Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Занимательный русский язык


Приложение 1
к Положению о рабочей программе
курса внеурочной деятельности
Муниципальное АВТОНОМНОЕ общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
ИМ. Г.А. Сборщикова» г. ПЕрми
УТВЕРЖДЕНО:
приказ № ______
от «___» ________ 201_г. СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания МС
№ ____от ____201_ г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
(общеинтеллектуальное направление)
Возраст: 10-11 лет (4 класс)
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34 часа
Составитель:
Каспирович Ольга Геннадьевна
учитель начальных классов
Пермь, 2016год

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи :•Развитие лингвистических компетенций учащихся.
•Формирование любви и уважения к русскому языку.
•Развитие познавательных способностей младших школьников
•Развитие творческих способностей младших школьников.
•Расширение кругозора учащихся.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей младшего школьника. В программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Курс включает 132 занятия: 1 занятие в неделю, в четвёртом классе - 34 занятия за учебный год. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Результаты освоения курса.
В сфере личностных, универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
В сфере регулятивных универсальных учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Анализ эффективности программы:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.
Учебно-тематический план
№ п/пТема урока Количество часов Из них: Развиваемые способности
теоретические практические 1 И снова о русском языке 1 1 Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, артистические способности.
2 Крылатые слова и афоризмы 1 1   Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображение, речь
3 Копилка занимательных заданий 1     Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторские способности
4 Игротека 1     Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, фонематического слуха, чувство рифмы
5 Об именах, о русских фамилиях. 1 1 Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, чувства рифмы, воображения, артистические способности.
6 В поисках сбежавших головоломок. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, речь.
7 Игротека. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, памяти, речь.
8 Мы играем в логогрифы. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, чувства рифмы.
9 Учимся распознавать речевые ошибки. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти.
10 Коллекция заморочек. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, памяти, речь.
11 Игротека 1     Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей.
12 Ох уж эти фразеологизмы. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации.
13 Работаем над рифмами. 1     Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, речи.
14 Словесные забавы. Игротека. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, артистических способностей, речи.
15 Продолжаем работу над фразеологизмами. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, чувства рифмы, речи, расширить словарный запас.
16 Русские пословицы и поговорки. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, расширить словарный запас.
17 Ассорти для любителей русского языка. 1     Развитие внимания, мышления, памяти, пространственной ориентации, речи.
18 Игротека. 1     Развитие внимания, мышления, памяти, артистических способностей, речи.
19 И снова о фразеологизмах. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, речи.
20 Однородные члены предложения. 1 1 Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, речи.
21 Ошибочка вышла. 1 1 Развитие внимания, мышления, воображения, речи.
22 Игротека. 1     Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, конструкторских способностей, речи.
23 Про омонимы и их разновидности. 1 1 Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, пространственной ориентации, расширить словарный запас.
24 Еще много фразеологизмов. 1     Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей.
25 В стране перевертундии. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, пространственной ориентации, чувства ритма и рифмы.
26 Игротека. 1     Развитие внимания, мышления, речи, конструкторских способностей.
27 Что такое «паронимы». 1 1
Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей.
28 Запоминаем словарные слова. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, речи.
29 31 июня. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, артистических способностей.
30 Игротека. 1     Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей.
31 Повторяем… 1     Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, расширять словарный запас.
32 Повторяем, повторяем… 1     Развитие внимания, мышления, воображения, расширять словарный запас.
33 Повторяем, повторяем, повторяем… 1     Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей.
34 Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». 1 1   Обобщение пройденного за год.
Содержание учебного курса.
Тема 1. И снова о русском языке!(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2. Крылатые слова и афоризмы. (1ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка .
Тема 3. Об именах и фамилиях.(2 ч.)
История возникновения древнерусских и современных имён и фамилий. Разнообразие имён и их форм.
Тема 4. Праздник творчества и игры. (8ч..) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. КВН по русскому языку. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актёр- тёрка ). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 5. Учимся распознавать речевые ошибки. (1ч.)
Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.
Тема 6. Фразеологизмы (4ч.) Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.
Тема 7. Я не поэт, я только учусь (3ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 8. Словесные забавы(14 ч.) Игры со словами. «Спунеризмы», «Буриме», «Палиндромы»
Основные виды деятельности учащихся:
-  участие в олимпиаде, районной олимпиаде «Русский Медвежонок»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком
Материально-техническое обеспечение.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает рабочие тетради и методические рекомендации для учителя:
Л.В. Мищенкова. Юным умникам и умницам: «Занимательный русский язык». 4 класс. Рабочие тетради №1, №2. - М.: Росткнига, 2013.
Л.В.Мищенкова. Юным умникам и умницам: «Занимательный русский язык». Методическое пособие, 4 класс, М.: Росткнига, 2013. - 254 с.
Специфическое сопровождение (оборудование):
справочники, энциклопедии;
словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов
Электронно-программное обеспечение:
DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку;
презентации по русскому языку.
Список литературы
Для учителя:
Бетеньклва, Н.М., Фонин, Д.С. Конкурс грамотеев [Текст] Книга для учителя / Н.М. Бетеньклва, Д.С. Фонин. – М.: Просвещение АО «Учебная литература, 1995. – 208 с.
Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] Информационно-методические материалы/ В. В Волина. -  М.: Знание, 1995. – 335 с.
Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] Информационно-методические материалы/ В. В Волина. -  М.: Знание, 1995. – 338 с.
Волина, В. В. Учимся играя [Текст] Информационно-методические материалы/ В. В Волина. -   Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 . – 234 с.
Волина, В. В.   Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] Информационно-методические материалы/ В. В Волина. -  М.: “АСТ”, 1996 г.  – 256с.
Каландарова, Н.Н. Уроки речевого творчества 1- 4 класс [Текст] Мастерская учителя / Н.Н.Каландарова. – М.: ВАКО, 2009. – 176 с.
Для обучающихся:
Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] Книга для учащихся/ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: “Просвещение”, 1991. – 224 с.
Полякова, А. В. Превращения слов. [Текст] Книга для учащихся/ А. В.  Полякова. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир [Текст] Сборник загадок для 1-4 классов / Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 223 с.
Филипченко, М.П. В мире природы, истории, литературы [Текст] Сборник загадок / М.П.Филипченко. – Волгоград, Учитель, 2008. – 472 с.