Практическая реализация технологии развития критического мышления на рефлексивном этапе урока литературы в старших классах.


Практическая реализация технологии развития критического мышления на рефлексивном этапе урока литературы в старших классах.
Сегодня мы должны сделать работу учащегося на уроке максимально эффективной и результативной .На разных этапах урока можно включать разнообразные задания , формирующие литературоведческие навыки., развивающие критическое мышление, творческие способности и самостоятельную читательскую деятельность.
Цель- показать инновационные способы работы с текстом.
1. "Банк данных литературных героев".
2." Словесный коллаж"
3.Динамичная фотография.
4.Полиномы
1. "Банк данных литературных героев". Дается задание учащимся:
Перед вами карточки с портретами литературных героев романа Достоевского. Ваша задача -собрать банк данных на героев романа "Преступление и наказание". Вы можете взять из каждой карточки только одну деталь, наиболее полно, по вашему мнению, характеризующую героя. Свой выбор вы должны прокомментировать. Попытайтесь составить кластер, расположив собранные вами данные в определенной последовательности.
Банк данных можно формировать разными способами. Наиболее продуктивный
1. Как звали?   Имя ?
2. Сколько лет? Возраст ..
3. Родственники
4. Социальный статус.
5. Дом
6.Идейные,моральные принципы.
2.Прием "Словесный коллаж" позволяет максимально быстро проверить домашнее задание по анализу одного конкретного эпизода. Вашему вниманию предлагается проанализировать эпизод " 1 сон Родиона Раскольникова. Убийство лошади".
«…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…» «…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…» «…Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»
Составляя коллаж, нужно ответить на 6 вопросов ,сформулировав их лаконично
1.что происходит?- формулируем проблему2.кто участники данного для анализа эпизода?-исполнители3.как происходит событие? –пути решения4.где происходит событие? –место её решения5.когда происходят описываемые события?-ресурс времени6.зачем автор обращается к данному эпизоду?- нужно предложить пути решения проблемы
работа в группах должна занимать от 5 до 10 минут
3.Приём «Динамичная фотография»
"Театр на уроке": ролевая игра. Выполняем ряд коммуникативно-ситуативных упражнений по изучаемому произведению. Представляем себя на месте литературных героя. У нас есть только возможность через позы, жесты показать, охарактеризовать состояние героя
Мы представляем себя на месте литературного героя без слов.
Ваша задача -показать героя литературного произведения в определенные моменты развития сюжета романа. Мы не имеем права произносить никаких фраз вслух во время показа. Команда соперник должна угадать, в какой момент жизни литературного героя мы решили его запечатлеть.
Выбираем литературного героя (Понтий Пилат, Гамлет, Родион Раскольников, Андрей Болконский и др.), который должен быть представлен в нескольких ракурсах, что позволит нам глубже понять его характер, мотивацию его поступков.
2.Предлагаем «примерить» на себя выбранную роль. Чтобы получилась «динамичная фотография», необходимо продумать три позы , характеризующие психологическое состояние героя на определённых стадиях изучения романа.
Показываем три фотографии. Это позволяет наиболее полно продемонстрировать развитие характера героя.
3 Выйти в центр зрительского круга и принять ту позу, которая, по мнению выступающего, точно выражает суть характера ,например Понтия Пилата, на определенной стадии изучения романа.
4.Прием "Полином фантазии " -полиномы -это многочлены как средство характеристики литературных героевЦепочки данных множества, определённые  как решения систем многочленов.
Попытайтесь охарактеризовать Родиона Раскольникова, главного героя романа Достоевского, с помощью полинома. Нужно составить несколько цепочек слов( в каждой группе всего три слова), связанных друг с другом последним членом. В цепочке должно быть минимум три многочлена.
Что чувствует главный герой? Что делает? Ради чего? Зачем? Почему?( вопросы могут быть различны ,лишь бы они образовали словосочетание с предыдущим членом.
что
что
что- что делает
делает
делает- с кем? или чем? или чего?
чем
чем- ради чего?
Полином : Маргарита ( роман Булгакова "Мастер и Маргарита")
(что)страсть
страдание
любовь-(что делает?) понимает
верит
жертвует- (чем?)мужем
свободой
жизнью