (Слайд)
- Скажите, какое название вы дали бы этой работе? (Слайд)
В этой картине художник объединил три жанра. С двумя жанрами вы уже знакомы. Давайте их найдем. (Демонстрация с выделением маркером).
- Здесь есть изображение человека.( Портрет).
- Деревья за окном (Пейзаж), а есть и предметы, лежащие на столе.
- Как вы думаете, как называется картина, где художник изображает предметы?
Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Последователь
ность
изучения Учебные задания Универсальные учебные действия Диагностические
Задания
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Тема урока
Цель –
сформировать понятие о натюрморте, как о жанре в изобразительном искусстве;
прививать интерес к произведениям искусства.
Задание № 1
Найти значение слова «Натюрморт» в словаре и Интернете. Осуществлять поиск необходимой информации. Умение выслушивать и дополнять одноклассников. Проявлять интерес к новому. Объяснить значение слова.
Задание №2
Познакомьтесь с историей появления натюрморта как жанра: голландский, с натуры, постановочный, декоративный, проявляющий принадлежность предметов человеку. (Презентация) Осуществлять анализ произведений искусства, устанавливать аналогии. Умение анализировать по плану. Формулировать собственные мысли;
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Проявлять интерес к произведениям искусства.
Увидеть особенности, сходства и различия в натюрмортах.
Задание №3
Составить натюрморт их приготовленных предметов по установленным правилам.
(На разложенном этюднике в качестве натурного столика) Научиться составлять композицию в соответствии
с замыслом. Выбирать из предложенных учителем необходимые предметы (ткани, вазы, цветы, посуда, фрукты и овощи). Умение взаимодействовать с учителем и сверстниками. Способность принимать цели, преодолевать импульсивность Составлять придуманную композицию.
Диагностика качества учебно-познавательной деятельности
Цель –
установить степень усвоения учащимися изученного материала. Самостоятельная
работа Предметные результаты УУД
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные
Задание 1
Познакомьтесь с правилами композиции при изображении натюрморта и сами правильно расставьте предметы.
(Интерактивная доска) Научиться грамотно и красиво располагать предметы в натюрморте. Понимать правила при изображении натюрморта. Планировать действия и выполнять задание. Умение сотрудничать с одноклассниками в процессе совместной деятельности. Доброжелатель
но относиться к окружающим;
участвовать в творческом процессе.
Эмоциональная отзывчивость на
полученный результат.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель –
учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания. Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовётся …
- Натюрморт!!!
А теперь покажите, что вы можете сами и придумать предметы для натюрморта, и нарисовать их красиво на бумаге, грамотно располагая их относительно друг друга.
- Назовите правила композиции:
Не рисовать слишком мелко или слишком крупно.
Не ставить рисунок на нижний край листа.
Не прикасаться изображением к сторонам листа.
Не ставить предметы на одну линию.
Соблюдать равновесие предметов.
Большие предметы ставить сзади, мелкие – впереди.
Дети выполняют работу масляной пастелью в формате, подходящей под изготовленную заранее рамку. (Ваза с веточкой, яблоки, чашка)
1. Тёплый фон (жёлто-оранжевый);
2. Рисование натюрморта черным цветом;
3. Процарапывание зубочисткой бликов на яблоке, вазе и чашке, узора на вазе и чашке, прожилок на листьях ветки.
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Формы контроля: контрольное задание Рефлексия своей деятельности по изучению данной темы
Решите кроссворд на тему искусства, найдите получившееся слово. (Натюрморт)
В натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И всё-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето, пробудить радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать «неживую природу», показать все её особенности и тонкости. Сегодня на уроке и вы попробовали сочинить и нарисовать свой натюрморт.
Картина похожа на окно в мир, созданный художником. Чтобы его выделить из окружения, картину одевают в раму. Мы тоже вставим свою картину в раму. Дети вставляют свой рисунок в заранее изготовленную и украшенную рамку.
- Понравился вам жанр натюрморт?
- Понравилось вам самим составлять натюрморт?