Урок литературы по теме Повесть «Детство» (главы).

Повесть «Детство» (главы).

Цель: знакомство с первой главой повести Л. Н. Толстого «Детство».

Ход урока
I. Сообщение учителя (или заранее подготовленного ученика) об истории создания повести.
Толстой начал работу над повестью «Детство» весной 1851 года, находясь в Москве, и продолжил работу над на Кавказе. Из планов Толстого, названных «Четыре эпохи развития», видно, что за «Детством» должны были последовать ещё три части: «Отрочество», «Юность» и «Молодость». Цель автора «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни». Юных героев писатель решил провести через четыре сферы «чувств, наук, обращения и денежных обстоятельств». «Замысел мой, указывал Толстой, был описать историю не свою, а моих приятелей детства, и оттого вышло нескладное смещение событий их и моего детства». И хотя повесть не автобиография писателя, но в её главном герое запечатлены многие черты, которые были свойственны Толстому в его детские годы, а в других действующих лицах повести запечатлены образы его родных, друзей, воспитателей.

II. Беседа.
Какое чувство осталось у вас после прочтения повести?
Какова особенность писательской манеры Л. Н. Толстого?
Перечислите главных героев повести. От чьего лица ведется повествование?

III. Обратимся к тексту первой главы.
С каких событий начинается повествование?
Какими вы себе представляете Николеньку и Карла Ивановича?
Проследим внутренний монолог Николеньки, как меняется настроение мальчика?
Что мы узнали о характере Николеньки в этой главе?
Какие события больше интересуют автора: внешние, те, что происходят в окружающем мире, или отзвук на них в душе человека?

IV. Беседа об образе родителей Николеньки:
Какой мы видим мать мальчика?
Какие детали помогают нам понять настроение Натальи Николаевны? Её характер?
Какое общее впечатление от матери складывается у читателей?
Что мы узнаём об отце?
Как переживает Николенька известие о том, что он с отцом и братом едет учиться в Москву «нынче в ночь»?
(Николеньке жалко и матушку, и Карла Ивановича, и даже любимую борзую отца Малку. Детское сердце вмещает любовь ко всем!)

V. Найдите в тексте описание внешности учителя.
Какое влияние на мальчика имеет Карл Иванович?
Как к старому учителю относятся обитатели дома? Как Карл Иванович реагирует на известие об отъезде мальчиков?
Какие уроки жизни извлекает Николенька?
(Страдает, видя людскую несправедливость; понимает, что близкие люди могут быть несчастными, как мать, и порой жестокими поведение отца по отношению к Карлу Ивановичу.)

Домашнее задание.
1. Составить развернутый план рассказа об истории жизни и смерти Натальи Савишны (главы 13, 28).
2. По материалам 1-4 глав отобрать материал:
а) о Карле Ивановиче;
б) о маме;
в) об отце.


15