Урок по ИЗО на тему Картина натюрморт


Тема урока по ИЗО - Картина - натюрморт (освоение нового материала)Рисование «Овощи»
Задачи:познакомить с различными художественными произведениями;
содействовать формированию эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
научить передавать пропорции, соотношения форм предметов, соблюдать правила перспективы. Цели: Расширить понятие детей о жанрах изобразительного искусства, дать более
углубленные знания о натюрморте, познакомить детей с ахроматическими цветами.
Учить знать и четко различать понятия «параллельные и перпендикулярные линии»,
«диагональные линии», «вертикальные и горизонтальные линии», «поперечные и продольные линии», знать понятие «квадрат», знать понятие и уметь рисовать овал. Вовлечь учащихся в процесс обсуждения при выполнении рисования. Способствовать развитию аккуратности в работе
Оборудование: презентация к уроку
УУД:познавательные: - извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ёё.коммуникативные: - участвовать в коллективных обсуждениях, формулировать ответы на вопросы.
регулятивные: - осуществлять итоговый и кооперационный контроль деятельности.
личностные: - ответственно относиться к учебе, мотивация учебной деятельности, сориентированные на проявление интереса к творчеству художников
№ Содержание урока
Водно-
мотивадцон ный этап Организационный момент.
Мотивация
Организационный момент.
1. Здравствуйте ребята! Сегодня мы занимаемся в кабинете информатики, а работать будем не традиционными красками и кисточками, а на компьютере.
2. Ребята, вы были в музее? (ответы учащихся)
- В каком музее вы были? (ответы учащихся)
- Что хранится в музее? (ответы учащихся)
Тема нашего урока «Картина - натюрморт»
Цель: научиться рисовать натюрморт. Познакомиться с новой цветовой палитрой и применить её в работе. Ребята, а прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним,
Какие жанры в изобразительном искусстве вы знаете?
(ответы учащихся)
Что вам известно о натюрморте?
(ответы учащихся)
Натюрморт - в переводе с французского слова означает «мертвая натура» (слайд 1). В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи - предметы быта, снедь, цветы, плоды и т.п.
Возник этот жанр в 17 веке в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников 15-16 вв.).
Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
Операционносодержательный
этап
Работа по теме урока
Объяснение.
Беседа Красоту самых разнообразных, привычных нам предметов быта, плодов земли, цветов стремились передать в своих работах многие художники.
Они писали их и на картинах бытового жанра, исторических полотнах, потому что такие подробности помогают нам представить себе повседневную жизнь наших предков или обстановку, в которой произошло событие, изображённое автором картины.
Одним из мастеров натюрморта был русский художник Илья Машков (1881 -1944 г.) (слайд 2)•
С необычайной выразительностью и живописностью изображал он на своих полотнах спелые фрукты, овощи, стеклянную посуду, столовые приборы, блюда. Умело передавал цвет и форму всех этих аппетитных яблок, груш, абрикосов, винограда, бананов, ананасов... (слайд 3)
Глядя на них, так и хочется протянуть к ним руку, дотронуться, попробовать на вкус (слайд 4),
Художнику удалось создать у нас ощущение, что плоды эти не нарисованы, а лежат, только что сорванные, здесь, перед нами (слайд 5).
Все эти натюрморты хранятся в Третьяковской галерее в г. Москве А сейчас рассмотрим некоторые варианты изображения натюрморта Реалистическое изображение натюрморта (слайд 6)
Декоративное изображение натюрморта (слайд 7)
Абстрактное изображение натюрморта (слайд 8)
Один и тот же натюрморт мы увидели в различном изображении, а теперь посмотрите, как цвет может повлиять на одни и те же предметы Натюрморт в теплой гамме (слайд 9), натюрморт в холодной гамме. Это реалистическое изображение натюрморта. Декоративный натюрморт в теплой гамме (слайд 10), Декоративный натюрморт в холодной гамме.
От выбора красок художника, его настроения, зависит каким, получится натюрморт. Радостным и торжественным, нежным и певучим или мрачным и тоскливым.
3. Ребята, перед вами палитра художника, какие краски вы видите здесь? ответы учащихся (Спектр или радуга цвета) А ещё эти цвета называются хроматические.
А все ли здесь цвета? ответы учащихся (нет белого и черного)
Правильно. Добавим на палитру белый и чёрный цвет. При смешивании получается, какой цвет? (Серый) Черный, белый и серый называются ахроматическими (слайд 11).
Серые бывают светлые и темные. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков.
Прежде чем приступить к практической работе, давайте вспомним,
Что необходимо знать для того, чтобы передать объём предметов? (ответы учащихся)
Физкультминутка.
Рисунок натюрморта по представлению. Описание задания
Попробуем нарисовать натюрморт. Для натюрморта мы выберем стол, стол застелем клетчатой скатертью, поставим вазу с цветами. Давайте представим себе такой натюрморт. Для того, чтобы нарисовать такой натюрморт, обязательно нужен определенный порядок. Наш рисунок мы начнем рисовать с крышки стола. Рассмотрим ближнюю к нам сторону стола. Она представляет их себя горизонтальный отрезок линии. Дальняя сторона стола будет такой же линией только меньшего размера.
Дальняя сторона стола будет видна несколько выше над столом, если мы наш взгляд направляем сверху, если наш взгляд направлен снизу мы вовсе не увидим дальней линии, а если мы заберемся на люстру над столом и будем смотреть на наш стол сверху то увидим крышку стола в виде квадрата у которого все стороны и углы равны. Если же мы опустим нашу зрительную плоскость на уровень крышки стола, то все линии квадрата крышки стола сольются в одну.
Поэтому расстояние по вертикали между линиями должно быть меньше ближней стороны стола - допустим в 2 раза.
Для этого разделим с помощью карандаша ближнюю сторону на 2 равные части. Сделаем это следующим образом, вначале разделим линию на две части на глаз и поставим риску на линии в том месте, где по нашему мнению должна быть середина. После этого измерим одну половинку с помощью карандаша и приложим её ко второй и сделаем другую отметку. Если мы не ошиблись, то две отметки совпадут, если же они не совпадут, то проведем риску посередине между ними она и будет той точкой, которая делит отрезок пополам. Таким образом, мы будем делить отрезки линии на две части. Со временем вы сможете, достаточно точно, делить отрезки пополам не прибегая к помощи карандаша.

Отметив карандашом половинку передней грани, поднимем её вертикально и сделаем отметку того места, в котором мы проведем дальнюю сторону стола.
Затем проведем линию параллельно линии ближней грани стола через эту точку. Следим, чтобы линия шла параллельно. Длину отрезка дальней грани стола давайте сделаем равной 1/3 ближней. Для этого разделим одну из половинок ближней стороны еще раз напополам и отложим расстояние равное половинке + четверти нашего отрезка на линии дальней стоны крышки стола.
Теперь можно провести боковые линии стола, соединив полученные отрезки линиями. Таким образом, мы с вами получили рисунок крышки стола с точки зрения стоящего перед ним человека.
Чтобы двигаться дальше, давайте постелим на наш стол клетчатую скатерть, в крупную клетку. Для этого вначале проведем боковые линии клетки.
Как провести оставшиеся линии? Здесь нам поможет диагональ, проведенная через противоположные углы стола. Эта диагональ будет пересекать продольные линии в местах пересечения их поперечными линиями. Поэтому проведем диагональ стола, а затем через точки пересечения проведем поперечные линии.
Продолжим линии клеток скатерти строго вертикальными линиями вниз а затем мягкой линией обозначим свес скатерти .Теперь мы видим перед собой стол, накрытый клетчатой скатертью. Давайте поставим на наш стол вазу с цветами.
В начале, найдем на скатерти то место, где будет стоять наша ваза. Поставим её в середину стола. Для этого разделим средние клеточки скатерти напополам и через полученные точки проведем овал. Таким образом, мы обозначим положение дна нашей вазы на рисунке.

Теперь поднимем ось вазы строго вертикально вверх и на некоторой высоте проведем еще несколько осей овалов перпендикулярно вертикальной оси. Отложив на больших и малых осях от середины равные отрезки, проведем через них нужные овалы.
Анализ работ. Картинная галерея
Подведение итогов урока.
При этом будем руководствоваться тем положением, что эти овалы будут расположены выше дна вазы, а значит ближе к плоскости нашего зрения, поэтому будут казаться уже. Теперь соединим боковые плоскости овалов, нарисуем боковую поверхность вазы и получим рисунок вазы стоящей посредине стола. А теперь самостоятельно нарисуйте цветы и закрасьте полученный рисунок.
5. - Ребята, а какое настроение передает ваш натюрморт? (торжественное, грустное и т. п.)
Каким цветом вам нравится работать больше (ахроматическим или хроматическим)?
С каким художником натюрмортного жанра вы познакомились сегодня? (оцениваю работы учащихся)